Выбор совокупности качеств, необходимых руководителю.




Раздел №10. Системы и структуры управления предприятием. Анализ стиля руководства

Методические указания к деловой игре«Астра»

Общие замечания

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную деятельность, чем управление или менеджмент, от которого в значительной мере зависит и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

Управление предприятием как вид профессиональной деятельности базируется на обоснованном применении управленческих технологий.

Управленческая технология (УТ) – это искусство, мастерство и умение осуществлять управленческое воздействие для достижения поставленных целей. УТ включает совокупность:

· методов и средств сбора и обработки информации,

· приемов эффективного воздействия на работников,

· принципов, законов и закономерностей организации и управления,

· систем контроля.

Основными объектами этой технологии являются человек, организация, общество.

Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от стиля руководства.

Под стилем руководства понимают совокупность наиболее характерных приемов и способов, применяемых руководителем в процессе выполнения управленческих функций, «почерк» руководителя. Стиль работы руководителя определяется его деловыми и личными качествами, индивидуальными особенностями, окружающей обстановкой. Личность хозяйственного руководителя, стиль и методы его работы, включая умение четко разделить функции управления, распределить права, обязанности и ответственность между исполнителями, существенно влияют на результаты производственной деятельности коллектива, на социально-психологический климат, трудовую и исполнительскую дисциплину.

Основная цель разработки и применения деловой управленческой игры – повышение общей эффективности учебного процесса. Игра «Астра» является формой проверки знаний студентов в области организации управления, средством развития навыков оценки и анализа личности руководителя, его деловых качеств, методов принятия управленческих решений. Это необходимо будущим руководителям производства для самооценки, построения правильных взаимоотношений с коллективом, воспитания и развития, нужных для эффективного управления качеств и свойств.

Игра проводится в рамках курса «Управление предприятием отрасли» после изучения студентами принципов и функций управления производством и трудовым коллективом, стилей и методов руководства.

В процессе игры участники, решая поставленные перед ними задачи, имеют возможность дискутировать, обмениваться знаниями и мнениями, обсуждать и сравнивать оценки играющих сторон, что способствует активизации их мышления на протяжении всего занятия.

Игра рассчитана на 4 часа учебного времени и состоит из двух этапов:

· анализ качеств и черт характера руководителя;

· оценка стиля руководства.

 

Анализ деловых качеств и черт характера

Руководителя (Этап 1).

 

Современный менеджер выступает в системе общественного производства как: а) управляющий; б) дипломат; в) лидер г) воспитатель; д) человеческое существо.

Цель этапа – определить комплекс индивидуальных качеств современного руководителя, способствующих завоеванию им авторитета и успешному управлению коллективом. Оценка личности осуществляется с помощью механизма экспертных оценок [I], позволяющих количественно представить результаты анализа. В процессе игры имитируется экспертный опрос; в роли экспертов выступают студенты.

Игра на данном этапе проводится по следующей схеме:

 

Формирование подгрупп во главе с лидерами.

Учебная группа разбивается преподавателем на 3 подгруппы, по 5-7 человек, во главе с лидерами, выбранными коллективами подгрупп. Каждая подгруппа «назначается» на одну из трех руководящих должностей, например, директора предприятия, начальника цеха и мастера. Большая учебная группа может быть разделена на 4 подгруппы, например, «директор предприятия», «главный инженер», «начальник цеха», «мастер».

 

Выбор совокупности качеств, необходимых руководителю.

Подгруппа должна отобрать качества, необходимые, по мнению

коллектива подгруппы, для специалиста на данной должности. Для подбора совокупности качеств и черт характера можно воспользоваться давно утвердившейся американской и английской системой качеств и черт характера менеджера (табл. 10.1):

Таблица 10.1

Англия США
1. Способность делегировать власть Развитость ума
2. Коммуникабельность Честность
3. Доступность Логичность
4. Умение слушать Техниковооруженность
5. Авторитетность Широта познаний
  Компетентность Перспективность
7. Техниковооруженность Коммуникабельность
8. Честность Цельность характера
9. Твердость Лидерство
10. Заинтересованность в людях Способность делегировать власть
11. Позитивность Ораторские способности
12. Решительность Умение принимать решение
13. Юмористичность Твердость
14. Широта способностей Умение сосредотачиваться
15. Продуктивность Умение воспитывать
16. Дружелюбие Чувство юмора
17. Прилежание Умение слушать
18. Общительность Желание слушать
19. Знание специальности Объективность
20. Отсутствие болтливости Организаторские способности

 

А также перечнем качеств, полученным в результате опроса российских промышленных психологов, с расшифровкой:

1. Аккуратность – тщательное и точное выполнение работы, соблюдение во всем порядка, точности.

2. Внимательность – сосредоточение мысли, зрения, слуха на чем-либо.

3. Трудолюбие – любовь к труду.

4. Организованность – дисциплинированность, точное и планомерное выполнение своих обязанностей.

5. Смелость (самообладание) – способность владеть собой, выдержка, хладнокровие в сложных и опасных производственных ситуациях.

6. Самосостоятельность – решительность, умение работать без чужой помощи, проявление собственной инициативы.

7. Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки, быть ответственным за них.

8. Оперативность – способность быстро, вовремя исправить или направить ход дел.

9. Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей.

10. Настойчивость – упорство, твердость в достижении целей и задач, способность преодолевать объективные и субъективные препятствия в профессиональной деятельности.

11. Творческое отношение к делу – создание, созидание чего-либо нового, оригинального по замыслу.

12. Целеустремленность – наличие ясной цели и стремление достичь ее.

13. Исполнительность – старательность, хорошее исполнение работы, поручений.

14. Инициативность – внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость, руководящая в каких-либо действиях.

15. Дисциплинированность – привычка к дисциплине, подчинение установленному для всех порядку, правилам, сознание собственного и общественного долга.

16. Общительность – способность легко входить в общение с другими людьми.

17. Усидчивость – способность быть усердным в том, что требует длительной и терпеливой сидячей работы.

18. Работоспособность – способность много и производительно работать.

19. Старательность – стремление выполнить поручение хорошо и добросовестно, рвение в работе.

20. Тщательность – выполнение работы старательно, точно и аккуратно.

 

Приведенные качества и черты характера нельзя считать исчерпывающими. Маловероятно также, чтобы один человек был способен обладать всеми этими качествами. Поэтому члены подгруппы коллективно в результате обсуждения выбирают 10-16 качеств, необходимых для их должности. На основании этого каждый участник заполняет столбец 2 табл.10.4. (все решения участники игры излагают письменно).

 

3. Определение значимостей качеств.

Для определения значимости (веса) каждого качества в общей совокупности качеств используется такой метод экспертного опроса, как составление квадратной матрицы парных сравнений (матрицы предпочтений). В такой матрице качества сравниваются друг с другом попарно. Если качество предпочтительнее для данной должности, чем качество (например, для директора предприятия компетентность в области экономики предпочтительнее знаний в технических областях, а для главного инженера - наоборот), то это записывается как , если менее предпочтительнее, то , если качества одинаковы по значимости, то , и так – для каждой пары качеств.

Каждым участником игры (экспертом) на основании его собственных индивидуальных представлений о предпочтительности одних качеств руководителя перед другими составляется система сравнений качеств. Например, для данных расчетов см. табл.10.4:

 

 

Необходимо проверить логику сравнений. Например, если , то при , возможно, что ,

при - ,

при - и т.д.

Результаты сравнений вносят в табл. 10.2

 

Таблица 10.2.

Матрица предпочтений

 
= < > > = > > > > >
> = > > > > > > > >
< < = < < < = = > =
< < > = < = = = > >
= < > > = > > > > >
< < > = < = = = > =
< < = = < = = = > >
< < = = < = = = > >
< < < < < < < < = <
< < = < < = < < > =

 

Прежде всего, заполняется диагональ, где качества сравниваются сами с собою, т.е. по диагонали ставится знак “ = ”. Затем заполнение производится построчно. Если , то знак “ > “ вносим в 1-ю строку, на пересечении строки и столбца , и одновременно знак “ < ” вносим в 3-ю строку, на пересечении строки и столбца , так как . Таким образом, сначала заполняется 1-я строка и 1-й столбец, затем 2-я строка и 2-й столбец и т.д.

Далее строится квадратная матрица (табл. 10.3), где знаки “>”, “=”, “<” заменяют коэффициентами предпочтительности: соответственно 1,5; 1,0; 0,5.

 

Таблица 10.3

Расчет значимости качеств

  Абсолютная значимость
  0,5 1,5 1,5   1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 13,0
1,5   1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 14,5
0,5 0,5   0,5 0,5 0,5     1,5   8,0
0,5 0,5 1,5   0,5       1,5 1,5 10,0
  0,5 1,5 1,5   1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 13,0
0,5 0,5 1,5   0,5       1,5   9,5
0,5 0,5     0,5       1,5 1,5 9,5
0,5 0,5     0,5       1,5 1,5 9,5
0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5   0,5 5,5
0,5 0,5   0,5 0,5   0,5 0,5 1,5   7,5
                      100

 

Суммированием коэффициентов предпочтения по строкам находят абсолютные значимости каждого качества. Проверить правильность заполнения матрицы можно следующим образом: 1) общая сумма значимостей всех качеств должна быть равна квадрату этих качеств (в нашем случае );

2) сумма значимостей каждого качества по строке и столбцу должна быть равна удвоенному количеству качеств (в данном примере - 20).

Относительные значимости (веса) качеств находят путем деления абсолютных значимостей каждого качества на общую сумму значимостей (в долях единицы):

 

 

Полученные значения записывают в столбец 3 табл.10.4. Сумма по столбцу 3 должна быть равна 1. Так как эти решения являются индивидуальными, необходимо найти коллективные (внутри подгрупп) значения весов качеств. Наиболее приемлемым методом является определение средних арифметических значений весов каждого из качеств. Например, если индивидуальные значения веса качества (компетентность в области организации производства) составляют для подгруппы из 5 человек: 0,13; 0,10; 0,14; 0,11; 0,12, то усредненный или коллективный вес этого качества составит 0,12. Эти значения каждый член данной подгруппы записывает в столбце 4. табл.10.4.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: