Основные направления исследований в области искусственного интеллекта. Направления исследований в области искусственного интеллекта.




«Мягкие» вычисления. Это вычисления при которых могут быть и новые задачи, и случайное нахождение того, что нужно. Таким образом, речь идет об эволюционных алгоритмах, моделирование эволюционных процессов.

Когнитивная графика (пифограмма). Это не иллюстрированная графика, которая порождает новые решения.

Виртуальная реальность. Средства информационной технологии и, в частности человеко-машинного интерфейса, позволяют создать «виртуальны мир»- искусственное трехмерное пространство.

Прикладное направление исследований – «инженерия знаний», занимающееся разработкой систем, основанных на знаниях, или экспертных систем, в том числе обучающих

18. Понятия "экспертная система", "инженерия знаний". Причины активного использования экспертных систем в образовании. Понятия "экспертная система", "инженерия знаний". Причины активного использования экспертных систем в обучении. От исследований в области ИИ отделилось направление инженерии знаний, занимающееся выявлением, структурированием, формализацией знаний для разработки интеллектуальных систем, систем, основанных на знаниях, или экспертных систем (ЭС). ЭС - это компьютерные системы, аккумулирующие знания экспертов и фундаментальные знания в той или иной предметной области, обладающие способностью к логическим выводам и выступающие в качестве электронных консультантов для лиц, принимающих решения. Использование в ЭС достаточно мощных баз данных и средств манипуляции этими данными - правил вывода, позволяет называть их системами, основанными на базах знаний, в отличие от уже ставших привычными и широко распространенными систем управления базами данных (СУБД). Причины активного использования экспертных систем в обучении. Во всем мире в настоящее время насчитывается примерно 600 млн. студентов, из них 30 млн. обучаются в рамках системы удаленного доступа - дистанционного обучения, по которым понимается совокупность передачи учебной информации студенту, стимулирование его учебной деятельности и, если необходимо, принятие корректировочных мер, т.е. речь идет об индивидуализированном обучении, в том числе на базе использования экспертных систем. Экспертная обучающая система обладает целым рядом достоинств, которые и обуславливают популярность этих систем: возможностью построения системой индивидуализированного варианта обучения в зависимости от уровня исходных знаний и др. факторов; достаточная «терпеливость», ибо система может повторять необходимую информацию до тех пор, пока знания обучаемого не будут соответствовать принятому стандарту обучения и рядом других достоинств. Примеры задач, выполняемых интеллектуальными системами. Задачи, выполняемые интеллектуальными системами, это такие задачи, которые, если бы их выполнял человек, его бы назвали представителем профессии интеллектуального типа, например, принятие решений в условиях постоянного изменения исходных данных (управленческая, дипломатическая деятельность), перевод с одного языка на другой (деятельность переводчиков) и ряд других.

19. Экономические предпосылки информатизации. Экономическая предпосылка информатизации - демонополизация экономики (сосуществование в обществе различных форм собственности). Демонополизация экономики - это не уничтожение монополий – базы создания наукоемких технологий, а дополнение монополий экономическими структурами, адаптирующими научные разработки к общественным потребностям. Информатизация фундаментальных разработок и посреднической деятельности оперативного бизнеса, принципиально различна. В первом случае - это суперкомпьютеры, во втором – «мобильный компьютинг».

 

20. Предпосылки информатизации в политической сфере. Общей предпосылкой информатизации общества является его демократизация. Демократии необходима совершенная информационная среда как ее атрибут. Только информированный и компетентный человек может субъектом народовластия. Органы власти без совершенной информационной среды не могут в полной мере осуществлять социальное управление, реализовывать данные им полномочия и осуществлять мониторинг отношения к проводимой политике.

 

21. Предпосылки информатизации в культурно-духовной сфере. Необходима высокая степень мотивационной готовности населения к использованию новых информационных технологий;

• компьютерная грамотность россиян не соответствует требуемому для обеспечения высоких темпов информатизации уровню;

• информационный образ жизни еще не является нормой жизни в России, а информация не занимает высоких позиций в системе человеческих ценностей.

• необходимо достижение высокого культурно-духовного потенциала общества, составляющие которого - знания и создатели знаний.

 

 

22. Предпосылки информатизации в социальной сфере. Социальная сфера - пространство и процесс расширенного воспроизводства человека как личности и субъекта исторического процесса. В структуру формирования индивидуального интеллекта наряду с генетической составляющей также входят составляющие, определяемые микро (семья) и макро (школа, трудовой коллектив) социальной средами. Реализация предпосылок информатизации именно в социальной сфере является наиболее важной для интеллектуального, культурно-духовного развития общества.

 

 

23. Современные условия развития процесса информатизации в России. Условия развития процесса информатизации в России. 1-я фаза - начало 70-х годов - появление вычислительных средств, позволяющих вести автоматизированную обработку символьной информации ("Минск-32", далее ЕС-ЭВМ). На этом этапе создавались автоматизированные системы управления (АСУ) воздушным и ж/л транспортом, энергосистемами, оборонным комплексом страны. 2-я фаза - 1983 год, когда была разработана общегосударственная программа по развитию средств вычислительной техники и АСУ до 2000 года. Создание программы можно считать ответом страны на "вызов" Японии, заявившей в то время о создании машин пятого поколения, которые должны быть способны выполнять три основные функции -решение задач и получение выводов, поддержание и развитие баз знаний, и обеспечение интерфейса человек-машина на уровне интеллектуального общения человека и ЭВМ. Машины пятого поколения должны были послужить технико-технологической основой реализации концепции информационного общества в Японии. В 1989 году программа информатизации была продлена до 2005 года и уточнена в связи с необходимостью отражения в ней средств персональной информатики. 1993 год - начало 3-ей фазы, обусловленной необходимостью создания после распада СССР концепции информатизации РФ. Техническая база информатизации существенно ослабла из-за принадлежности ныне ряда оборонных предприятий-производителей вычислительной техники Украине и другим странам СНГ. В России развернута телефонная сеть на 30 млн. аппаратов, т.е. существенная для информатизации предпосылка - уровень телефонизации -весьма невысок. По оценкам экспертов, Россия по уровню оснащенности телефонами в пересчете на 100 жителей на (1998 г.) занимает 33-е место в мире и 21-е - в Европе, в России работают (1999 г.) 350-400 компьютеров на 1000 жителей (уровень США 1995 г.) и в начале XXI века их количество приблизилось к 27 млн. Россия к началу 1996 года занимала 48-е место в мире по уровню обеспеченности средствами информатизации [1]. Чтобы в XXI веке иметь достаточно благоприятные перспективы развития экономического и интеллектуального потенциала, России необходимо войти в ближайшие пять лет в двадцатку стран по валовым и среднедушевым показателям и в десятку стран по темпам роста показателей ее информационной обеспеченности. Рассматривая технический аспект условий информатизации в России, отметим, что в стране в принципе накоплен достаточно мощный потенциал, который при организации разумной конверсии позволяет решить технический аспект проблемы информатизации общества. В качестве обнадеживающих тенденций можно отметить: сближение по качеству, несмотря на обострившуюся проблему обеспечения конкурентно-способного соотношения качество/цена, так называемых «красной» и «желтой» сборок компьютеров, тот факт, что сегодня уже каждый второй проданный в России персональный компьютер собран на ее территории, а также попытку начать мелкосерийное производство суперкомпьютера "Эльбрус - 3 - 1".
Проблема телефонизации в России будет решаться преимущественно за счет развития систем космической связи, специалистами также ставится вопрос о создании собственного Центра глобальной связи.

 

 

24. Альтернативные варианты развития процесса информатизации в России.

- заимствование передовой информационной технологии с одновременным обеспечением информационной безопасности России;

• гармонизация информационного и экологического начал общества;

• использование в качестве основополагающего принципа информационного комфорта; • решение социальных проблем информатизации на основе симбиоза «левополушарных» и «правополушарных» механизмов коммуникации.

• формирование общественного мнения об особой роли россиян в развитии мировой информатизации по социокультурному варианту.

 

25. Последствия информатизации в сфере культуры (таблица К. Хессига).

+ -
Свободное развитие индивида «Автоматизация» человека
Информационное общество Дегуманизация жизни
Социализация информации Технократическое мышление
Коммуникативное общество Снижение культурного уровня
Преодоление кризиса цивилизации Лавина информации. Элитарное знание
  Изоляция индивида

26. Последствия информатизации в сфере политики (таблица
К. Хессига).

+ -
Расширение свобод Снижение свобод
Децентрализация Централизация
Выравнивание иерархии власти Государство-«надзиратель»
Расширенное участие в общественной жизни Расширенная государственной бюррократии
  Усиление власти благодаря знаниям
  Усиление манипуляции людьми

 

26.1 «Выравнивание иерархии власти» в информатизируемом обществе должно происходить за счет обеспечения для всё большего числа людей реальной возможности участия в политической деятельности, повышения ими социального статуса. Государство - «надзиратель» - Левиафан - традиционно используемое в обществоведении библейское морское чудовище в качестве символа государства-монстра может быть значительно усилен компьютерными и телекоммуникационными технологиями. При современных информационных технологиях возможен практически абсолютный контроль, а затем и направление не только поведения, но и мыслей людей. Если государство не будет создавать условия для воспитания интеллектуального человека, то получит массу легко управляемых и прогнозируемых по поведению и мыслям людей

27. Последствия информатизации в социально-экономической сфере (таблица К. Хессига).

+ -
Повышение продуктивности. Рационализация. Все возрастающая сложность жизни.
Повышение компетентности. Увеличение богатства. Обострение промышленного кризиса.
Преодоление кризиса. Концентрация.
Экономия ресурсов. Подверженность кризисам.
Охрана окружающей среды. Стандартизация.
Улучшение качества Дегуманизация труда.
Новые профессии и квалификации. Стрессы.

 

27.1 «Новые профессии и квалификации» и, с другой стороны, возможное исчезновение многочисленных профессий. Появление новых, более интеллектуальных профессий не должно исключать сохранение информации не только об исчезающих технологиях, трудовых навыках, но и о социальных структурах, обеспечивавших их реализацию (типе людей, их отношениях, культуре, менталитете). Утеря технологий создания таких мировых шедевров как египетские пирамиды, изделий из дамасской стали, перегородчатой эмали, невозможность их воссоздания сегодня в значительной степени связана с социальными аспектами

 

28. Последствия информатизации в области международных отношений (таблица К. Хессига).

+ -
Национальная независимость Усиление взаимозависимости
Появляется шанс на развитие у стран «третьего мира» Технологическая зависимость. Обострение отношений Юга-Запада
Улучшение обороноспособности страны Уязвимость. Усиление опасности новой войны из-за обновления военных систем.

 

28.1. «Национальная независимость» и, с другой стороны, «уязвимость». Уровень развития информатизации, интеллекта нации позволяет государствам выходить на позиции действительной национальной независимости.
Общеизвестна роль таких факторов как количество и качество вооруженных сил сторон, сформированная направленность общественного мнения, открытость (закрытость) информации о мотивах политических акций при поиске дипломатических решений.
Для общества, вступившего в фазу информатизации, фактор технологического отрыва становится более весомым, чем численное превосходство армии. Прежде всего, этот фактор проявляется в технологии информационно-обменных процессов. Понятия «информационная война», «психологическая война».

 

29. Информационная среда как диалектическое единство средств информатики и системы социальной информации. Современное общество не может существовать в условиях сенсорного голода - для его развития и саморганизации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле. В процессе разработки информационной стратегии важно учитывать, что при создании информационной среды должно быть образовано диалектическое единство средств информатики и системы социальной информации. К сожалению, в научной литературе и публицистике нередко информационная среда трактуется как синоним техносферы, что является отражением технократического подхода. Сейчас во всем мире в процессе информатизации сильно превалирует развитие программно-технических средств информатизации ("железо"+ программное обеспечение). Развивается парадоксальная ситуация, когда очень качественной технологией обрабатывается некачественная, неадекватная социальным процессам информация. Системы социальной информации(ССИ) в России практически не существует. ССИ предполагает создание иерархии в социальной информации. При управлении должна использоваться информация о выходе значений ключевых параметров за соответствующие нормативные пределы. При нахождении ключевого параметра в этих пределах информация о его значениях предоставляется только по запросу. Информация по остальному множеству параметров запрашивается лишь в случае выхода ключевых параметров за нормативные пороги. Например, 10-12% - это требующий кардинальных решений порог уровня безработицы в обществе, 14 - это коэффициент, характеризующий катастрофическое соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных членов общества. В частности ССИ должна содержать в себе социально-бытовую статистику для информирования населения. Социальную информацию собирают и обобщают Госкомстат СНГ и Госкомстат РФ. Выпускается журнал "Вестник статистики".

30. Понятие "информационный ресурс общества". ИРО в узком смысле слова - это знания, готовые для целесообразного социального использования, т.е. отчужденные от их создателей и материализованные знания. ИРО в широком смысле слова - все отчужденные от создателей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в материализованной, так и в вербальной (устной) форме. Самое «расширенное» представление о понятии ИРО включает самих создателей знания - ученых, специалистов и т.д..

 

31. "Утечка умов" из России: общая характеристика проблемы.

О международном характере проблемы свидетельствует статистика интеллектуальной эмиграции (на 100% ученых, эмигрирующих из России): Германия – 60%; Израиль - 25%; США – 10%.

Распределение ученых-эмигрантов по направлениям: гуманитарные науки – 9%; химия и биология – 36%; физика и математика – 52%.

Проблема «утечки умов» из России наиболее остра как по количеству, так и по опасности социальных последствий, как для самой страны, так и для мирового сообщества в целом.

Процесс «утечки умов» состоит из следующих потоков:

• внешнего (интеллектуальной эмиграции),

• внутреннего и

• сетевого (интеллектуальной иммиграции).

Иерархия потоков и по размеру и по степени опасности социальных последствий такова: внутренний, внешний и, наконец, сетевой поток.

 

32. Проблема "электронизации" информационных фондов России. Особое значение для России имеет проблема электронизации национальных библиотек, различных БД, решение которой явится существенным вкладом в активизацию информационных ресурсов страны. В 1994 году комитетом при Президенте РФ по политике информатизации подготовлен национальный доклад “Автоматизированные информационные ресурсы России. Состояние и тенденции развития”

33. Автоматизированные информационные ресурсы России, общая характеристика и оценка их состояния. Самый крупный ИР России сосредоточен в ВИНИТИ: объем машинного ретрофонда реферативной информации составляет 16 млн. документов.
В общем объеме ИР России наибольшую часть составляет научно-техническая информация, но по мере развития рыночных отношений все активнее генерируются и распространяются БД коммерческой, деловой, правовой информации.
По данным Миннауки РФ ежегодный прирост информационных массивов составляет 11-12%, реализуется лишь 3-4%. Причина - отсутствие хорошо организованного информационного рынка[16].
Для потребителей информации важно иметь справочно-навигационную службу в мире информационных товаров и услуг. Эту задачу решает НТЦ “Информрегистр”, создавая электронный каталог отечественных баз и банков данных, в котором к настоящему времени находится более 10 тыс. сведений о БД и их владельцах.
В России насчитывается до 30 тыс. БД, содержащих сотни гигабайт информации. Однако, баз данных, доступных для широкого круга пользователей, насчитывается лишь около 3 тыс.
Качество БД, в частности достоверность содержащейся в них информации, во многом определяется оперативностью их актуализации. Однако, 15% БД обновляются ежегодно, примерно 11% - ежеквартально, 13% - ежемесячно, около 7% - ежедневно. Окупить созданные базы данных возможно лишь при многократном тиражировании и многоаспектном использовании, так как стоимость создания и ведения, например, документальной базы данных в расчете на один документ лежит в пределах 40-200 $.
Базы данных классифицируются по структуре, назначению и способу доступа. По структуре БД: на документографические, фактографические, числовые, полнотекстовые и гипертекстовые. По назначению содержащейся информации: БД деловой информации, Бд информации для специалистов, БД массовой информации. По способу доступа: БД, размещенные на хостах, БД тиражируемые в коммуникативных форматах, БД тиражируемые с программными средствами, локальные БД.

 

 

34. Фактографические базы социальных данных. Социальные данные - данные о населении и социальной среде. Сведения о населении включают любые персональные данные об отдельных личностях, а также сводные данные о населении государства в целом, его отдельных территорий и об определенных группах населения. Сведения о социальной среде включают данные о вакансиях, градостроительстве, городском пассажирском транспорте, городском хозяйстве, законах, нарушениях общественного порядка и др. Необходима более глубокая проработка понятия «социальная среда ». Например, понятие «региональная пространственно-предметная среда » реализует социопространственный аспект жизнедеятельности людей. Каждый взрослый горожанин должен в год проехать с социально-культурными целями - 8000 км (на практике -3700 км.), а селянин - 6000 км. (на практике -2100 км). Необходима научная проработка и фактографическое наполнение таких важных понятий как «социальное время» и «социальная память ».

35. Понятие "информационный потенциал общества". ИПО (широкий смысле слова) - это информационный ресурс общества. (это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, т.е. отчужденные от их создателей, и материализованные знания. ИПО (узкий смысл слова) - это «активизированные», введенные в действие информационные ресурсы. Информационный потенциал общества - это информационный ресурс общества в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и эффективно использовать.

 

 

36. Социальные структуры и институты, способствующие активизации информационного ресурса общества. Социальные структуры и институты, необходимые для активизации информационных ресурсов общества - это, например, институты образования и семьи. Особое значение в плане интеллектуализации социальных систем имеют подбор и расстановка кадров, подбор талантов, определение места и роли каждого индивидуального интеллекта (каждой личности) в системе. Здесь важно использовать методику определения интеллектуальных способностей, профессиональной ориентации и другие, широко используемые за рубежом. Уровень образования женщин имеет существенное значение для успеха процесса интеллектуализации общества, так как преимущественно по женской линии идет передача культурного опыта поколений, в основном мать закладывает основы интеллекта ребенка в семье. По аналогии с когнитивными структурами человека, изучаемыми психологией, важно выделять когнитивные структуры общества и его подсистем. Это структуры социальной памяти, общественного сознания и общественного мнения, научных и вообще творческих школ и течений, духовной коммуникации и т.д. В настоящее время формируется важное направление - интеллектуализация социальных систем (предприятий, управленческого аппарата, общественных организаций, сфер науки, искусства, массовой информации). Важно в рамках работы по информатизации общества организовать исследования прикладного характера по повышению интеллектуального уровня тех или иных социальных подсистем.

37. Понятие «социальная коммуникация». Объект взаимодействия в социальной коммуникации - осмысленное сообщение. Взаимодействие совершается не в биологическом пространстве (генетическая коммуникация), не в психическом пространстве (автокоммуникация или внутриличностная коммуникация), а в социальной среде.

Социальная коммуникация это движение смыслов в социальном времени и социальном пространстве (по А.В. Соколову).

38. Устная фаза информационного обмена. Развитие речи, языка - объективный процесс в развитии общества, реакция на усложнение социальных отношений. Как отмечал Ф. Энгельс, “развивающиеся люди доразвивались до того, что им стало необходимо что-то сказать друг другу”. Труд в единстве с членораздельной речью сыграл значительную роль в развитии человека. Появилась возможность оперативной реализации сложного по содержанию информационного обмена. Речь - отражение мыслительных процессов, образа жизни человека, образно говоря, вершина айсберга. Культура речи наиболее ярко отражает уровень развитие человека. Как показал математический анализ, язык обладает в среднем 20% избыточностью, т.е. любое сообщение можно без потери информации сократить на 1/5, что, однако, резко уменьшит помехоустойчивость информации. Ю.В. Рождественский выделил 10 дописьменных знаковых систем: приметы, в т.ч. симптоматика народной медицины; гадания; предзнаменования; язык; изобразительная группа: музыка; графико-живописная изобразительность; пластика, танец, пантомима; прикладные искусства: архитектура, костюм, народные ремесла; измерительная группа: меры; пространственные ориентиры; сигналы в контуре управления; обряды. Ресурсная и социокультурная концепции информационной среды как пространства социальных коммуникаций. Когда информационная среда рассматривается с точки зрения хранимой и циркулирующей в ней информации, она, как правило, является техническим объектом, служащим определенным человеческим целям, которые выступают по отношению к этой технике внешними условиями функционирования. Это ресурсный или технический подход к информационной среде. Как только информационная среда начинает рассматриваться как средство коммуникации, не сводящейся к передаче фактических сведений, но связанной с передачей мнений, приказаний, обещаний, гипотез, вопросов, слухов [1] и т.д., среда выступает неотъемлемым фрагментом культуры и должна исследоваться в этом качестве. Абсолютизации первого подхода предполагает веру в то, что технические возможности предопределяют цели развития общества (возникают технические утопии). Абсолютизация второго подхода может привести к забвению технических возможностей информатизации, недооценке технических нововведений.

39. Письменная фаза информационного обмена. Помогла решить проблему хранения информации, появилась более надежная возможность обеспечить связь прошлого с будущим (сохранение преемственности в развитии). Письменность как первая пространственно отделенная от субъекта форма моделирования природного и социального мира открывает общество, в научном смысле слова, как цивилизацию, то есть дает возможность оперировать социальной семантической информацией вне прямого контакта. Письменность явилась семиотической революцией в знаковых способах организации общества. Письменность служит также одним из важнейших средств сохранения языка в живом виде. Проблема “левшей”, ее социальное значение. Еще достаточно широко, к сожалению, распространенная практика переучивания “левшей” на “правшей” в детском возрасте существенно уменьшает возможности личностной реализации первых, их возможный вклад в интеллект нации.

 

40. Книжная фаза информационного обмена. Книжная фаза обеспечила реальное сохранение авторства, а также существенно расширила за счет тиража географическое пространство распространения информации и увеличила оперативность обмена ею. Эффективность «книжной информатики» со временем стала снижаться из-за бумажного типа носителя. Насущно необходимо сохранение книги как атрибута культуры, ответственного за формирование и развитие индивидуально-образного, абстрактного мышления, без чего информатизации общества лишена смысла.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: