Системы управления контентом




Системы управления контентом

Автор: Петр Михеев Опубликовано: 27.02.2006

Системы управления контентом являются важнейшим классом систем в World Wide Web. Бум на них прошел приблизительно в 2000-2001 годах, тогда в прессе появилось несколько публикаций, рассказывающих о том, что такое системы управления контентом и как их использовать. С тех пор прошло уже достаточно времени (а по меркам информационных технологий – целая вечность), и рынок систем управления контентом стабилизировался. Появились признанные лидеры, пользователи, поработав с различными системами, высказали свои мнения и пожелания. Таким образом, сегодня появляется возможность всесторонне (как говорится, “с высоты птичьего полета”) рассмотреть этот класс систем: дать точное определение системы управления контентом, составить на основе различных реализаций точный перечень функций, которые должны выполнять подобные системы, и, наконец, взглянуть на лучших представителей этого класса.


Рисунок 1. Информационные системы первого <BR/>поколения (статические сайты).

Введение

Информационная гипертекстовая система World Wide Web является самым популярным ресурсом сети Internet. В 1989 году Тим Бернерс–Ли, которого принято считать основателем World Wide Web, предложил руководству Центра ядерных исследований в Швейцарии концепцию новой распределенной информационной системы. Эта система, построенная на принципах гипертекста, должна была объединить все множество информационных ресурсов Центра. Вскоре проект был одобрен, и работа началась. Программа Mosaic, разработанная Марком Андресеном и построенная на принципах World Wide Web, обеспечила бурный рост этой системы и внесла огромный вклад в развитие ряда спецификаций World Wide Web. С тех пор развитие World Wide Web продолжалось фантастическими темпами. В январе 1993 года число Web-серверов достигло 50. Приблизительно через год их количество увеличилось в 4 раза. А в 1995 году World Wide Web превратился в столь заметное явление, что стал главной темой, обсуждавшейся на встрече Большой Восьмерки, которая состоялась в феврале этого года в Брюсселе. Сейчас число пользователей сети Internet составляет сотни миллионов, а количество Web-сайтов, согласно исследованию компании Netcraft, превысило 60 миллионов. Всемирная паутина (именно так переводится World Wide Web) настолько популярна, что ее даже иногда путают со всей сетью Internet (в которой, кстати, используются около десятка других протоколов), и часто, когда произносят World Wide Web, подразумевают Internet и наоборот. В связи с высокой популярностью всемирной паутины, многие люди занимаются ее изучением и даже пытаются классифицировать информационные системы, построенные на принципах World Wide Web. На сегодняшний день существуют различные подходы к выделению классов или, точнее, поколений Web-систем, например, в зависимости от богатства графики или анимации. Однако чаще всего информационные системы, построенные на принципах World Wide Web, делят на три поколения в зависимости от способа управления информацией: статические сайты, динамические и сайты, построенные на основе систем управления контентом.

Первое поколение представляет собой статические сайты, созданные в виде набора HTML-страниц, которые управляются и поддерживаются вручную. Специалисты, отвечающие за создание и поддержку системы, создают в формате HTML каждую страницу в отдельности, включая ее оформление и содержание. Очевидно, что такой подход приводит к смешению содержания и представления, а также исключает возможность повторного использования кода. Это усложняет процесс публикации новых сообщений и редактирования уже существующих (кроме непосредственной подготовки сообщений, их приходится еще и оформлять в соответствии с принятым дизайном сайта). При изменении дизайна сайта и общих элементов навигации страниц, таких как меню, заголовок, информация о разработчике, приходится вручную переделывать каждую страницу. Кроме того, реализовать бизнес-процессы, например, для поддержки электронных издательств, на базе статических сайтов практически невозможно. Вся работа по поддержке дизайна и информационного наполнения сайта взваливается на одного человека (или группу людей) – web-мастера. Все остальные, если они хотят добавить новую информацию или изменить представление уже существующей, должны обращаться исключительно к этому человеку, который в дальнейшем, возможно через достаточно длительный промежуток времени, создаст необходимые страницы. Поэтому сегодня, по мере объединения жизни реальных предприятий с World Wide Web, когда размеры гипертекстовых систем достигли громадных размеров, традиционная архитектура статических страниц, в которой все обязанности возлагаются на одного человека, уже не работает. Организациям приходится нанимать сотни людей, что приводит к дополнительным издержкам и создает проблемы несогласованности разработчиков.


Рисунок 2. Информационные системы второго поколения (динамические сайты).

Web-сайты второго поколения или динамические сайты создаются на основе различных серверных технологий, динамически генерирующих HTML, например Active Server Pages от Microsoft или Java Server Pages от Sun. При этом web-приложение представляет собой набор функций, генерирующих различные части web-страниц на основе информации, которая хранится, например, в реляционной базе данных. Такой подход дает возможность реализовать авторизацию и аутентификацию пользователей, а также генерацию персонального представления для каждого посетителя. Кроме того, при таком подходе удается решить проблему повторного использования кода, а также появляется возможность разделить работу между программистами и дизайнерами с помощью различных шаблонных механизмов. Однако при отсутствии развитого механизма управления информацией и шаблонами представления, такое разделение обязанностей очень затруднительно. В итоге представление и содержание чаще всего по-прежнему управляется одним человеком – web-мастером. Администраторы (или разработчики) сайтов должны сами загружать всю информацию в базы данных или иные хранилища информации, а также разрабатывать требуемое представление. Как следствие, динамические сайты дороги в разработке и предъявляют высокие требование к квалификации разработчиков и администраторов. Несмотря на это, при качественной разработке и поддержки динамические сайты наиболее гибки в использовании и являются мощным инструментом поддержки бизнес-процессов.

В информационных системах второго поколения (динамические сайты), также как и первого, присутствует “эффект бутылочного горла”, - чтобы опубликовать информацию, нужно пройти узкое горлышко, которое ассоциируется с web-мастером. В следующем поколении информационных систем разработчики решили облегчить себе работу и автоматизировать процесс публикации информации, предоставив пользователям возможность самим публиковать материалы в WWW и определять их визуальное представление, используя для этого стандартные средства, не требующие знания языка HTML и достаточно сложных для неспециалиста процедур. Были созданы системы управления контентом (в английском языке существует устоявшийся термин – Content Management Systems или, сокращенно, CMS). Системы управления контентом – наследники средств визуальной разработки и поддержки сайтов, таких как Microsoft FrontPage или Macromedia DreamWeaver. С их помощью можно, не будучи профессиональным разработчиком, создавать и модифицировать информационное наполнение сайтов. Но поскольку такие системы работают преимущественно со статическим представлением информации, сегодня они не устраивают пользователей. Основная идея систем управления контентом – разделение визуального дизайна сайта и его информационного наполнения. При создании сайта с помощью такой системы разрабатывается набор шаблонов страниц, в которых впоследствии размещается информация. В этом случае роль разработчиков (фактически это группа внедрения) ограничивается только созданием “начальной” информационной системы на основе системы управления контентом, затем пользователи сами публикуют требуемую информацию и определяют ее представление. Управление сайтом сводится к минимуму, – администратору остается только управлять пользователями.

При использовании систем управления контентом не возникает эффекта бутылочного горла, когда вся работа взваливается на одного человека. Пользователи традиционно делятся на две группы – создатели шаблонов страниц и авторы контента (информационного наполнения). Таким образом, одна группа пользователей создает структуру и оформление страниц, а другая наполняет его содержанием.

Системы управления контентом

Прежде чем окончательно понять, что такое системы управления контентом, необходимо рассмотреть понятие контента. Под контентом (дословный перевод английского термина content, означающего содержание, содержимое) понимают информационное наполнение сайта – то есть все типы материалов, которые находятся на сервере: web-страницы, документы, программы, аудио-файлы, фильмы и так далее. Таким образом, управление контентом – это процесс управления подобными материалами. Он включает следующие элементы: размещение материалов на сервере, удаление материалов с сервера, когда в них больше нет необходимости, организацию (реорганизацию) материалов, возможность отслеживать их состояние, например, используются они или нет. Управлять контентом можно различными способами в зависимости от решаемых задач. Например, обычному пользователю, поддерживающему свою домашнюю страницу, нужна только одна возможность – всегда видеть последнюю версию своей страницы. Разработчикам программного обеспечения требуется для поддержки совместной работы хранить версии своих программ на сервере. Это позволяет им вернуться в случае возникновения ошибки к одному из предыдущих состояний. Разработчикам web-сайтов нужно знать, кто над какой страницей в данный момент работает, чтобы не перезаписать по ошибке чью-то работу. Возможность хранения всех версий сайта для них не так уж и важна. Большой корпорации, возможно, потребуется назначить ответственных за различные аспекты работы сайта: например, юридический отдел отвечает за правовую информацию, отдел маркетинга – за описание продуктов, а дизайнеры – за то, как все это выглядит. Более того, очень часто возникает необходимость в дополнительных просмотрах изменений страниц до того, как они станут доступными широкой публике. Большая страховая компания или банк по закону обязаны сохранять копии Web-страниц в течение нескольких лет. Такая разница в требованиях приводит к разнице в технологиях и продуктах, которые обеспечивают управление контентом. В то же время потребности пользователей развиваются в различных направлениях, и они не хотят полностью менять свои системы управления контентом, чтобы удовлетворить новые потребности.


Рисунок 3. Информационные системы третьего<BR/>поколения, построенные на основе <BR/>систем управления контентом.

Согласно классификации Giga Information Group, системы управления контентом делятся на четыре основных категории, которые частично перекрываются. Системы управления исходными кодами традиционно поддерживают управление исходными кодами программ, и часто предоставляют некоторый web-интерфейс, который может использоваться внутри корпоративной сети, а также вне ее для параллельной работы с исходными кодами. Системы управления документами предназначены для организаций, оперирующих с большим количеством документов, например, офисы больших компаний, редакции и страховые компании. Системы управления web-контентом представляют собой новую индустрию программных продуктов. Эти системы предназначены для разработки и управления Web-сайтами различной степени сложности. Обычно такие системы поддерживают и некоторый тип управления потоками работ. Системы электронной коммерции обеспечивают хранение и управление электронными каталогами товаров. По сути, эти системы незначительно отличаются друг от друга. Самое главное отличие этих систем – это люди, которые их используют.

Каждой из этих категорий систем соответствует свой прикладной интерфейс программирования. Например, системы управления исходными кодами и средства разработки общаются между собой согласно общему интерфейсу, который называется Source Code Control API (SCC API). Применение этого интерфейса ограничено платформами Microsoft Windows, но, тем не менее, это большой шаг к тому, чтобы пользователи различных средств разработки могли хранить свои исходные коды в хранилищах различных поставщиков. Точно так же, в мире управления документами, существует интерфейс – Document Management API (DMA). Разработчики средств обработки документов часто поддерживают этот интерфейс, чтобы интегрировать свои средства разработки с DMA-хранилищами документов. В системах управления Web-контентом используется Web Distributed Authoring and Versioning (WebDAV), который представляет собой набор расширений протокола HTTP/1.1, обеспечивающих публикацию, совместное редактирование и управления файлами на удаленных Web-серверах. Кроме того, в последнее время появляются организации, пытающиеся объединить разработчиков систем управления контентом, создать единую информационную среду для потенциальных пользователей подобных систем, разработать и утвердить единые стандарты. Прежде всего, это ассоциация Open Source Content Management (OSCOM, https://www.oscom.org/). Одним из ее основных проектов является CMSML – язык, основанный на XML и предназначенный для описания систем управления контентом. Элементы этого языка описывают три основных задачи, которые решают системы управления контентом, — создание, управление и доставка контента конечному пользователю. В рамках проекта Java Community Process (JCP) ведутся работы над JSR-170, новой спецификаций API для хранилищ контента. Этот интерфейс содержит описание управления версиями контента, полнотекстовый поиск, разграничение доступа на уровне отдельных атрибутов, управление категориями и отслеживание событий.

Тем не менее, единых стандартов в этой области, в том числе на терминологию, пока еще нет. Как правило, под системами, обозначаемыми общим термином системы управления контентом понимаютименно системы управления Web-контентом, адля систем управления исходными кодами, систем документооборота и систем поддержки электронной коммерции используются собственные названия. Иногда различают понятия системы управления контентом и системы управления сайтом (Иван Косяков, "Создание бизнес-сайта компании"). Система управления контентом — это система управления информацией на сайте. Система управления сайтом — это система, которая позволяет управлять информацией на сайте, вносить изменения в дизайн сайта и осуществлять изменение структуры сайта. Однако сегодня практически все продукты, которые продвигаются на рынок под названием система управления контентом, реализуют обе эти функции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: