Блок Александр Александрович (1880—1921)




Только влюбленный имеет право на зва­ние человека.

А. А. Блок

Родился Александр Александрович Блок 16 ноября 1880 года. Его семья при­надлежала к кругу старой русской интеллигенции. Дед Блока со стороны мате­ри, Андрей Николаевич Бекетов, был ректором Петербургского университета, один брат деда был знаменитым биологом, другой — архитектором. С семьей Бекетовых был дружен великий ученый-химик Д. И. Менделеев.

Блок рос в атмосфере любви и заботы. Каждое его увлечение юности — он увлекался кораблями, журналистикой, театром, поэзией — находило поддерж­ку в кругу семьи. Это был уютный, добрый домашний мир. Как сам поэт писал впоследствии о своей жизни:

...Он был заботой женщин нежной От грубой жизни огражден...

С 1898 года Блок переживал сильное и глубокое чувство к Любови Дмитри­евне Менделеевой, которая впоследствии стала его женой. Она становится его Прекрасной Дамой, которой он посвящает более 600 стихотворений. В конце 1904 года в символистском издательстве «Гриф» вышла в свет первая книга Блока — «Стихи о прекрасной Даме», куда вошла часть этих произведений.

Блок учился сначала на юридическом факультете Петербургского универси­тета, затем перевелся на историко-филологический факультет, который окон­чил в 1906 году.

В это время он знакомится с Андреем Белым, увлекается философией В. В. Со­ловьева, затем знакомится с символистами Д. С. Мережковским и 3. П. Гиппи­ус — все эти события, а в особенности близость его взглядов к эстетике и идеям новых его друзей, приводят его в круг символистов.

События революции 1905—1907 годов произвели на Блока громадное впе­чатление: он впервые ощутил чувство сопричастности своей судьбы с судьбой народной. Темы и образы его произведений стали резко меняться, но при этом оставались символистскими.

Выходят новые книги Блока — сборники стихов «Нечаянная радость», «Снежная маска», «Город», «Страшный мир» и др. Он пишет пьесы «Незнаком­ка», «Балаганчик», «Роза и крест».

В произведениях этого периода звучат трагические ноты, передано чувство тревоги, нарастающее в русском обществе. А. А. Ахматова, высоко ценившая творчество Блока, назвала его «трагическим тенором эпохи».

События октября 1917 года Блок воспринял драматически. С одной стороны, он был чужд политике, находился в «лагере» людей, которых революция уни­чтожала (во время этих событий была сожжена усадьба Бекетовых-Блока Шах­матове, где сгорела библиотека, собираемая несколькими поколениями семьи). С другой стороны, он воспринимал происходящее как неотвратимое возмездие, которое получают «культурные классы» России за долгое пренебрежение стра­даниями народа. Он осознавал катастрофический характер этих событий и при­зывал в эти дни «слушать музыку революции».

Именно эту музыку — голоса времени, стихию революционных событий, зву­ки и образы меняющегося мира — Блок запечатлел в своей удивительной поэме «Двенадцать». Одновременно с поэмой в январе 1918 года он пишет стихотво­рение «Скифы». Эти произведения были последними его «высказываниями» на рубеже перелома истории России — больше он не писал стихов.

Лишь спустя 4 года он написал последнее свое стихотворение-прощание «Пушкинскому дому». В 1921 году состоялись последние выступления Блока, посвященные Пушкину и теме предназначения поэта. Осталась незавершенной его поэма «Возмездие», над которой Блок работал много лет.

7 августа 1921 года поэт скончался.

«О, весна без конца и без краю...»

Время создания

Стихотворение написано 24 октября 1907 года и входит в цикл «Заклятие огнем и мраком».

Тема

Тема произведения — осознание человеком своей жизни, готовность к возрож­дению.

Главная мысль (идея)

Поэт видит жизнь прекрасной во всей ее полноте и противоречиях, во всех ее проявлениях. Он готов к любым событиям, чтобы ощутить полноту бытия:

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!..

...За мученья, за гибель — я знаю —

Все равно: принимаю тебя!

Поэтика

Стихотворение относится к философской лирике. По жанру его можно на­звать элегией. Оно написано трехстопным анапестом, рифма перекрестная, с че­редованием мужских и женских рифм.

Стихотворение имеет эпиграф — лермонтовские строки: «За все, за все тебя благодарю я...»

Лирический герой Блока соотносится с романтическим героем Лермонтова и как бы вступает с ним в спор. В отличие от лермонтовского стихотворения, где адресатом является возлюбленная, его «прекрасная дама», в стихотворе­нии Блока речь идет о другом адресате — жизни. Она несет лирическому герою не только переживание радости и восторг перед прекрасным, но и «томленья рабьих трудов».

В то же время блоковская тема Прекрасной Дамы ассоциативно присутствует в стихотворении: образ рыцарства, часто встречающийся в творчестве Блока, проступает в строчке: «...приветствую звоном щита!»

И саму жизнь поэт описывает как женщину: «с буйным ветром в змеиных кудрях», «с неразгаданным именем бога на холодных и сжатых губах...»

Стихотворение состоит из семи строф. Части произведения объединены сло­вом «принимаю». Поэт использует анафору. Это придает стихотворению дина­мичность и четкость — виден стержень. Этому же служат и повторы («без конца и без краю», «принимаю»), антонимы («неудача» — «удача», «плача» — «сме­ха», «пустынные веси» — «колодцы земных городов», «простор поднебесий» — «томления рабских трудов», «ненавидя» — «любя»), символы («весна без конца и без краю» — символ жизни, щит — символ борьбы, действий), эпитеты («буйным ветром», «змеиных кудрях», «хмельная мечта»).

Жизнь — вечная борьба света и тьмы, в образной системе стихотворения так­же есть антитеза.

«Встреча» поэта с жизнью драматическая, он называет ее «враждующей», но он готов противостоять ее силе, перенести все испытания, которые она ему приготовит:

В заколдованной области плача, В тайне смеха — позорного нет!

Стихотворение заканчивается утверждением о приятии судьбы в любых ее проявлениях.

«О, я хочу безумно жить...»

Время создания

Стихотворение написано в 1914 году, оно открывает цикл «Ямбы», который Блок причислил к лучшим своим стихам.

Тема

Тема стихотворения — предназначение поэта.

Поэт, по мысли Блока, пророк. Он тот, кто несет людям свет божественного откровения. Блок продолжает в этом стихотворении пушкинскую и лермонтов­скую традицию.

И свое предназначение он видит в основе «всеведенья» пророка, как у Пуш­кина, должны быть «добро и свет»:

Простим угрюмство — разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь — дитя добра и света,

Он весь — свободы торжество!

Поэтика

Жанр стихотворения — лирический манифест. Стихотворный метр — пя­ти- и четырехстопный ямб, система рифмовки — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм.

Первая строфа стихотворения — риторическое восклицание:

О, я хочу безумно жить:

Все сущее — увековечить,

Безличное — вочеловечить,

Несбывшееся — воплотить!

Так поэт понимает предназначение искусства — утверждать в «страшном мире» светлое и гуманное начало.

В следующей строфе речь идет о «тяжелом сне жизни», в котором лириче­ский герой задыхается. Эта часть является антитезой к первой строфе, испол­ненной надежд. Но повтор слова «пусть» делает не столь фатальным это давле­ние жизни.

Поэт говорит о своем «угрюмстве» как о неизбежном следствии встречи с дис­гармонией сущего. Но просит:

Простим угрюмство — разве это Сокрытый двигатель его?

Важно все же то, что является этим «сокрытым двигателем», сердцем поэта: любовь, свобода, свет, добро. Так обозначает Блок самые главные ценности не только искусства, но и жизни поэта, рожденного этими сущностями:

Он весь — дитя добра и света,

Он весь — свобода торжество!

В стихотворении встречаются многообразные художественные средства: эпи­теты («жизни сон тяжелый», «юноша веселый»); метафоры («задыхаюсь в этом сне», «дитя добра и света»). Блок создает даже неологизм — «вочело­вечить», привлекая к этому образу внимание, останавливая читателя на этой точке осознания: не просто воплотить, сделать плотью, сущностью, а воплотить в человека, одушевить и очеловечить одновременно.

Для акцентирования важных образов Блок также обращается к инверсии: «жизни сон тяжелый», «сокрытый двигатель его».

 

«О доблестях, о подвигах, о славе...»

Время создания

Стихотворение написано в 1908 году. Оно вошло в цикл «Возмездие». Моти­вы расплаты за измену данным когда-то обетам, своему предназначению, любви звучат во всех стихотворениях цикла «Возмездие».

Тема

Тема этого стихотворения — утрата любимой, потеря любви, исчезновение смысла жизни, осознание своего одиночества.

Главная мысль (идея)

Любовь — гармония. Ее утрата влечет за собой хаос и разрушение души героя и мира вокруг.

Поэтика

Жанр стихотворения — любовное послание. Стихотворный метр — пятистопный ямб. Система рифмовки — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм. Стихотворение состоит из нескольких смысловых частей.

В первой части — воспевание силы любви, преодолевающей дисгармонию жизни:

О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе...

Далее возлюбленная покидает лирического героя: навсегда ушла из жизни поэта высокая безгрешная любовь. Реальность грубо вторгается в «святилище идеала», разрушает его. Поэт осознает свою потерю, скорбит об утраченной меч­те, возврата к которой нет.

Но есть воспоминание о потерянной любви — в следующей части лирический герой пытается оживить любовь, вдохнуть жизнь в свой идеал силой воображе­ния. Это желание передано в стихотворении при помощи анафор и синтаксиче­ского параллелизма:

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою...

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

В следующей части дано описание исчезновения любимой в хаосе дней, кру­тящихся «проклятым роем», — «страшного мира», который очень символичен:

Не знаю, где приют своей гордыне

Ты, милая, ты, нежная, нашла...

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла...

Ночь, сырость, синий плащ, сон — образы символистского языка Блока, пе­редающие чувство неуюта, наступающего хаоса, дисгармонии.

Большое количество эпитетов: «на горестной земле», «заветное кольцо», «проклятым роем», «в сырую ночь» — насыщают стихотворение яркими обра­зами. Поэт использует необычное сравнение: любимую соотносит со своей моло­достью («И звал тебя, как молодость свою...»). Стихотворение насыщено также олицетворениями и метафорами: «когда твое лицо в простой оправе передо мной сияло на столе», «я бросил в ночь заветное кольцо», «ты отдала свою судь­бу другому», «летели дни», «вино и страсть терзали жизнь мою».

Для перенесения акцентов на важные слова и для придания напевности поэ­тической речи поэт использует инверсию: «терзали жизнь мою», «плащ твой синий», «в сырую ночь ушла», «убрал я со стола».

Строчка «лицо в простой оправе» повторяется дважды: в начале и в конце стихотворения, но обстоятельства и чувства описаны разные. Так проявляется ан­титеза: «Когда твое лицо в простой оправе / Передо мной сияло на столе...» про­тивопоставлено «Твое лицо в его простой оправе / Своей рукой убрал я со стола».

Стихотворение имеет кольцевую композицию: первая строфа повторяет по­следнюю, но в то же время противопоставлена ей. Описанное чувство, ситуация потери любви как бы замыкается в безысходный круг. Финал стихотворения печален:

Уж не мечтать о нежности, о славе,

Все миновалось, молодость прошла!

Твое лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

Герой, утратив любимую, потерял смысл жизни, потерял самого себя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: