Основные этапы развития СМИ.




1.1

Как свидетельствует эволюция журналистики, одним из главных направлений ее развития было наиболее полное удовлетворение потребностей человека в коммуникации, т. е. необходимой ему социально значимой информации. Уже в доисторические времена человек сам выступал как средство коммуникации: различные сведения распространяли среди сородичей шаманы, предсказатели, оракулы, а средством консервации ее являлась наскальная живопись, пергамент, глиняные дощечки.

К настоящему времени большинство исследователей едины во мнении, что появление прессы следует отнести к V в. до н. э., когда в Риме выходили первые газеты, которые стали напоминать современные при Юлии Цезаре - в 60 году до н. э. Наиболее известным является ежедневный бюллетень "Acta diurna" ("События дня"). Вместе с тем имеются сведения, что и в Азии также имелись доисторические издания (например, в Китаев VIII веке нашей эры выходила "Дибао» - «Придворная газета", "Кибелчжи» - «Хроникальная газета"; в Японии на глиняных досках выпускалась "Иомиури каварабан» - «Читать и передавать"), являющиеся, по сути, прагазетными явлениями.

В средневековье широкое хождение имели так называемые "летучие листки" (среди них - реляции, ревю, куранты и др.), носившие ярко выраженный информационно-прикладной характер. Изобретение в 1440 г. И. Гуттенбергом процесса печати с помощью подвижных литер дало толчок развитию прессы и журналистики. Родиной прессы как социального института можно считать территорию Западной Европы. Первой газетой в собственном смысле этого слова принято считать бельгийскую "Niewe Tydingen" ("Все новости"), которая стала выходить в Антверпене приблизительно с 1605 года в типографии Авраама Вергевена. С 11 марта 1702 г. в Англии, в Лондоне, стала издаваться первая ежедневная газета "Daily Courant" ("Ежедневный вестник").

В древние времена формы языка реализовывалась в летописях, хрониках, анналах, жизнеописаниях, историях, путешествиях, в многообразных эпистолярных формах - от личного письма до официальных посланий, от поучений и наказов до булл, рескриптов, прокламаций. А с возникновением печатной журналистики стала формироваться система журналистских жанров. Среди начальных можно назвать информацию-хронику, репортаж, памфлеты. Далее стали появляться и другие газетно-журнальные жанры. [4]

Принято выделять следующие типы журналистки: религиозно-клерикальная (XV-XVI вв.), феодально-монархическая (XVI-XVIII вв.), буржуазная (XIX-XX вв.), социалистическая (XX вв.) и общегуманистическая (конец ХХ в. - начало III тысячелетия).

В средневековье, в период религиозно-клерикального типа, диапазон творчества был резко ограничен. Это объяснялось не столько малым числом грамотных людей, сколько влиянием религии на все сферы жизни. Не допускалось инакомыслия, которое находило отражение в периодических изданиях. Феодально-монархический тип отражает невысокую экономическую развитость общества и начало перехода от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям. Развитие торговли требовало обмена информацией о товарах, прибытии кораблей, ценах. В XIX в. журналистика стала важнейшей частью общественно-политической жизни и хозяйствования. Она превратилась в орудие политической борьбы - 80 процентов прессы носили ярко выраженный политический и общественно-политический характер. Произошло классическое разделение прессы на качественную (элитарную) и популярную (массовую). К концу ХХ в. к ней прибавился тип промежуточных СМИ. Социалистическая журналистика всецело была ориентирована на идеологическую зависимость, главной константой в ней была партийность. К настоящему времени мы можем говорить о формировании общегуманистической журналистики. Давая оценку существовавшим типам, нужно отметить, что не везде они существовали обязательно в таком порядке и чистой форме - их наличие зависело от конкретной ситуации в государстве.

В буржуазной и социалистической журналистике, которые развивались (по большому счету) параллельно, проявился в наиболее полной степени феномен массовой информации - обращение к широчайшей аудитории, возможность системно, многоступенчато влиять на палитру мнений вобществе.

В общегуманистической журналистике, которая формируется в настоящее время, основным принципом является отказ от ее любого силового воздействия на другие институты. Журналистика - средство коммуникации, а не дубинка. СМИ должны побуждать выражать общественное мнение и предоставлять информацию, четко отделяя ее от других мнений и комментариев. [4]

Фактически с первых шагов журналистики в ней обозначились три подхода, которые, сменяя друг друга, определяли ее типологию на разных этапах: казуалистский, функциональный и коммуникационный. Казуалистский подход основан на понимании средств массовой информации как безотказного орудия массового воздействия по схеме "причина - следствие", т. е. в конечном счете, по принципу "коммуникатором сказано - реципиентом сделано". Этот подход предполагал форсированное насаждение авторитета прессы, ее верховенство над умами. Функциональный подход покоился на несогласии с такой установкой, отстаивая отношения равноправного партнерства реципиента с коммуникатором, в результате чего реципиенту не обязательно брать на веру и принимать к исполнению все, что ему сообщает и что от него требует коммуникатор. Наконец, если во главу угла ставить не партнерство коммуникатора и индивидуального реципиента, а весь комплекс взаимоотношений средств массовой коммуникации и общества, то возникает подход, называемый коммуникационным. [3]

Основные этапы развития СМИ:

1) до начала нашей эры - прагазетные явления;

2) с начала нашей эры до XV в. н. э. - эпоха рукописных изданий;

3) с XV в. до XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;

4) с XVIII в. до начала ХХ в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии;

5) с 1900 г. по 1945 г. - приобретение печатью функций "четвертой власти";

6) с 1945 г. по 1955 г. - процесс концентрации и монополизации СМИ;

7) с 1955 г. по 1990 г. - эпоха становления электронных средств коммуникации;

8) с 1990 г. по настоящее время - становление нового информационного порядка в мире. [4]

 

1.2 Средства массовой информации как сложно организованный объект должны отвечать требованиям системного подхода:

Ø сохранять целостный характер, несмотря на существование разнообразных, отличающихся друг от друга СМИ, формируя единое информационное пространство для всех членов общества, постоянное информационное взаимодействие в общественной системе;

Ø располагать совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ закономерностей;

Ø иметь необходимый набор функций и так их реализовывать, чтобы удовлетворить информационные потребности личности, различных групп населения, общества в целом;

Ø структура как способ связи компонентов должна располагать такой совокупностью различных газет, журналов, программ телерадио, которые могут способствовать выполнению этих функций;

Ø СМИ должны быть организованной системой, действующей в соответствии с развитием условий жизни общества, иметь для этого необходимые организационные отношения между участниками массовой информационной деятельности (отношения координации, дисциплины, ответственности и др.). Для осуществления организационных процессов необходимы соответствующие административно-управленческие структуры в составе редакций, издательств и др.

 

2.1 Советская система СМИ предполагала:

  • жесткое разделение прессы и вещательных организаций (отсутствие концентрации медиаресурсов);
  • подчиненность СМИ центральному – партийному и государственному – идеологическому контролю (сверху донизу – принцип демократического централизма);
  • центральное место газет и журналов в системе идеологической работы, обусловленное тем, что значительная фрагментация аудитории периодической печати позволяла прицельно обслуживать различные слои и группы населения («читающая страна»);
  • наличие централизованной (нерыночной) медиаэкономики, в которой роль коммерческой рекламы ничтожна, но издательская деятельность, основанная на государственном планировании, приносила государству значительные прибыли.

Отличие современной структуры российских СМИ от советской:

1. Появились новые предпочтения аудитории – преобразование нации в телевизионную (резко сократились затраты на печатные СМИ, число выписывавшихся изданий на семью упало до 1-2);

2. Изменилась структура печатного рынка: вертикально-иерархическая структура уступила место горизонтальным, почти сетевым конфигурациям на региональных (местных) рынках – регионализация;

3. Введение рекламы в каждодневную практику российской медиасистемы: как источника финансирования; источника потребительской информации и средства формирования бытовой и потребительской культуры.

Модели СМИ в России.

Первая – основополагающая советская модель – инструментальная или авторитарно-инструментальная. СМИ являются инструментом в руках власти и правительства и проводят ее линию. Проявлением эволюции этой модели была гласность, которая трансформировала инструментальную модель в интересах демократизации общества.

Вторая – модель «четвертой власти», печати в условиях свободы – свободной журналистики. Просуществовала до 1995-1996 гг., когда возникла новая политическая ситуация, связанная с выборами президента.

Третья – корпоративно-авторитарная модель – с 1996 года, когда крупные корпорации стали действовать по принципам советской журналистики или инструментальной модели. Только теперь журналистика была в руках не партии, а богатых владельцев, мощных финансовых группировок, которым СМИ были нужна для специальных целей.

Четвертая модель – сосуществования корпоративной и свободной журналистики – сочетание корпоративной и некорпоративной прессы.

Пятая модель – государственная журналистика – укрепление государственных СМИ.

Шестая модель – местных средств массовой информации, на которых местная администрация пытается воздействовать достаточно активно. Таким образом, развиваются две параллельные структуры: с одной стороны – общероссийская государственная, а с другой – местные СМИ.

Седьмая модель – коммерческая – самая прибыльная модель журналистики России.

2.2 Рассмотрим типологию интернет-СМИ

Все издания в Интернете можно совершенно четко разделить на две категории – собственно сетевые издания и онлайновые версии печатных СМИ. Эта классификация, как правило, не вызывает споров и недопонимания, хотя здесь бывают противоречия и недоразумения. Так, отнюдь не всегда сетевое издание с названием, аналогичным названию печатного, представляет в Сети своего собрата. Из этой серии история с газетой «Правда». В 1999 году редакцию покинули журналисты, не согласные с взглядами руководства. Отколовшаяся часть коллектива создала и официально зарегистрировала электронное периодическое издание «ПРАВДА On-line» (https://pravda.ru). Разница между двумя газетами состоит, прежде всего, в подходе к определению своей политической ориентации: старая «Правда» придерживается сугубо партийной позиции – КПРФ, новая, онлайновая, если верить информации на сайте, предпочитает ориентироваться на правительство.

Часто электронные версии газет и журналов появляются на сервере и оказываются доступными читателям тогда, когда их печатные аналоги еще только подписываются к выходу в свет. Это значит, что повышается оперативность информирования читателя, что для печатных изданий, уступающих в оперативности электронной прессе, немаловажно. Однако главное достоинство всех электронных СМИ – их интерактивность, позволяющая взаимодействовать с аудиторией в диалоговом режиме.

Что касается остальных категорий, то все они в той или иной мере условны, в силу того, что история сетевой прессы насчитывает всего несколько лет, и сами интернет-издания еще не выработали для себя ни четкой классификации, ни устойчивых жанровых форм, ни литературных нормативов.

Прежде всего, все существующие в Интернете ресурсы можно разделить на две категории: профессиональные и любительские. По этому критерию, фактически, по типу учредителя, мы можем классифицировать сетевые издания с тем же успехом, что и печатные.

Деление прессы на новостную, информационную и аналитическую характерно, только для Сети. Впрочем, порой не с первого взгляда удается определить, к какой из этих категорий относится тот или иной проект. Разница состоит в том, что любая новость – это информация, однако не любая информация – новость.

Новостные сайты являются разновидностью сайтов информационных, однако специализируются, прежде всего, на оперативной подаче новостей. Классический пример новостных сайтов – информационные ленты, созданные в большом количестве информационными агентствами. Ленты эти могут быть как общего характера, предлагающими подборку новостей по самым разным темам (Lenta.ru, rbc.ru), так и специализированными, отражающими новости экономики, политики или компьютерного рынка (www.finmarket.ru, cnews.ru).

Новую роль в Интернете стали играть также информационные агентства (агентства новостей). Раньше они входили в инфраструктуру рынка СМИ, но сами по себе средствами массовой информации не являлись. Благодаря Интернету они смогли из закулисных участников выйти в лидеры рынка, специализируясь на предоставлении краткой, но оперативной информации. Ценность таких ресурсов для пользователя заключается, прежде всего, в возможности достаточно быстро получить сообщения о событиях, однако за более подробной информацией, а также за комментариями по поводу случившегося приходится отправляться на сайты аналитического характера.

Еще один критерий, позволяющий дифференцировать сетевые издания, пришел в Сеть из традиционной прессы. Это так называемый характер аудитории, в соответствии с которым пресса делится на общую и специализированную. Общая пресса – это те издания, при чтении которых не приходится задумываться над смыслом слов и выражений. Что же касается специализированных изданий, то в них на первой странице обычно указано, специалистам какого профиля они предназначены. Лишь по некоторым направлениям сайты, регулярно поставляющие качественную специализированную информацию осознали себя как СМИ и стали соответствующим образом формировать свой имидж, изучать аудиторию, систематически привлекать рекламодателей. Более или менее уверенно эта тенденция прослеживается в сфере компьютерной, финансовой и спортивной информации. В других областях потенциальные специализированные СМИ еще отчетливо не выделились.

Интересная ситуация сложилась вокруг интернет-СМИ, посвященных самому Интернету. Здесь наблюдается движение в обратном направлении. Всего несколько лет назад СМИ, работающие в этой области могли считаться общими. Такими были, например, «Интернет.Ру» (www.internet.ru) в старой версии и «Вечерний Интернет» Носика (https://vi.cityline.ru/vi). Однако в последнее время быстрое изменение демографии Интернета привело к тому, что подобные СМИ стали восприниматься как специализированные – интересные и понятные все тем же членам интернет-тусовки, доля которых среди общего числа пользователей Интернета теперь невелика.

Гораздо трудней различить издания популярные и элитарные. Склонное к «желтизне» издание можно отличить по броским заголовкам и акцентированной сенсационности. Еще одна отличительная черта такого рода прессы – обращение (часто постфактум) к подробностям криминальных происшествий, катастроф – в общем, всего того, что, как утверждают психологи, вызывает повышенный интерес у большинства людей.

К элитарным изданиям можно отнести «Русский журнал» – www.russ.ru. Определенная респектабельность, аналитичность, выдержанность стиля – это те свойства, которые позволяют отнести данное издание к разряду качественных.

Еще один критерий, позволяющий достаточно четко дифференцировать издания, доступность информации. Несмотря на то, что цель большинства пользователей Интернета – поиск информации, некоторые издания отнюдь не стремятся помочь страждущим в достижении этой цели. Нередки случаи, когда пользователь, нашедший через поисковую систему ссылку на страницу с нужной ему информацией, натыкается на предупреждение о том, что права на просмотр данной страницы у него отсутствуют. Некоторые, конечно, пытаются каким-либо образом уточнить условия доступа к «закрытой» информации, однако большинство просто пытается отыскать нужные сведения на других ресурсах. Осознав серьезность ситуации, большинство владельцев информационных ресурсов отказались от предоставления платного доступа. Однако некоторые сайты, в основном те, чья информация имеет реальную рыночную стоимость (результаты маркетинговых исследований, например), до сих пор придерживаются именно такой политики.

Примеры платного доступа информации нередко встречаются в зарубежной практике. Так, популярный американский еженедельник The Wall Street Journal (www.wsj.com) предлагает своим читателям возможность бесплатного просмотра онлайн-версии издания в течение двух недель. В дальнейшем тем, кому понравилось содержание сайта, предлагается оформить платную подписку на год за $59.

Еще одна неотъемлемая характеристика любого издания – способ его распространения. Для интернет-СМИ этих способов два. Первый – создание сайта, на котором в открытом или ограниченном режиме выкладываются предназначенные для читателей материалы. Второй – организация рассылки. Обычно рассылка служит своего рода дополнением к существующему сайту издания, помогая информировать читателя о поступлении новых материалов и формируя устойчивую дружественную аудиторию. Еще одна немаловажная функция рассылки – возможность собирать информацию о подписчиках, что позволяет детально изучить наиболее активную часть аудитории.

Отдельный случай представляет собой рассылка, существующая без сайта. Это уникальный вид СМИ, не имеющий аналогов в печатной прессе. Традиционный формат газеты или журнала предполагает значительные инвестиции в полиграфические ресурсы и службу распространения. Чтобы окупить затраты, нужно собрать большую аудиторию. Для этого издание составляют из большого числа рубрик, в расчете на то, что каждая из них привлечет определенную группу читателей. Читатели, в свою очередь, нередко покупают газеты и журналы ради одной рубрики или даже статьи. Невозможно представить себе коммерчески успешное печатное издание, состоящее из одной авторской рубрики.

Переход в онлайн, резко снижая расходы, позволяет одному автору создать СМИ из одной рубрики и собрать именно тех читателей, которым она нужна. Примеров таких СМИ с избытком на сайте www.subscribe.ru

. Такие ресурсы, созданы и поддерживаются одним частным лицом. Многие из них, по сути, являются архивами рассылок и предоставляют возможность доступа к старым выпускам рассылки.

Именно в рассылках специфика Интернета проявляется в максимальной степени. Четкую грань между рассылками-СМИ и рассылками, ориентированными на ограниченную, специально отобранную группу лиц, провести невозможно. Здесь можно наблюдать переход от средств массовой информации к средствам массовой коммуникации.

 

Современное состояние системы СМИ России можно охарактеризовать устойчивым преодолением рубежа переходного периода. Растет интеграция российских медиа в глобальный медийный контекст: активно осваивается российскими СМИ Интернет; растет популярность новых каналов общения и получения информации, связанных с мобильной телефонией.

Важно подчеркнуть, что эти процессы проходят практически во всех странах одновременно и представляют глобальный переходный период.

Также в системе СМИ современной России проявляются и такие особенности:

  • сформированный рекламный рынок оказывает прямое влияние на деятельность СМИ, а в целом – и на все состояние экономики средств массовой информации, которая базируется на принципах свободного рынка – самоокупаемости, свободной конкуренции, прибыльности и рентабельности, самофинансирования;
  • традиционное для современных рыночных медиасистем «разделение труда» между печатными и аудиовизуальными СМИ характеризуется особым вниманием прессы к анализу событий и усилению внимания к инфотейнменту на ТВ;
  • качество медиакратичности (власти средств массовой информации) современных обществ формирует новую систему функций и ценностей профессиональной деятельности журналиста, исходя из которой журналисты выступают в роли производителей (создателей) общественного мнения со всеми вытекающими отсюда последствиями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: