Прагматические концепции информационного обмена




Основные теоретико-методологические подходы к информатизации общества.

технократический, согласно которому информационные технологии считаются средством повышения производительности труда, и используются, в основном, в производстве и управлении;

гуманитарный, согласно которому информационные технологии рассматриваются как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства, но и для социальной сферы. Гуманитарный подход подчеркивает первоочередную значимость информатизации для интеллектуального, культурно-духовного и социального развития отдельной личности и общества в целом.

6. Закон РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации (2006). Законодательная база российской информатизации, основой которой является Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (2006), состоящий из 18 статей. В ст.2 определяются основные понятия, связанные с информатизацией общества, такие как информация, информационно-интелектуальная сеть, обладатель информации, доступ к информации, конфидециальность информации, предоставление информации и ряд других. Особого внимания в плане отражения социальных аспектов информатизации заслуживают ст.8 «Право на доступ к информации» и ст.9 «Ограничение доступа к информации».

7. "Социальная информатика" – определение, предметное поле исследований, структура научного знания. Социальная информатика может быть определена как научное направление, изучающее комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме и его информатизацией. Предмет изучения - социальные предпосылки, условия и последствия информатизации общества: развитие личности, изменение социальных структур и отношений. Термин и первая концепция социальной информатики разработаны д.п.н., профессором А.В. Соколовым в 1974 году.

Задачи курса Социальная информатика:

• заложить основы умения правильно ориентироваться в новой информационной реальности как в мире в целом, так и в России;

• сформировать представление о важности информационной культуры как основы органичного включения в информационную среду и активное содействие ее развитию;

• методологически подготовить к дальнейшему применению информационных технологий в профессиональной деятельности.

 

 

8. Общая характеристика теоретических концепций и подходов к изучению закономерностей информационного обмена. Синтаксические концепции информационного обмена: Понятие «бит» (поР. Хартли) - количество информации, снимающее неопределенность о результатах события с двумя равновероятными исходами путем указания на один из них.Работа Р. Хартли (1888 – 1970) - «Передача информации» (1928), в которой впервые была изложена методология измерения количества информации.

Создатель статистической теории информации К. Шеннон(1916 – 2001) –обобщил результат Р. Хартли и его предшественников.

Семантические теории информационного обмена

Эти теории рассматривают информацию как уменьшение (устранение) неопределенности.

Прагматические концепции информационного обмена

Поведенческая модель коммуникации – бихевиористская модель Акоффа-Майлса, исходным в которой является целевая устремленность получателя информации на решение конкретной проблемы и наличие альтернативных путей неодинаковой эффективности для достижения цели. Сообщение информативно, если оно изменяет «целеустремленное состояние» получателя. Слабость модели - ее неподготовленность к оценке ложных сообщений.

Логико-прагматическая модель коммуникации Д. Харраха учитывает социальность человеческой коммуникации через критерий ценности сообщения

 

9. Понятие "тезаурус": значение для информационного обмена. Тезаурус - фундаментальное понятие модели семантической теории информации Ю.А. Шрейдера (1927–1998), учитывающей в явной форме роль приемника. Тезаурус - это знания приемника информации о внешнем мире, система категорий и понятий, которыми оперирует в своей мыслительной и практической деятельности человек, в итоге его способность воспринимать те или иные сообщения. Тезаурус, в широком смысле слова,- это словарный запас человека. Если тезаурус сже содержит информацию, заключенную в сообщении, т.е он не изменяется с ее получением, то семантическая ценность этой информации является нулевой.

10. Формализация знаний: общая характеристика методов и приемов. При поиске наиболее удобных, рациональных средств и форм информационного обмена человек чаще всего сталкивается с проблемой компактного и однозначного представления знаний- процесса, конечная цель которого поместить некоторый объем знаний в своеобразную «упаковку», в которой он может осуществлять движение по информационным каналам. Такой упаковкой может быть фраза устной речи, письмо, книга, географическая карта, картина. Каждый вид упаковки имеет свои особенности, но всем им присуще одно качество, хотя и не в одинаковой степени: упаковка призвана обеспечить сохранность вложенного в нее знания. Причем не только и не столько физическую, сколько смысловую. Для этого необходимо, чтобы отправитель и получатель информации упакованных знаний пользовались некоторой общей системой правил для их представления и восприятия.

11. Основные проблемы языкового информационного обмена. Полисемия - враг информационного обмена, фактор внесения искаже­ния и ошибок (семантического шума) на пути передачи информации. Поэ­тому устранение многозначности является одним из наиболее важных нап­равлений в разработке формальных приемов представления знаний. Созда­ние языка науки или языка деловой прозы, называемого часто " концеля­ритом ", является естественным шагом на этом пути, огромной работой общества на протяжении ряда столетий. Сопоставление этой подсистемы естественного языка с литературным языком показывает насколько они различны по характеристикам, определяющим их выразительную способ­ность. Полисемия (смысловая многозначность) естественного языка является основной проблемой языковой формы информационного обмена в области профессиональных коммуникаций. Профессиональный язык, в т.ч. язык деловой коммуникации («канцелярит»), предназначен для объективизации изложения информации, использует переводимые категории и языковые формы, лишен полисемии, информативен (малоизбыточен), логичен.

12. Системы классификации знаний, примеры. Классификация - распределение предметов, объектов и понятий по группам (классам) в соответствии с обнаруженными свойствами.

Основные системы классификации знаний: иерархическая, морфологическая, древовидная, реляционная.

Классификация может проявить себя не только как инструмент организации научных знаний, но и как фактор социального порядка, способствующий активизации социальных отношений.

13. Материя, вещество, энергия, информация, знания – связь понятий. Исходной посылкой является утверждение, что информация является семантической сущностью материи, т.е. информация считается объективной категорией. Понятие «материя» отождествлется понятием «система», в которую входят составными элеметами вещество, энергия, знания и информация. Эти элементы с законом сохранения материи поддерживают систему в равновесном состоянии путем взаимных переходов из одной в другую субстанцию системы. При взаимодействии эти элементов системы вещество выступает носителем знания, а энергия- носителем информации. Информационные процессы(связи) могут быть рассмотрены как форма практически реализуемых человеческих отношений, фактор социума и управления.

 
 


14. Информация, данные, знания – связь понятий. Информация это знак некоего содержания, которое является предметом сообщения, направленного от источника к приемнику. Знания и данные формы представления информации, призванные способствовать эффективности информационно-обменных процессов, приводящие информацию к удобному для передачи и восприятия виду. Знания - это данные более высокой организации, некая выявленная в исходных данных закономерность предметной области.

 

 

15. Традиционные и новые информационные технологии. Традиционная информационная технология реализуется на базе «жестких алгоритмов» (пакеты офисной информатизации). Новая информационная технология (НИТ) реализуется на базе «мягких алгоритмов» с использованием достижений искусственного интеллекта (обучающие системы). За НИТ - будущее социокультурного варианта информатизации, ибо новые информационные технологии учитывают специфику, максимально «подстраиваются» под конкретного пользователя.

 

16. Причины невозможности массовой информатизации общества без использования достижений в области искусственного интеллекта. Массовая информатизация общества невозможна без ЭВМ с интеллектуальным (дружественным) интересом, базирующемся на достижениях искусственного интеллекта (ИИ). От исследований в области ИИ отделилось направление инженерии знаний, занимающееся выявлением, структурированием, формализацией знаний для разработки интеллектуальных систем, систем, основанных на знаниях, или экспертных систем(ЭС). ЭС - это компьютерные системы, аккумулирующие знания экспертов и фундаментальные знания в той или иной предметной области, обладающие способностью к логическим выводам и выступающие в качестве электронных консультантов для лиц, принимающих решения. Системы, базирующиеся на знаниях различных предметных областей (базы знаний), сегодня пользуются огромным спросом в мире. Что же осталось в области исследований ИИ, так сказать, в узком смысле слова? 1. “Мягкие” вычисления. “Жесткие” вычисления - это работа по алгоритмам, “мягкие” же вычисления - это вычисления, при которых могут быть и новые задачи, и случайное нахождение того, что нужно. Таким образом, речь идет об эволюционных алгоритмах, моделировании эволюционных процессов. 2. Когнитивная графика (пифограмма). Это не иллюстративная графика, а графика, порождающая новые решения(познавательная графика). Глаз оператора фиксирует некоторую закономерность светового пятна - это снимается далее с ЭВМ как заготовка будущего решения, т.е. когнитивная графика является визуальным изображением математики. 3. Виртуальная реальность. Средства информационной технологии и, в частности, человеко-машинного интерфейса, позволяют создать “виртуальный мир” - искусственное трехмерное пространство. Первой фирмой виртуальной реальности явилась VPL Research (США), основанная в 1984 г. Джероном Леньером, автором самого термина “виртуальная реальность”. 4. Моделирование человеческих рассуждений (прикладные семиотические[4] системы). Основная проблема в том, что человеческие рассуждения не есть система. Таким образом, работы по ИИ ведутся в двух взаимодополняющих областях: · в области создания компьютерных систем, обладающих не меньшими, чем человек способностями продуктивно манипулировать имеющимся объемом знаний и порождать новые знания. · в области раскрытия механизмов мышления, которыми обладает человек, с целью их последующего моделирования в компьютерной среде; В данной теме были рассмотрены категории и понятия теоретической информатики, без которых невозможен анализ информационных процессов в обществе, в дальнейших темах будут рассмотрены категории и понятия собственно социальной информатики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: