Тема повести Льва Николаевича Толстого «Юность» — нравственные искания юного человека, осознание своего «я», мечты, чувства и душевные переживания шестнадцатилетнего героя.
Повествование ведется от первого лица. Этот прием дает нам возможность посмотреть на мир глазами героя, сближает нас с ним. Мы становимся теми, кому Николенька открывает свою душу, свой внутренний мир.
Жанр этой повести — автобиографическая проза. Целью писателя было описать картину внутренних движений человека, поэтому избрана именно такая форма произведения.
В начале повести Николай размышляет, с какого именно момента для него начинается пора юности. Его вывод: она наступает тогда, когда ему самому пришла в голову мысль о том, что «назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию». Николаю 16 лет. Он хочет найти свое место в мире, в обществе, стремится осознать свои достоинства и недостатки, сформировать свое «я», отстоять свою независимость. В этом возрасте человек наиболее полно ощущает свое единство с миром и в то же время ищет свою индивидуальность.
Социальное окружение Иртеньева диктует ему свои правила, законы, внушает, что «прилично», что «неприлично». Каждый постулат подвергается Николаем проверке, он проходит эту «школу» на личном опыте. В университете он видит пагубность сословного отношения к людям, поскольку чувствует, что стоящие на ступеньку выше аристократы также неуважительно и высокомерно относятся к нему, как он сам к людям более низкого происхождения. Он находит приятелей среди людей прежде чуждого ему круга, так как «предчувствовал что-то хорошее в этих людях, завидовал тому веселому товариществу, которое соединяло их, испытывал к ним влечение и желал сблизиться с ними».
Николай подвергает анализу не только отношения людей, общественные правила, но и свой внутренний мир. Он приходит в конфликт с собой, чувствуя, что его привлекают «прилипчивые нравы» светского образа жизни, которые он сам осуждает. Он осознает свои недостатки: «Меня мучит мелочность моей жизни... я сам мелочен, а все-таки имею силы презирать и себя, и свою жизнь».
Герой повести не статичен. Меняясь каждую минуту, разочаровываясь в своих представлениях и увлекаясь новыми идеями, он находится в постоянном нравственном развитии.
Огромную роль в раскрытии диалектики души Николая Иртеньева играет дружба с Дмитрием Нехлюдовым. Благодаря беседам с ним герой начинает понимать, что взросление — это работа над собой, это медленное становление души. Нехлюдов, помогая Николеньке разбираться с его сложностями и сомнениями, открывал для друга понимание самого себя.
Повесть состоит из глав-эпизодов. Каждая глава содержит в себе определенную мысль о жизни человека. Построение внутри глав подчинено внутреннему развитию, передаче состояния героя.
В повести нет внешней динамики, нет острого сюжета: важно не описание событий, а отражение их в переживаниях и впечатлениях, возникающих под влиянием этих событий. Сюжет строится на динамике внутренней жизни.
Главный прием раскрытия образа у Толстого — психологический анализ.
Очень важна речевая характеристика героев-. Николенька стремится освоить непременно изысканный французский язык, чтобы быть comme il faut. Смесь немецкого и ломаного русского языков характеризует Карла Иваныча. Речь Нехлюдова правильна, точна, выразительна.
Важны, безусловно, и те выводы, к которым приводит Толстой своего героя: в «Юности» Толстой сформулировал закон нравственного самосовершенствования. Герой произведения, Николенька Иртеньев, понимает, что закон этот — внутренний поиск добра и правды, беспредельная потребность любви, стремление совершенствовать свой разум, воспитывать волю, борьба с самолюбием, тщеславием и равнодушием.
Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала»
Время и история создания
Рассказ написан в 1903 году, опубликован после смерти писателя в 1911 году.
В основе рассказа лежат события, произошедшие со старшим братом Льва Толстого — Сергеем Николаевичем, который был влюблен в дочь военного начальника Л. П. Корейша. Он бывал у них в доме, видел в отце своей возлюбленной приятного, воспитанного человека. Но после увиденного им избиения беглого солдата под руководством отца девушки он отказался от намерения жениться на ней.
Сюжет
Друзья беседуют о том, что «для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди». Один из приятелей, Иван Васильевич, рассказывает историю, изменившую его жизнь.
Будучи молодым, он был сильно влюблен в восемнадцатилетнюю Вареньку. Однажды он присутствует на балу, который давал губернский предводитель. Молодой человек счастлив своей любовью, он танцует только с Варенькой. Отец его возлюбленной, полковник Петр Владиславич — «красивый, статный и свежий старик» — душа общества. Находясь в прекрасном расположении духа, он соглашается на уговоры хозяйки пройтись один тур мазурки в паре с дочерью. Весь зал любуется этой парой — так ловок, галантен кавалер, так обворожительны его манеры, так замечательно ведет он в танце свою даму. Иван Васильевич восторженно-нежно наблюдает эти отношения, он очарован отцом своей возлюбленной.
Ночью Ивану Васильевичу не спится. Он до утра бродит по городу, находясь в восторженном расположении духа, и случайно оказывается у дома Вареньки. В конце поля, где стоял ее дом, он видит какую-то толпу. Подойдя ближе, он становится свидетелем ужасной картины: сквозь строй солдаты прогоняют татарина-дезертира. Экзекуцией руководит отец Вареньки. Он идет рядом с наказанным и бдительно следит, чтобы солдаты как следует опускали палку на окровавленную спину несчастного.
Герой испытывает потрясение от увиденного. Он никак не может понять, хорошо или дурно то, что он видел: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал».
После этого случая он не в силах поступить ни на военную, ни на какую бы ни было другую службу. Он не может забыть своего отвращения после увиденного. Его любовь к Вареньке с этого момента «сошла на нет».