Только влюбленный имеет право на звание человека.
А. А. Блок
Родился Александр Александрович Блок 16 ноября 1880 года. Его семья принадлежала к кругу старой русской интеллигенции. Дед Блока со стороны матери, Андрей Николаевич Бекетов, был ректором Петербургского университета, один брат деда был знаменитым биологом, другой — архитектором. С семьей Бекетовых был дружен великий ученый-химик Д. И. Менделеев.
Блок рос в атмосфере любви и заботы. Каждое его увлечение юности — он увлекался кораблями, журналистикой, театром, поэзией — находило поддержку в кругу семьи. Это был уютный, добрый домашний мир. Как сам поэт писал впоследствии о своей жизни:
...Он был заботой женщин нежной От грубой жизни огражден...
С 1898 года Блок переживал сильное и глубокое чувство к Любови Дмитриевне Менделеевой, которая впоследствии стала его женой. Она становится его Прекрасной Дамой, которой он посвящает более 600 стихотворений. В конце 1904 года в символистском издательстве «Гриф» вышла в свет первая книга Блока — «Стихи о прекрасной Даме», куда вошла часть этих произведений.
Блок учился сначала на юридическом факультете Петербургского университета, затем перевелся на историко-филологический факультет, который окончил в 1906 году.
В это время он знакомится с Андреем Белым, увлекается философией В. В. Соловьева, затем знакомится с символистами Д. С. Мережковским и 3. П. Гиппиус — все эти события, а в особенности близость его взглядов к эстетике и идеям новых его друзей, приводят его в круг символистов.
События революции 1905—1907 годов произвели на Блока громадное впечатление: он впервые ощутил чувство сопричастности своей судьбы с судьбой народной. Темы и образы его произведений стали резко меняться, но при этом оставались символистскими.
Выходят новые книги Блока — сборники стихов «Нечаянная радость», «Снежная маска», «Город», «Страшный мир» и др. Он пишет пьесы «Незнакомка», «Балаганчик», «Роза и крест».
В произведениях этого периода звучат трагические ноты, передано чувство тревоги, нарастающее в русском обществе. А. А. Ахматова, высоко ценившая творчество Блока, назвала его «трагическим тенором эпохи».
События октября 1917 года Блок воспринял драматически. С одной стороны, он был чужд политике, находился в «лагере» людей, которых революция уничтожала (во время этих событий была сожжена усадьба Бекетовых-Блока Шахматове, где сгорела библиотека, собираемая несколькими поколениями семьи). С другой стороны, он воспринимал происходящее как неотвратимое возмездие, которое получают «культурные классы» России за долгое пренебрежение страданиями народа. Он осознавал катастрофический характер этих событий и призывал в эти дни «слушать музыку революции».
Именно эту музыку — голоса времени, стихию революционных событий, звуки и образы меняющегося мира — Блок запечатлел в своей удивительной поэме «Двенадцать». Одновременно с поэмой в январе 1918 года он пишет стихотворение «Скифы». Эти произведения были последними его «высказываниями» на рубеже перелома истории России — больше он не писал стихов.
Лишь спустя 4 года он написал последнее свое стихотворение-прощание «Пушкинскому дому». В 1921 году состоялись последние выступления Блока, посвященные Пушкину и теме предназначения поэта. Осталась незавершенной его поэма «Возмездие», над которой Блок работал много лет.
7 августа 1921 года поэт скончался.
«О, весна без конца и без краю...»
Время создания
Стихотворение написано 24 октября 1907 года и входит в цикл «Заклятие огнем и мраком».
Тема
Тема произведения — осознание человеком своей жизни, готовность к возрождению.
Главная мысль (идея)
Поэт видит жизнь прекрасной во всей ее полноте и противоречиях, во всех ее проявлениях. Он готов к любым событиям, чтобы ощутить полноту бытия:
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!..
...За мученья, за гибель — я знаю —
Все равно: принимаю тебя!
Поэтика
Стихотворение относится к философской лирике. По жанру его можно назвать элегией. Оно написано трехстопным анапестом, рифма перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм.
Стихотворение имеет эпиграф — лермонтовские строки: «За все, за все тебя благодарю я...»
Лирический герой Блока соотносится с романтическим героем Лермонтова и как бы вступает с ним в спор. В отличие от лермонтовского стихотворения, где адресатом является возлюбленная, его «прекрасная дама», в стихотворении Блока речь идет о другом адресате — жизни. Она несет лирическому герою не только переживание радости и восторг перед прекрасным, но и «томленья рабьих трудов».
В то же время блоковская тема Прекрасной Дамы ассоциативно присутствует в стихотворении: образ рыцарства, часто встречающийся в творчестве Блока, проступает в строчке: «...приветствую звоном щита!»
И саму жизнь поэт описывает как женщину: «с буйным ветром в змеиных кудрях», «с неразгаданным именем бога на холодных и сжатых губах...»
Стихотворение состоит из семи строф. Части произведения объединены словом «принимаю». Поэт использует анафору. Это придает стихотворению динамичность и четкость — виден стержень. Этому же служат и повторы («без конца и без краю», «принимаю»), антонимы («неудача» — «удача», «плача» — «смеха», «пустынные веси» — «колодцы земных городов», «простор поднебесий» — «томления рабских трудов», «ненавидя» — «любя»), символы («весна без конца и без краю» — символ жизни, щит — символ борьбы, действий), эпитеты («буйным ветром», «змеиных кудрях», «хмельная мечта»).
Жизнь — вечная борьба света и тьмы, в образной системе стихотворения также есть антитеза.
«Встреча» поэта с жизнью драматическая, он называет ее «враждующей», но он готов противостоять ее силе, перенести все испытания, которые она ему приготовит:
В заколдованной области плача, В тайне смеха — позорного нет!
Стихотворение заканчивается утверждением о приятии судьбы в любых ее проявлениях.
«О, я хочу безумно жить...»
Время создания
Стихотворение написано в 1914 году, оно открывает цикл «Ямбы», который Блок причислил к лучшим своим стихам.
Тема
Тема стихотворения — предназначение поэта.
Поэт, по мысли Блока, пророк. Он тот, кто несет людям свет божественного откровения. Блок продолжает в этом стихотворении пушкинскую и лермонтовскую традицию.
И свое предназначение он видит в основе «всеведенья» пророка, как у Пушкина, должны быть «добро и свет»:
Простим угрюмство — разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество!
Поэтика
Жанр стихотворения — лирический манифест. Стихотворный метр — пяти- и четырехстопный ямб, система рифмовки — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм.
Первая строфа стихотворения — риторическое восклицание:
О, я хочу безумно жить:
Все сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
Так поэт понимает предназначение искусства — утверждать в «страшном мире» светлое и гуманное начало.
В следующей строфе речь идет о «тяжелом сне жизни», в котором лирический герой задыхается. Эта часть является антитезой к первой строфе, исполненной надежд. Но повтор слова «пусть» делает не столь фатальным это давление жизни.
Поэт говорит о своем «угрюмстве» как о неизбежном следствии встречи с дисгармонией сущего. Но просит:
Простим угрюмство — разве это Сокрытый двигатель его?
Важно все же то, что является этим «сокрытым двигателем», сердцем поэта: любовь, свобода, свет, добро. Так обозначает Блок самые главные ценности не только искусства, но и жизни поэта, рожденного этими сущностями:
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свобода торжество!
В стихотворении встречаются многообразные художественные средства: эпитеты («жизни сон тяжелый», «юноша веселый»); метафоры («задыхаюсь в этом сне», «дитя добра и света»). Блок создает даже неологизм — «вочеловечить», привлекая к этому образу внимание, останавливая читателя на этой точке осознания: не просто воплотить, сделать плотью, сущностью, а воплотить в человека, одушевить и очеловечить одновременно.
Для акцентирования важных образов Блок также обращается к инверсии: «жизни сон тяжелый», «сокрытый двигатель его».
«О доблестях, о подвигах, о славе...»
Время создания
Стихотворение написано в 1908 году. Оно вошло в цикл «Возмездие». Мотивы расплаты за измену данным когда-то обетам, своему предназначению, любви звучат во всех стихотворениях цикла «Возмездие».
Тема
Тема этого стихотворения — утрата любимой, потеря любви, исчезновение смысла жизни, осознание своего одиночества.
Главная мысль (идея)
Любовь — гармония. Ее утрата влечет за собой хаос и разрушение души героя и мира вокруг.
Поэтика
Жанр стихотворения — любовное послание. Стихотворный метр — пятистопный ямб. Система рифмовки — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм. Стихотворение состоит из нескольких смысловых частей.
В первой части — воспевание силы любви, преодолевающей дисгармонию жизни:
О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе...
Далее возлюбленная покидает лирического героя: навсегда ушла из жизни поэта высокая безгрешная любовь. Реальность грубо вторгается в «святилище идеала», разрушает его. Поэт осознает свою потерю, скорбит об утраченной мечте, возврата к которой нет.
Но есть воспоминание о потерянной любви — в следующей части лирический герой пытается оживить любовь, вдохнуть жизнь в свой идеал силой воображения. Это желание передано в стихотворении при помощи анафор и синтаксического параллелизма:
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою...
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
В следующей части дано описание исчезновения любимой в хаосе дней, крутящихся «проклятым роем», — «страшного мира», который очень символичен:
Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла...
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла...
Ночь, сырость, синий плащ, сон — образы символистского языка Блока, передающие чувство неуюта, наступающего хаоса, дисгармонии.
Большое количество эпитетов: «на горестной земле», «заветное кольцо», «проклятым роем», «в сырую ночь» — насыщают стихотворение яркими образами. Поэт использует необычное сравнение: любимую соотносит со своей молодостью («И звал тебя, как молодость свою...»). Стихотворение насыщено также олицетворениями и метафорами: «когда твое лицо в простой оправе передо мной сияло на столе», «я бросил в ночь заветное кольцо», «ты отдала свою судьбу другому», «летели дни», «вино и страсть терзали жизнь мою».
Для перенесения акцентов на важные слова и для придания напевности поэтической речи поэт использует инверсию: «терзали жизнь мою», «плащ твой синий», «в сырую ночь ушла», «убрал я со стола».
Строчка «лицо в простой оправе» повторяется дважды: в начале и в конце стихотворения, но обстоятельства и чувства описаны разные. Так проявляется антитеза: «Когда твое лицо в простой оправе / Передо мной сияло на столе...» противопоставлено «Твое лицо в его простой оправе / Своей рукой убрал я со стола».
Стихотворение имеет кольцевую композицию: первая строфа повторяет последнюю, но в то же время противопоставлена ей. Описанное чувство, ситуация потери любви как бы замыкается в безысходный круг. Финал стихотворения печален:
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
Герой, утратив любимую, потерял смысл жизни, потерял самого себя.