Творчество архитектора Штакеншнейдера.




Андре́йИва́новичШтакеншне́йдер русский архитектор, спроектировавший ряд дворцов и других зданий в Санкт-Петербурге и Петергофе. Многочисленные произведения Штакеншнейдера очень разнообразны в отношении стилей, которые он, однако, не соблюдал в полной строгости, внося в них, с целью достижения пущей роскоши. Главное из его созданий — Мариинский дворец(ныне — резиденция Законодательного собрания Санкт-Петербурга), построенный в 1839—1844 годах на Исаакиевской площади. Кроме него, в Санкт-Петербурге им сооружены:дворец великого князя Николая Николаевича Старшего (Николаевский дворец на Пл. Труда), 1853-61 гг.дворец великого князя Михаила Николаевича (Ново-Михайловский дворец на Дворцовой набережной, д.18), 1857—1861 гг. Сейчас здесь располагается Институт восточных рукописей РАН.Дворец Белосельских-Белозерских (Невский пр., 41), построенный в 1846—1848 годах в стиле необарокко. В 1884 году дворец перешёл во владение братаАлександра III, великого князя Сергея Александровича. Сейчас здесь расположены культурный центр и музей восковых фигур.детская больница часовня на Николаевском мосту, освещённая в честь св. Николая Чудотворца (1853—1854 гг). некоторые из зданий придворного ведомства на Каменном острове архитектор занимается переделками в Каменноостровском дворце, перестраивает дачу Долгорукого (арх. Шустов С. Л.), приобретеннуюП. Г. Ольденбургским. В 1835 по его проекту на Каменном была построена дача актера Женьеса[, в 1836-38 гг. — дача Званцовых. В 1834 году Штакеншнейдер выполнил проект перестройки дачи М. И. Мордвинова. Работы в Петергофе Особенно богаты его постройками Петергоф и его ближайшие окрестности. Здесь ему принадлежат: планировка двух пейзажных парков — Колонистского и Лугового Царицын и Ольгин павильоны в Колонистском парке павильоны «Озерки» и Бельведер в Луговом парке Собственная Его Величества дача Церковь Святой Троицы на Собственной даче загородный дворец Марии Николаевны в Сергиевке дворец, две оранжереи и дом садовника в Михайловке дворец и павильон Renella в Знаменке Львиный каскад, 1854—1857 гг. в 1842—1843 гг. в парке Александрия он строит Фермерский дворец, а также пристраивает к Коттеджу (1826—1829, арх. А. А. Менелас) столовую с Мраморной террасой. Другие постройки в Царском Селе памятник великой княгине Александре Николаевне в Сергиевской пустыни близ Стрельны — церковь-усыпальница графа Г. Г. Кушелёва (сына) в Гостилицах, Петергофского уезда — дом графа Протасова в Таганроге — дворец Ахиллеса Алфераки в Ореанде, в Крыму — дворец императрицы Александры Фёдоровны и прочее. Из прочих трудов Штакеншнейдера заслуживают быть упомянутыми постройки, произведённые в Зимнем, Мраморном и Аничковскихдворцах, внутренняя отделка Старого Эрмитажа, для предполагавшегося пребывания в нём цесаревича Николая Александровича, в Санкт-Петербурге, а также некоторые переделки вОраниенбаумском и Стрельнинском дворцах.

15. Творчество архитектора Шретера.Архитектор Виктор Александрович Шретер родился 27 апреля 1839 года в доме каретного мастера Бага (Вознесенский пр., 30). В семнадцатилетнем возрасте поступил в архитектурный класс академии художеств. По совету своего наставника Л. Бонштедта он продолжил образование в Берлине в Строительной академии, посещая также класс натуры Академии художеств и получая частные уроки акварели. После окончания обучения, Шретер совершил путешествия по Европейским странам, изучая зодчество Италии, Австрии, Германии, Бельгии, Франции и Швейцарии. Творчество Шретера было связано с последним этапом развития эклектического стиля. В 1876 году Виктор Шретер победил в конкурсе на проект здания для городского Кредитного общества. Участок рядом с Публичной библиотекой и театром (пл. Островского, 7).В 1880 году Шретером был построен дом фирмы «Штоль и Шмидт», торговавшей красильными и аптечными товарами (М. Морская ул., 11). Главный фасад с неоренессансными мотивами облицован гранитом, силезским кирпичом и ревельским мрамором. Этот кирпич и мрамор в строительстве зданий использовались в Петербурге впервые. В новом типе сооружения Шретеру одному из первых удалось решить сложную задачу соединения общественных и жилых функций, разместив в здании товарные склады, магазин и благоустроенные квартиры для рабочих и служащих. В 1881 году он спроектировал каменный пятиэтажный дом со службами при церкви Христа Спасителя (Подольская ул., 2), с характерным использованием мотивов «русского стиля». Здание имело не только жилое назначение, здесь разместились школа и сиротское отделение.. В 1887 году Шретер построил здание «Русского для внешней торговли банка» (Б. Морская ул., 32). В числе первых характерных сооружений «кирпичного стиля» в Санкт-Петербурге стал комплекс зданий, состоящий из доходного дома и фабрики шелковых изделий А. Ниссена (наб.Фонтанки, 183), построенный по проекту Шретера в 1872 году. В 1873 году был построен дом купца В. Штрауса (2-я линия, 9). В 1877 году по проекту Шретера был построен дом для доктора медицины Г. Вучиховского (пр.Римского-Корсакова, 33) с использованием в архитектуре мавританских мотивов. Варьируя приемы «кирпичного стиля», используя рельефную кладку, архитектор показал большие декоративные возможности этого строительного материала при возведении доходного дома на Кавалергардской улице, 20 (1876-1877), а также доходного дома, принадлежавшего отцу архитектора (Зоологический пер., 3; 1880).Одной из лучших построек периода эклектики в Петербурге следует считать собственный особняк зодчего (наб.Мойки, 114; 1890). В 1897 году Шретер спроектировал рядом с особняком многоквартирный пятиэтажный дом с мансардами для художников (наб.Мойки, 112). С именем В. Шретера связано строительство многих театральных зданий в Петербурге и других городах России. В 1882 году Шретер стал главным архитектором Дирекции императорских театров столицы. Наиболее значительными стали его работы в Мариинском театре В 1900 году по проекту Шретера на улице Писарева, 20, было возведено крупномасштабное здание для хранения и писания декораций, привлекающее внимание своим «средневековым» обликом.

Билет 16. Шарль Гарнье. Архитектурный стиль: эклектика, боз-ар Важнейшие постройки: Опера Гарнье- Жан Луи Шарль Гарнье (род. 6 ноября 1825, Париж - умер 3 авг 1898 г, Париж). Как архитектор, Гарнье оставался мало известен в художественных кругах Парижа вплоть до 1861 года. Именно тогда ему удалось выиграть оба конкурса на проект нового здания Парижской оперы. - Благодаря огромным капиталам, предоставленным в распоряжение архитектора для строительства грандиозного проекта, Гарнье имел возможность использовать для отделки возводимого здания редкие и дорогостоящие материалы. - Грандиозное здание Гранд- Опера в Париже (1861-1875; площадь застройки 11 тыс. кв. м), выдержанное в духе эклектики, с набором гипертрофированных ренессансно-барочных архитектурных форм и с помпезной отделкой интерьеров, является главным произведением архитектурной деятельности Гарнье. Та же бравурная эклектика свойственна и другим постройкам Гарнье. - К стилю необарокко его можно отнести скорее из-за обилия скульптуры- имеется в виду и «Танец» Карпо (Так, например парные колонны фасада являются «цитатой» восточного фасада Лувра. - Вестибюль главной лестницы- одно из самых знаменитых мест Оперы Гарнье. Выложенный мрамором разных цветов, он вмещает двойной пролет лестницы, ведущей к театральным фойе и этажам театрального зала. На четырех частях расписанного потолка изображены различные музыкальные аллегории. -Фойе-место прогулок зрителей во время антракта-просторны и богато украшеныэ Большое фойе было задумано Гарнье по образцу парадных галерей старых замков. Игра зеркал и окон визуально придает галерее еще больший простор. В конце галереи находится Зеркальный салон-чистая и светлая ротонда с хороводом вакханок и фавнов на потолке, расписанном клэрэном - Красно-золотой зрительский зал в итальянском стиле выполнен в форме подковы. Он освещен огромной люстрой из хрусталя, а потолок расписан в 1964 году Марком Шагалом. Зал вмещает 1900 зрительских кресел, отделанных красным бархатом. Факты: В опере не меенее чем 17 уровней, настоящий лабиринт лестниц, коридоров, лифтов, лесенок и пандусов. В торцах Гранд Фойе женские скульптурные бюсты представляют способы освещения в развитии сквозь века: жир, масло, газ, электричество. 1) Опера Гарнье2) Театр Мариньи3) Казино в Монте-Карло

17. Стилистические реставрации Виолле-ле-Дюка.Имя: Эжен-Эммануэль.(1814-1879), Франция Родлся в Париже.Архитектурное образование начал около 1830 под руководством Хуве и Леклера, изучал античную и средневековую архитектуру Франции и Италии. В 1840 г. Получил заказ на реставрацию церкви аббатства Вецелей и стал директором реставрации Сен Шапель в Париже. С 1845 г. Работал вместе с Лассусом над рестоврацией Нотр Дам де Пари. Реставрировал соборы Амьена и Лиона. В 1863-1870гг. опубликовал «Беседы об архитектуре». Выпустил «Образный словарь французской арх-ры». В его концепции сопряжены два противоположных эстетических принципа: рационализм красоты – наследие эстетики классицизма и рационализм пользы, столь характерный для архитектурных воззрений второй половины 19 в. Отрицает симметрию и выдвигает принцип равновесия масс. Архитектурные пропорции достигаются не инстинктивно, а в соответствии с геометрическими принципами в согласии со зрительными чувствами. Уделял особое внимание проблеме взаимосвязи конструкции, материала и формы. Единственная крупная его постройка – церковь Сен Дени де-эль-Эстре в Сен Дени. Первый на западе написал очерк истории русской архитектуры.

Билет 18. Градостроительная реконструкция Парижа, Вены и Будапешта в 19 в Реконструкция Парижа, проводившаяся в начале XIX столетия, тесно связана с планом Комиссии художников, разработанным при Конвенте, в эпоху завоевания буржуазией государственной власти. Однако стремление Наполеона I к прославлению военного могущества империи выдвинуло на первое место строительство дворцов, монументов и военных зданий, в силу чего план Комиссии художников с его демократической строительной программой был надолго забыт. Триумфальная арка во дворе Тюильрийского дворца, Вандомская колонна, церковь св. Магдалины, Палата депутатов и, наконец, грандиозная Триумфальная арка у заставы Звезды-вот те главнейшие сооружения, которые были построены или заложены при Наполеоне I. Персье и Фонтэну было пручено составление нового генерального плана Парижа. В 40-х годах XIX в. в Париже появились железные дороги, превратившие столицу Франции в крупнейший транспортный узел континентальной Европы. Коренная реконструкция Парижа. Луи Бонапарт рассчитывал достигнуть нескольких политических и хозяйственных целей: 1) вытеснить пролетариат из центральных кварталов Парижа и уничтожить в процессе реконструкции наиболее узкие улицы, удобные для баррикадных боев; 2) облегчить при помощи прямолинейных проспектов действие конницы и артиллерии на случай восстания; 3) занять свободные рабочие руки и тем самым снизить безработицу в столице и 4) добиться некоторых гигиенических и транспортных улучшений, столь необходимых в условиях быстро растущего города. В результате этого мероприятия в Париже появляется так называемый Большой перекресток, т. е. система двух взаимно перпендикулярных диаметров, соединяющих вокзалы и противолежащие загородные шоссе. Наряду с диаметрами была применена вспомогательная система кольцевых разгружающих улиц. Было построено 48 км городских бульваров и приведены в порядок два крупных парка - Булонский и Венсенский. Планировочная реконструкция Вены началась через 9 лет после тех больших политических потрясений, которые принесли с собой три буржуазные революции 1848 г. Австрия стала быстро покрываться сетью железных дорог, исходным центром которых оказалась в первую очередь Вена. Вместе с тем на территории Чехии и особенно по Дунаю - в Будапеште и Вене резко поднялась концентрация промышленного производства. К середине XIX в. население Вены возросло до полумиллиона человек. Вплоть до 1850-х годов в Вене еще сохранялись крепостные стены. Для разработки генерального плана города Франц-Иосиф и его правительственное окружение привлекли национальные немецкие силы. Самый план скомпоновали Эдуард Ван-дер-Нюль и Август фон Сикардсбург, тогда как руководящее участие в строительстве общественных комплексов принял на себя прославленный строитель Дрезденской галереи Готфрид Земпер. Большое достоинство составленного генерального плана заключалось в том, что для главной кольцевой магистрали была избрана ломаная трасса, состоящая из хорошо подобранных и контрастных друг другу прямолинейных отрезков. Самая магистраль получила 60 м в поперечнике и превратилась в высокоблагоустроенный тенистый бульвар, по сторонам которого двигался рельсовый транспорт. Лучшие зодчие тогдашней Европы не только не достигли здесь композиционного единства (т. е. ансамбля), но даже не нашли привычных художественных образов, неразрывно связанных с функциональным назначением зданий.

Билет19. Стилистические направления в архитектуре периода эклектики. В период эклектики мастера обращались к разным периодам архитектуры и использовали элементы так называемых «исторических» архитектурных стилей (Неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль, индо-сарацинский стиль). Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В отличие от предшествующего классицизма романтическая тенденция в архитектуре не обладала стилистической определенностью. Такая стилистическая определенность непосредственно связана с нормативностью эстетической доктрины, а эстетика романтизма, напротив, облдала ярко выраженной антинормативностью. Поэтому в архитектуре романтизм выступал в самых различных исторических одеждах, не сковывая себя какими-либо стилистическими нормами и правилами. Эстетический идеал романтизма не имел определенной исторической локализации. Романтиков интересовало и средневековье (которому отдавалось все же предпочтение), и античность, и Древний Египет, и Древний Восток. Искусство самых различных стран получило в эстетике романтизма права гражданства наравне с античностью. Основой художественного познания и художественной деятельности объявлялось чувство, а не разум. Такая эстетическая позиция, с одной стороны, открывала перед архитектурой возможность использовать самый широкий круг исторических прототипов, с другой – санкционировала произвольное изменение архитектурных форм прошлого и произвольное их сочетание. Идеологическое влияние некоторых «сил» сыграло большую роль в архитектуре и обусловило возникновение ряда стилистических направлений в рамках эклектизма. Одной из таких сил была церковь, поддерживающая неоготическоенапрвление в архитектуре стран Западной Европы и так называемый «русско-византийский стиль»

 

Билет 20 Неороманский стиль - европейский стиль искусства 19 века. Художники и архитекторы прибегает обратно к моделям последних двух тысячелетий- в этом случае романской. Стиль был распространен в основном в США и Канаде в 70-е года 19-го века, а также в начале 20-го века. Основой стиля стала романская архитектура 11-12 веков. В отличие от романского стиля, новороманский стиль имеет более простую форму арок и окон и дверных проемов.Одним из самых видных архитекторов, работающих в данном стиле был архитектор Генри Хобсон Ричардсон. Неороманский стиль в большей степени характерен для церквей и соборов, городских укреплений, феодальных замков. Простота форм, горизонтальные и вертикальные линии придают неороманских строениям строгий и суровый вид. Свод зданий выстроен в виде крестов, свободные плоскости стен символизируют защищенность и недоступность. Характерной особенностью этого стиля является зависимость размера изображений от величины и значимости архитектурных элементов, на которые они нанесены. К примеру фигура Христа имеет больший размер, чем образы ангелов. Изображения на несущих частях имеют удлиненную форму. В воплощении неороманского стиля нет места для декоративности и орнаментальности. Крыши здания выполнялись в виде каменныхводов. Отсутствие лишних деталей подчеркивает лаконичность и практичность строений. Отголоски романского стиля с многочисленными нападениями на империю сыграли роль ориентации зданий на удобство ведения обороны. ЦерковьТроицывБостоне (архРичардсон) ЗданиеСевер-ХоллавГарвардскомуниверситете (Ричардсон) Здание Брэдбери, Лос-Анджелес (архВаймен) Главное здание Иллинойского технологического института Университет Торонто, канада

 

Билет 21. Неоготика. Средневековое возрождение, архитектурный стиль, черпавший вдохновение в средневековой архитектуре и противостоящий неоклассическому возрождению в Соединенных Штатах и Великобритании; на континенте можно найти только отдельные примеры этого стиля. Наиболее ранним примером возрождения элементов готической архитектуры являетс я дом английского писателя Горация Уолпола — Стробери-Хилл. Как и во многих других зданиях периода ранней неоготики в основ-ном использовалась ради своих живописных и романтических качеств, при малом обращении внимания на конструкционные недостатки или несоответствие здания своим функциям. Другим древним примером тенденции к использованию орнамента и украшений является, построенное Джеймсом Вьятом, аббатство Фонт-Хилл — сельский дом с башней высотой 82 м. Мало что может ярче проиллюстрировать как непрактичность использования, так и романтические ассоциации со средневековьем. Наиболее ранние проявления ностальгии по архитектуре готики относятся к частным постройкам, однако к 1820 годам общественные здания в Англии также начинают проектироваться в готическом стиле. Возможно наиболее известный пример данной архитектуры — новые здания Парламента (1840) спроектированные сэром Чарлзом Бэрри и А. В. Н. Пуджином. Позднее, стремление к большей элегантности строений привело к последнему периоду расцвета стиля. В Соединенных Штатах архитектура в этом стиле также мо­жет быть подразделена на две группы. Первая, яркая, но относительно любительская по подходу, представлена церковью Тринити, Ричарда Апджона (Нью-Йорк, 1840). Существовало несколько причин перехода от неоклассического стиля к неоготике, однако можно выделить три наиболее важные. Первая — это литературный интерес к средневековью, вдохновленный всеобщей революцией Романизма, который породил готические рассказы и романы Вторая причина — это статьи архитектурных теоретиков, заинтересованных в той или иной степени в церковной реформе, в перенесении литургического величия готической архитекту­ры в их время. Третьей причиной, которая усиливала религиозное и духовное влияние всех вышеперечисленных, являлись произведения Джона Рескина "Семь маяков архи­тектуры" (1849) и "Камни Венеции" (1853 Тем не менее неоготика останется наиболее сильным и долгим из всех возрожденных стилей 19 века. Несмотря на то что движение стало терять свою силу в третьей четверти 19 века, здания церквей и институтов высшего образования в Англии и Соединенных Штатах все еще строили в готическом стиле вплоть до начала 20 века. Только с появлением новых конструкционных материалов и усилением тенденции к функционализму построек движение по возрожде­нию готического стиля исчезло. «Русская готика» в конце XVIII века выступала преимущественно романтической декорацией со стилистическими чертами западноевропейского средневекового стиля, воздвигаемая в живописных местах загородных усадеб и парков для отдыха царственных особ, что было связано с распространившейся в дворянском сословии театрализацией жизни и быта.Второй этап — неоготика XIX столетия — обусловлен появлением в России историзма и опирается на историческую и научную основу. Данный период неостиля характеризуется тем, что зодчие пытаются более достоверно передать формы средневековой готики, и тенденции готического стиля начинают распространяться шире: в архитектуре появляются определенные ощущения готического пространства, что находит выражение в оформлении интерьера и заполнении его различными готическими элементами, например, прорезными ширмами, спинками стульев, резными стенами (например, «Коттедж» (1826—1827) архитектора Адама Менеласа и Капелла святого Александра Невского (1829—1834), построенная Фридрихом Шинкелем, в ПетергофеТретий этап готических тенденций — романтический предмодерн и модерн, совместившие достижения научной мысли и техники конца XIX — начала XX вв. с формами западноевропейской средневековой готики. Конструктивную систему готической архитектуры Средних веков можно сравнить с металлическими конструкциями рубежа XIX — XX веков. Для строительства этого периода характерно особое внимание зодчих к пространственному аспекту, только сейчас появляется попытка передать готическое пространство, опираясь на понимание его в Средние века, применяя на практике идею синтеза искусств. Возрождаемая готика не несет того этического и символического значения, как в эпоху Средневековья, тем не менее, архитекторам удается передать некий дух того времени через близость к конструктивно-декоративному и образному строю готической архитектуры (например, особняк З.Г. Морозовой на Спиридоновке в Москве (1893) зодчего Ф. Шехтеля и дом городских учреждений на Садовой ул. в Петербурге (1904—1906) архитектора А.Л. Лишневского). Неоготика в культуре России характерна, в основном, для архитектуры и декоративно-прикладного искусства, стилистики интерьеров дворцов и усадеб царской семьи и дворянства с их склонностью к театрализации жизни и быта. Илья Ефимович Репин русский живописец, передвижник. Левитан Исаак Ильич

Билет 22. Неоклассицизм в архитектуре периода модерна. Неоклассицизм, неоклассика - термин, обозначающий художественные явления последней трети XIX-XX вв., которым присуще обращение к традициям античного искусства, искусства эпохи Возрождения или классицизма. Возникновение обусловлено стремлением противопоставить некие "вечные" эстетические ценности тревожной и противоречивой реальности. В архитектуре выделяются 3 периода: первый (около 1910- середина 1920 гг.), второй (в основном 1930-е гг.) и третий (начавшийся в конце 1950-х гг.). В первый период логика организации классической формы и ее лаконизм были выдвинут как антитеза стилистическому произволу и избыточной декоративности архитектуры эклектизма и стиля "модерн" (творчество О. Перре и Т. Гарнье во Франции, П. Бернеса в Германии, А. Лоза и О. Вагнера в Австрии, И. А. Фомин, И. В. Жолтовский, В. А. Щуко в России и др.). Неоклассика - термин, принятый в современном искусствознании для обозначения различной по социальной направленности и идеологическому содержанию художественных явлений последней трети 19—20 вв., которым присуще обращение к традициям античного искусства, эпохи Возрождения. Возникновение неоклассицизма (как программного обращения к искусству прошлого) обусловлено стремлением противопоставить некие "вечные" эстетические ценности тревожной и противоречивой реальности. Идейному и формальному строю течений, основанных на поисках непосредственного соответствия действительности, в неоклассицизме противостоят идеальность и величавость форм и образов, "очищенных" от конкретно-исторического, содержания. Особенно характерны в этом отношении неоклассические по­стройки Ф.О.Шехтеля. Своего рода декларацией нового направле­ния в его творчестве конца 1900-х— начала 1910-х годов был его. собственный особняк на Большой Садовой улице, 4, который дол­жен былпродемонстрировать возможность синтеза бесспорных завоеваний модерна в области эстетизации жилья с традиционны­ми формами московского классицизма.Неуловимость перехода от модерна к классике особенно явна в таких работах Ф.И.Лидваля, как здания Азовско-Донского банка на Б. Морской (1908—1909) и Второго общества взаимного креди­та на Садовой улице в Петербурге (1907—1908). В облик Азовско-Донского банка, смело поставленного Лидвалем почти вплотную к грандиозной арке Главного штаба, впервые открыто вводятся такие элементы ампира, как монументальный аттик, прорезанный полуциркульным окном, и мощный ионичес­кий портик. В то же время рисунок и место скульптурных барель­ефов, форма окон и общая композиция фасадов уже беспрецеде­нтны по отношению к ампиру.Те же приемы отличали и здание Второго общества взаимного кредита. Растущий со дня на день «культ Палладио», величайшего из зодчих эпохи Возрождения, ознаменовал серьезный перелом в архитектуре 1910-х годов. «Колоссальный» ордер, объединявший по вертикали фасады мно­гоэтажных домов и создававший иллюзию тектоничности, зада­вал городской застройке новый, более крупный масштаб. Впервые этот прием был введен в сильно трансформированном виде архитектором В.А.Щуко в доме К.В.Маркова на Каменноостровском проспекте в Петербурге, который стал прообразом для многих доходных домов в 1910-е годы. архитектурного образа, заставляющего за­бывать об этом отступлении.Уникальные проекты зданий крупных банков давали архитекторам простор для чисто формальных экспериментов.Насыщенным ренессансными «цитатами», умело переплавленными в современной композиции, был банкирский дом М.И. Вавельберга, занявший очень ответственное место на Невском проспекте среди исторической застройки. Доходные дома неоклассицизма выделялись на фоне классичес­кой застройки подчеркнуто крупным масштабом и максимальным разнообразием.

Вопрос 23. Стиль неогрек. Первая волна стиля неогрек получила вполне профессиональное и своеобразное воплощение. Эта волна соответствует не первой, романтической фазе эклектики, а второй, археологической, научной и позитивистской. Вместе с тем, само назначение большинства зданий - жилые особняки - делало невозможным прямое копирование (и копировать в целом дом было не с чего), а потому определенная свобода в компоновке плана и объемной композиции неизбежно вела к свободе в расположении фасадного декора. Не менее интересной была архитектура второй волны стиля неогрек, нахлынувшей на Москву в 1890-е годы и спавшей уже в 1900-е годы с наступлением модерна и, тем более, неоклассики. Истоки этой архитектуре менее ясны, но уже сейчас видно, что в формальном своем языке она использует многие приемы зарождающегося модерна. Вместе с тем, сами формы во многом стали суше и, при этом, отстраненнее и манернее. Если в первой фазе мы видим честную художественную стилизацию, то здесь мы имеем дело с обыгранной, холодно и критически осмысленной стилизацией, которую можно назвать "двойной стилизацией". Архитектор сам уже не верит в то, что это стиль греческий, или неогреческий, он играет по правилам, в которых этот стиль есть, он называется неогреческим и делается по известным и дающим достаточно творческой свободы законам. Наиболее выразительный пример этого стиля - возведенный по проекту М.Ф.Бугровского особняк золотопромышленника Н.Д.Стахеева на Новой Басманной, 14 (1898-1899). Суховатый неогреческий декор фасадов здесь приобрел новое качество благодаря использованию натурального камня и холодной цементной штукатурки с резко очерченными деталями.Характерной приметой этого времени является украшение аттиков, балконов и других частей зданий декором в виде наложенных прямого и косого крестов ("солнца").Вторая волна стиля неогрек принесла в Москву не только украшения особняков, но и крупное и монументальное по декору музейное здание - Музей изящных искусств. Он был построен Р.И.Клейном в 1898-1912 годах на основе проекта П.С.Бойцова. Но если в варианте Бойцова здание было целиком выдержано в духе дорики, то Клейн заменил ордер на ионический, чем придал ему даже большую холодность и чопорность, подчеркнутую редким сочетанием в облицовке фасадов мрамора и гранита. Музейные здания венчают развитие стиля неогрек в России - в них выражаются и его возможности в создании представительных сооружений и его засушенная, мумифицированная археологичность, тонкостью отделки и сухостью форм. Гунст.Особняк на Проспекте Мира. И.Клейн (с использованием проекта П.С. Бойцова). Музей изящных искусств. 1898-1912 МОСКВА А.С. Каминский. Особняк князя Шаховского. 1868 Исходные данные довольно определенны. Европейский классицизм (неоклассицизм - по европейской терминологии) XVIII - начала XIX вв. стремился к воображаемым изначальным греческим формам, очищаясь постепенно от всех наслоений - барочных, ренессансных, римских. Архитекторов этого направления было немного, примерно по одному в каждой стране. Во Франции это был Анри Лабруст (1801-1875), архитектуру которого и назвали неогрек, то есть новогреческой. В Баварии это был Лео фон Кленце (1784-1864), который выстроил дорическую Валгаллу, а России подарил заказанный императором Николаем I Новый Эрмитаж (1839-1852). В Пруссии, в Берлине работал Мартин Гропиус (1824-1880), создавший несколько вилл и крупных общественных зданий.

Билет 24.Неоренессанс - одна из наиболее распространенных форм архитектурной эклеклектики 19 века, воспроизводившая архитектурные решения времен Возрождения, в особенности итальянского чинквеченто.

Отличительные черты: тяга к симметрии, рациональное членение фасадов, предпочтение прямоугольных планов с внутренними двориками, широкие арочные окна, нарядные наличники, мощные узорчатые карнизы, глубокий руст на фасадах. Многообразие форм ренессансной архитектуры вызвало к жизни многообразие неоренессансных стилевых течений, практически не имеющих единых формальных признаков. Неоклассицизм впервые проявляется в России в творчестве О.Монферрана в конце 1830-х гг., затем к нему обращается А.И. Штакеншнейдер, А.П. Брюллов, Н.Е. Ефимов, Г. Боссе. В неоклассицизме строились дворцы, вокзалы, здания гор. Учреждений, банки, а также многочисленные доходные дома. троительные особенности типа неоренессанс: Рост и перестройка городов отражали растущие возможности капиталистического общества того времени, но одновременно и углубляющиеся социальные различия, особенно проявляющиеся в типах жилья. Экономичный тип доходных домов периода классицизма был заменен комфортабельным секционным домом с большим квартирами и схорошим санитарным оборудованием. Одновременно на промышленных окраинах возникают рабочие поселки и временные поселения. Строительная активность сосредотачивается в больших городах и деревней, между размером поселений и способом жизни в них. Хотя ренессанс отказался от идеальных образцов античности и средневековья, но и далее остался ориентирован на исторические принципы формообразования. Главным источником вдохновения для неоренессанса в большинстве европейских стран была архитектура Италии. Вместо простоты и ясности композиций и форм появляется расчлененность общего целого и деталей, начинает использоваться комбинация ордерной и арочной систем. Одновременно происходит значительное обогащение архитектуры произведениями изобразительного искусства. Главными теоретиками архитектуры 19 века, способствовавшими ее развитию, были К.Ф. Шинкель,Виолле-леДюк, Г. Земпер. Первые сооружения в стиле неоренессанса появились в 30-х годах 19 века. К ним относится школа изящных искусств в Париже (по проекту Ж.Ф. Дюбана) и театр в Дрездене, перестроенный по проекту Г.Земпера после пожа в 70-х годах. Одним из первых зданий этого стиля (1844-1846) был построен особняк князя Л.В. Кочубея (архитекторы Г.А.Боссе и Р.И. Кузьмин). В облике здания не использованы элементы ордеров- это так называемый безордерныйнеоренессанс. Г.А Боссе созданы в этом стиле особняки И.В.Пашкова (Литейный, 39), Е.П.Пашковой (наб Кутузова 10). На фасаде особняка И.В.Пашкова впервые в гражданском здании применена кирпичная кладка. Одним из крупнейших общественных зданий в стиле неоренессанса стал Мариинский театр (1859-1860 архитектор Кавос). Здесь ордерная система начинается со второго и даже с третьего этажа. Отделка фасадов была сдержанная, даже если не сказать сухая(пышное оформление входной группы появилось значительно позже). К стилю неоренессанса можно отнести целый ряд доходных домов и особняков середины 19 века на ул. Чайковского, Фурштадскойул, Кирочной и др. Мотивы ренессанса звучат также в зданиях петербуржских вокзалов: Николаевский вокзал (1843-1851, архитектор К.А.Тон), Балтийский вокзал (1853-1858, архитектор Кракау), Варшавский вокзал(1857-1860, архитектор Сальманович). Так фасад Николаевского вокзала напоминает венецианские здания 16 века: двойные арки первого яруса с колоннами посередине, равномерно расставленные полуколонны второго яруса, квадратная башня с часами, «окна Браманте»на первом ярусе боковых крыльев.

 

Билет 25. Необарокко в архитектуре периода эклектики. еобарокко – ретроспективное направление, характерное для 1910-х. Произведения архит Необарокко обнаруживают сложное и противоречивое сочетание традиционных и новых черт, проявляющихся как в планировке и объемно-пространственной структуре, так и в декоративном оформлении реконструируемых и новых зданий. В конце 19 нач 20 в традиции барокко осваиваются на базе использования художественных методов, характерных, для магистральных направлений истории арх этого периода – модерна и неоклассики. Английский архитектор Томас Хоппер (1776—1856) в 1827—1846 гг. создавал интерьеры замка Пенрин-Кастл в Северном Уэллсе, среди них — "норманнскую гостиную", стиль которой называли барочным, хотя в сущности он демонстрировал возрождение характерных черт средневековой романской архитектуры. В 1852—1868 гг. французский архитектор Э.-М. Лефюэль оформлял новые интерьеры Лувра в стиле Необарокко для императора Наполеона III. Здание Большой Оперы в Париже, построенное архитектором Шарлем Гарнье (1825—1898) в 1860—1875 гг., отличает эклектическое соединение элементов архитектуры Итальянского Возрождения, Барокко и Ампира, что особенно заметно в интерьерах. Среди них сохранились интерьеры Отеля Паива, особняка, созданного для маркизы де Паива в 1850-х гг. по проекту Ш. Гарнье. За основу архитектор взял стиль венецианских палаццо XVI—XVII вв., усилив барочные элементы. Интерьеры Отеля Паива впечатляют обилием скульптуры, рельефов, разноцветного мрамора, бронзы, зеркал.. Этот стиль относят и ко Второму Ампиру, и к Необарокко, и к "неоренессансу". В 1860—1880 гг. необарочные тенденции в архитектуре периода Историзма проявлялись яснее, отчего возникло название "второе барокко", которое чаще применяют к памятникам именно этого периода. Церковь Св. Троицы в Париже, возведенная Т. Баллю в 1860—1863 гг., сочетает элементы Неоготики и "неоренессанса", но приемы раскреповок, придающие скульптурность фасаду, и характерная башня позволяют отнести ее к стилю "второго барокко" Другой пример — замок Линдерхоф (нем. Linderhof — "Ласковый двор") в Баварии, возведенный к югу от Мюнхена в 1869—1879 гг. архитектором Георгом фон Долльманом для короля Людвига II Баварского (1864—1886). Дворец и "регулярный" парк задумывались в подражание Версалю (рис. 134). В архитектуре дворца эклектично соединяются элементы ренессансной итальянской и французской архитектуры "Большого стиля". Третью стадию развития Необарокко 1880—1890 гг., характерную особенно обильным измельченным декором, иногда именуют "третьим барокко". Необарочные тенденции своеобразно проявлялись в архитектуре Петербурга XIX в. Они были связаны с возросшим интересом к историческому прошлому в начале XIX в.. В 1820-х гг. архитектор В. П. Стасов (см. русский, или петербургский, ампир) воссоздавал частично утраченное убранство Большого дворца в Царском Селе, постройки Ф. Б. Растрелли Младшего (1751—1756). После пож



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: