Тема 2. «Биотические факторы. Формы взаимодействия между живыми организмами».




Экология и устойчивое развитие (силлабус для студентов).

Задания СРС:

Методические рекомендации по выполнению заданий: в ходе самостоятельной домашней работы составляется конспект темы, в котором должны быть освещены поставленные вопросы. Ответы на вопросы должны быть полными, четкими с приведением конкретных примеров. Требования к оформлению самостоятельной работы студента: задание выполняется в рабочей тетради, объемом не менее 2 страниц рукописного текста в каждую строчку, либо 4 страниц через строчку. Каждое последующее задание выполняется с новой страницы. Все определения, термины, ключевые понятия должны быть выделены. Реферат оформляется в виде набранного компьютерного текста, объемом не менее 5 страниц формата А-4, 12-м шрифтом одинарного интервала, с приведением плана и списка литературы, обязательным титульным листом.

Тема 1. «Экология как теоретическая база охраны природы и рационального природопользования».

Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы:

Что изучает экология?

Что является предметом и объектами изучения экологии?

Основные разделы экологии.

Задачи теоретической экологии (биоэкологии).

Задачи прикладной экологии.

Форма контроля: проверка конспектов, опрос.

Тема 2. «Биотические факторы. Формы взаимодействия между живыми организмами».

Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы:

Что такое экологические факторы?

Какие виды экологических факторов вам известны?

Характеристика биотических факторов: климатические условия, почвенные условия и др.

Основные формы взаимодействия между живыми организмами: симбиоз, комменсализм, аменсализм, паразитизм, хищничество и др.

Форма контроля: проверка конспектов, опрос.

Тема 3. «Пространственное размещение популяций и его характер».

Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы;

Что означает термин «популяция»?

Что такое пространственное размещение популяций?

Пространственное размещение популяций в зависимости от статических характеристик.

Пространственное размещение популяций в зависимости от динамических характеристик.

Виды группового размещения популяций.

Форма контроля: проверка конспектов, опрос.

Тема 4. Основные понятия экологии: биогеоценоз, экосистема, биоценоз, фитоценоз, зооценоз, продуценты, консументы, редуценты, продуктивность экосистем, виды продуктивности, целостность экосистемы, устойчивость экосистемы, природные условия, природные ресурсы.

Задание: составить конспект в виде глоссария и изучить все понятия и термины

Форма контроля: проверка конспектов, опрос.

Тема 5. «Основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере».

Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы:

Учение В.И.Вернадского о биосфере (время работы, предпосылки для создания учения, главные рассматриваемые вопросы).

Основные составляющие биосферы по В.И.Вернадскому (живое вещество, косное вещество и др.)

Роль живого вещества в биосфере.

В.И.Вернадский о ноосфере.

Форма контроля: проверка конспектов, опрос. Список рекомендуемой литературы: работы В.И. Вернадского:Биосфера. М., 1967; Живое вещество. М., 1978; Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1987; Философские мысли натуралиста. М., 1988; Труды по истории науки в России. М.,

1988; Начало и вечность жизни. М., 1989.

Тема 6. «Устойчивое развитие биосферы».

Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы:

Понятие биосферы.

Границы биосферы.

Природа биосферы: характеристика литосферы, атмосферы, гидросферы.

Антропогенное давление на биосферу и его влияние на устойчивость биосферы.

Форма контроля: проверка конспектов, опрос.

Тема 7. «Стратегии и принципы устойчивого развития».

Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы:

Понятие устойчивого развития, его цели и задачи.

Основные принципы устойчивого развития.

Предпосылки для создания концепции устойчивого развития.

Современные стратегии устойчивого развития.

Форма контроля: проверка конспектов, опрос.

Тема 8. Основные положения документа «Повестка дня на XXI век» - путь к устойчивому развитию (Программа, утвержденная Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 14 июня 1992 года).

Задание: конспектированиеи изучениеосновных положений документа «Повестка дня на 21 век».

Список рекомендуемой лит-ры: «Повестка дня на XXI век» - путь к устойчивому развитию (Программа, утвержденная Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 14 июня 1992 года). Тема 9. «Минерально-сырьевые ресурсы»

Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы:

Понятие невозобновимых природных ресурсов.

Понятие минерально-сырьевых ресурсов.

Виды минерально-сырьевых ресурсов.

Проблемы истощаемости минерально-сырьевых ресурсов.

Проблемы загрязнения окруж. среды в результате добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов.

Форма контроля: проверка конспектов.

Тема 10. «Альтернативные источники энергии».

Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы:

Что понимается под альтернативными источниками энергии?

Характеристика ветроэнергетики.

Характеристика солнечной энергии.

Характеристика энергии приловов, отливов, теплых течений.

Характеристика энергии ГЭС.

Форма контроля: проверка конспектов, опрос.

Тема 11. «Загрязнения окружающей среды и их последствия».

Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы:

Понятие загрязнения окружающей среды.

Классификации загрязнений.

Виды загрязнений окружающей среды.

Последствия загрязнений ОС.

Форма контроля: проверка конспектов, опрос.

Тема 12. «Демографические проблемы и устойчивое развитие».

Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы:

Что такое демография?

Понятие «народонаселение».

Проблемы перенаселения.

Проблемы продовольствия и голода.

Социальные проблемы: наркомания, СПИД, алкоголизм и др.

Форма контроля: проверка конспектов, опрос.

Тема 13. «Характеристика заповедников Казахстана».

Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы;

Виды особо охраняемых природных территорий Казахстана.

Основные цели и задачи заповедников.

Характеристика заповедников Казахстана (всего 10): дата образования, цель, место, что подлежит охране.

Форма контроля: проверка конспектов, опрос.

Тема 14. «Экологический мониторинг и его виды».

Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы:

Понятие экологического мониторинга.

Цели и задачи мониторинга.

Виды экологического мониторинга: локальный, национальный, глобальный.

Организация сети наблюдений за окружающей средой.

Форма контроля: проверка конспектов, опрос.

Тема 15. «Основные положения Концепции устойчивого развития РК».

Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы:

Когда была принята Концепция устойчивого развития РК?

Что явилось предпосылками для ее принятия?

Основные этапы перехода РК к устойчивому развитию.

Основные показатели устойчивого развития РК.

Форма контроля: проверка конспектов, опрос.

Список рекомендуемой литературы: Концепция устойчивого развития РК на 2007-2024 гг. Постановление Правительства РК.

Рекомендуемая тематика рефератов:

1. Основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.

2. Жизнь и деятельность В.И.Вернадского.

3. Природа биосферы.

4. Литосфера – как часть биосферы.

5. Характеристика гидросферы.

6. Основные биогеохимические законы В.И.Вернадского.

7. Атмосфера – как часть биосферы.

8. Характеристика невозобновимых природных ресурсов.

9. Частично возобновимые природные ресурсы.

10.Возобновимые природные ресурсы.

11.Энергетические ресурсы РК.

12.Альтернативные энергетические ресурсы.

13.Загрязнения атмосферы и их последствия.

14.Загрязнения воздушного бассейна г.Алматы.

15.Загрязнения воздушного бассейна РК.

16.Загрязнения Мирового Океана и их последствия.

17.Источники загрязнения воздушного бассейна.

18.Загрязнения почвы и их последствия.

19.Качество природной среды и здоровье населения.

20.Экологические проблемы Арала.

21.Экологические проблемы Каспийского моря.

22.Экологические проблемы оз. Балхаш.

23.Социально-экологические проблемы Приаралья.

24.Социально-экологические проблемы Семипалатинского полигона.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: