Учение Декарта о страстях




ТЕМА: Сознание как критерий психики

Рене Декарт (1596 - 1650) родился во Франции. С 1604 по 1612 годы он обучался в иезуитском колледже, где получил хорошее гуманитарное и математическое образование, также он проявил большие способнос­ти в области философии, физики и психологии.

После завершения образования Декарт вел в Париже беззаботную жизнь, полную удовольствий. Когда ему исполнился 21 год, он служил добровольцем в армиях Голландии, Баварии и Венгрии. За это время он приобрел некото­рые авантюристические черты характера. Ему нравились балы и азарт­ные игры, причем игроком он был весьма удачливым, в чем немалую роль сыграл его математический талант. Единственно длительный его любовный роман продолжался всего лишь три года. Его возлюбленной была некая гол­ландская женщина, которая в 1635 году родила ему дочь. Декарт обожал ребенка и был глубоко потрясен внезапной смертью дочери в пятилетнем возрасте.

Однажды Декарту привиделся сон, имев­ший огромное значение для всей его жизни. Ему приснилось, что пред ним предстал некий «дух истины» и принялся упрекать его за леность. Этот дух убедил его в том, что ему в жизни предназначено доказать, что математические принципы применимы при познании природы, и могут принести огром­ную пользу.

Для продолжения занятий математикой Декарт вернулся в Париж, потом, продав поместье, доставшееся ему от отца, он перебрался в уединенный сельский дом в Голландии. Его тяга к одиночеству и уединению была столь велика, что в течение двадцати лет он сменил 24 дома в 13 различных городах - и притом держал свой адрес в секрете даже от близких друзей, с кото­рыми поддерживал постоянную переписку.

Декарт прославил свое имя целым рядом трактатов в области математики и философии. На него обратила свое внимание шведская королева Христина. Она пригласила Декарта давать ей уроки философии. Королева послала за ним военный корабль, и на исходе 1649 года он ступил на землю Швеции. Она смогла выделить для встреч с ве­ликим философом лишь ранние утренние часы — около пяти часов утра. К тому же занятия проходили в плохо отапливаемой библиотеке. Хрупкий и болезнен­ный Декарт стойко переносил ранние подъемы и жестокие утренние холода в течение почти четырех месяцев. Однако, в конце концов, он заболел воспалением легких и умер 11 февраля 1650 года.

Через 16 лет после его смерти друзья решили, что тело его должно покоиться во Франции. Но гроб, который для этой цели был отослан в Швецию, оказался слишком короток, а потому шведские власти, не долго думая, решили отделить голову Декарта от тела и захоронить ее отдельно - до той поры, пока не будут получены соответ­ствующие распоряжения из Парижа. Французский посол в Швеции решил, что неплохо было бы ему иметь что-нибудь на память о великом соотечественнике. А потому он отсек указательный палец на правой руке Декарта. Тело, лишенное головы и пальца, было с пышными церемо­ниями перезахоронено в Париже. По прошествии нескольких лет один армейский офицер выкопал череп Декарта в качестве сувенира, кото­рый затем в течение 150 лет переходил от одного коллекционера к другому, пока, наконец, не был захоронен в Париже.

Личные бумаги и рукописные работы Декарта были собраны, и после его смерти морем отправлены в Париж. Однако корабль затонул, не дойдя до причала. Бумаги в течение трех дней находились под водой. Семнадцать лет потребовалось впоследствии для того, чтобы отреставрировать их и сделать пригодными для печати.

Психология Р. Декарта.

С именем Рене Декарта связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Благодаря ему, психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий духовное бытие.

Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и человека. «Страсти души» - последнее произведение Декарта, которое принято считать психологическим.

Для познания истины Декарт избирает новый подход – сомнение во всем. Впервые систематическое сомнение используется как методологический прием в целях философского и научного исследования.

В первую очередь он сомневается в достоверности чувственного мира. Декарт допускает, что нет ни одной вещи, которая была бы такова, какой она нам представлена. (см. с.18).

«Я мыслю, следовательно, я существую истинно, и это есть первое и вернейшее из всех заключений». Вслед за выводом о существовании познающего субъекта, Декарт приступает к определению сущности «Я ». «Я есть человек - отвергается». Если отделить все сомнительное не остается ничего, кроме сомнения, но сомнение – это акт мышления. Следовательно, от сущности я не отделимо только мышление. Таким образом Декарт избирает новый способ исследования, отказываясь от объективного описания «Я» и обращается только к рассмотрению своих мыслей (сомнений) т.е. субъективных состояний.

Мышление – это чисто духовный абсолютно бестелесный акт, который Декарт приписывает особой нематериальной мыслящей субстанции. Сознание Декарт описывает в противопоставление телу, с которым отождествляет материю и дает геометрическое представление о ней.

Сопоставление телесной и духовной субстанции привело Декарта к выводу «о полнейшей разнице существующей между духом и душой человека и его тела ». Тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух не делим. Они существуют независимо друг от друга. Чисто материальные вещи – это вся природа: небесные и земные тела, растения, животных, а также человек. Мыслящая вещь или субстанция, вся сущность которой состоит в одном мышлении – это душа.

Тело человека Декарт сравнивает с часами или автоматом «когда они собраны, у них есть материальное условие тех движений, для которых они предназначены со всем необходимым для их действия».

Декарт дает описание «устройству машины нашего тела», объяснение некоторых функций: пищеварения, кровообращения и т.д. В вопросах природы, как и физиологии в целом он материалист.

Декарт, раскрывая рефлекторную природу деятельности психики, использует понятие о «животных духах». «Они составляют телесный принцип всех движений частей нашего тела» Нервы это как бы трубочки, по которым переносятся животные духи из мозга в мускулы. Т. образом, движение возникает в результате воздействия предмета на тело, которое механически проводится к мозгу, а от мозга к мускулам. Таким механизмом объясняются не все движения, а только непроизвольные. Объяснение этих движений представляет первую попытку рефлекторного принципа.

Животные, считал Декарт, не имеют души. Поведение животных – чистый автоматизм природы. Отрицание у животных психики нарушало принцип преемственности между животным и человеком и приводило к идеи бога, как порождающей человеческий разум.

О связи души и тела свидетельствует опыт, собственное самонаблюдение. С обственные проявления души – это желание и воля. Душа по Декарту соединяется со всем телом, но более всего с мозгом. Она помещается в очень маленькой железе, находящейся в середине мозга. В объяснении механизма взаимодействия души и тела Декарт противоречив. С одной стороны утверждается, что душа имеет независимую от тела природу, с другой – тесно с ним связана. В этом заключается противоречивый дуализм Декарта. Средством познания души является внутреннее сознание. Путь познания сознания – самонаблюдение. Отсюда психология Декарта – идеалистична.

Учение Декарта о страстях

Декарт дал рационалистическое учение о страстях. Их он определял как восприятия, чувства, душевные движения. Природа страстей двойственна: она включает телесный компонент и мысль о предмете. Причиной страстей являются «животные духи», под влиянием которых в теле происходят физиологические изменения. Чувства по Декарту – предметны.

Декарт различал первичные и вторичные страсти. Первичные появляются в душе при ее соединении с телом, их 6: удивление, желание, любовь, ненависть, радость и печаль. Их назначение сигнализировать душе, что полезно телу, а что вредно. Декарт говорит о воспитании страстей. Средствами в борьбе с нежелательными страстями являются разум и воля. Лучшим средством овладения страстями является опыт. Следует воспитывать у себя привычку поступать в жизни согласно определенным правилам.

 

Психология Бенедикта Спинозы (1632-1677)

Родился Спиноза в Амстердаме в семье еврея-купца, пе­реехавшего в Голландию из Португалии. Будущий философ обнаружил в учении выдающиеся способности. Имея это в виду, родные Спинозы, руководство школы и местной еврейс­кой общины рассчитывали увидеть в нем ученого-богосло­ва, светила иудейской религии. Но Бенедикт не оправдал этих надежд. Его не удовлетворяла система религиозного обучения. Талантли­вого юношу страстно тянуло к научному знанию. В кружке пре­подавателя Ван ден Эндена, гуманиста, врача, человека пере­довых взглядов, Спиноза изучал латинский язык. Здесь же он познакомился с математикой, естествознанием и медициной, с передовыми философскими учениями того времени. Совет раввинов, боясь вредного влияния Спинозы на молодежь, строго предупредил его и подверг " малому отлучению". Это означало, что в течение месяца всем евреям запрещалось иметь с ним какие бы то ни было сношения. Однако запрет мало подействовал на будущего философа, который, разочаровавшись в библейских талмудистских премудростях, все больше отчуждался от общины и иудейской религии.

Совет раввинов сделал тогда попытку подкупить Спинозу, предложив ему значительную пенсию с условием, что он обязуется остаться верным иудейской религии. Юноша с негодованием отверг эти предложения. После того как была сделана неудачная попытка убить Спинозу, раввины решили применить "крайнее средство подвергнуть молодого мыслителя так называемому " великому отлучению" и проклятию - херем. Отлучаемому в это время было 24 года. (1656).

Воспроизведем текст документа об отлучении Бенедикта: " По произволению ангелов и приговору святых мы отлучаем, изгоняем и предаем осуждению проклятию Баруха д Эспинозу с согласия святого бoга и всей этой святой общины...

Да будет он проклят и днем, и ночью. Да будет проклят, когда ложится и когда встает от сна. Да будет проклят при выходе и входе! Да не простит ему господь бог, да разразятся его гнев и его мщение над человеком сим и да тяготят на ним все проклятия, написанные в книге законов. Да сотрет господь бог имя его под небом и да предаст его злу, отделив от всех колен израилевых, со всеми небесными проклятиями, написанными в книге законов. Вы же, твердо держащиеся господа вашего бога, все вы ныне да здравствуете.

Предупреждаем вас, что никто не должен с ним ни устно, ни письменно, ни оказывать ему какую либо услугу, ни проживать с ним под одной кровлей, ни стоять от него ближе, чем на четыре локтя, ни читать ничего им составленного или написанного.

Б. Спиноза по-новому решил проблемы, выдвинутые Декартом. Главное его сочинение «Этика». Основная цель - помочь человеку выработать линию индивидуального поведения, открыть путь к свободной жизни. По мнению Спинозы, все начинается с понятия «субстанция». В отличие от Декарта Спиноза разработал монизм – есть одна субстанция, она существует сама в себе и представляется сама через себя. В самой себе она содержит необходимость существования. Спиноза различает сущность и существование. Сущность – это характеристика вещи, Существование – это есть она или нет. Субстанция в отличие от конечных вещей содержит в себе существование. Она ничем не производится, она не сотворена, она вечна и бесконечна. В ней нет цели, она действует только в соответствии с объективными закономерностями. Субстанцию Спиноза назвал Богом или природой.

Если Декарт объясняет существование материи актом божественного творчества, то Спиноза утверждает, что природа не нуждается в первоначальной причине. Это материализм. Каждая вещь как единичное проявление субстанции также имеет два атрибута: протяжение и мышление. Под атрибутом протяжения мы видим вещь как тело, со стороны мышления она выступает как идея этой вещи, ее духовная сторона, душа вещи. Из сказанного следует, что человеческая душа соединяется с телом, душа и тело составляют один и тот же индивидуум (мыслящее тело).

У Спинозы есть указания на разную степень совершенства животных и человека. Это значит, что мышление нельзя представить по образцу и подобию человеческого мышления. Человеческое мышление – это частный случай мышления как атрибута субстанции. В природе существуют разные формы мышления. Мышление выступает функцией действия в мире вещей. Т. о. учение Спинозы – материалистический монизм. Субстанция протяженная и она же может мыслить. Нет особой духовной субстанции.

На основе учения о субстанции Спиноза решает проблемы познания и аффектов. Он выделяет 4 способа приобретения познания:

- понаслышке, либо по какому-нибудь другому произвольному признаку;

- от беспорядочного случайного опыта;

- путем заключения от общего к частному – по следствию;

- непосредственное восприятие сущности вещи через познание ее ближайшей причины.

В «Этике» эти способы познания объединяются в 3 рода познания. Продуктом познания 1-го рода являются абстрактные, т. е. неполные понятия отдельных вещей. Познание 2-го рода – разум, дает общие идеи о существенных свойствах вещей. Познание 3-го рода – интуитивное познание. Т.о. Спиноза намечает движение познания от абстрактного к конкретному, развитое позже в диалектическом материализме. По мнению Л.С. Выготского, именно Спиноза явился тем мыслителем, который впервые философски обосновал возможность объяснительной психологии человека как науки в истинном смысле этого слова и начертал пути ее дальнейшего развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: