Кейс «Магазин в «Домодедово»




ООО «D+» занимается розничной торговлей товарами в зоне «Duty Free» аэропорта Домодедово. В 2001 году в аэропорту Домодедово был открыт первый магазин компании. Основное направление деятельности компании – создание и управление магазинами беспошлинной торговли.

Основными товарными группами компании являются: косметика, парфюмерия, шоколад, конфеты, спиртные напитки, сигары, сигареты, сувениры, аксессуары, часы, украшения и текстиль.

Целью корпоративной стратегии компании является предложение пассажирам товара, расположенного в идеальном месте, по наилучшей цене, с целью внесения вклада в успех деловых партнеров и удовлетворения потребностей покупателей.

Маркетинговой стратегией является стратегия низких цен. Привлечение клиентов происходит за счет сниженных цен (беспошлинная торговля на свободной от налогов территории аэропорта Домодедово) и отсутствия дефицита в товарном ассортименте. Логистическая стратегия не прописана, но может быть определена как минимизация затрат при бездефицитной политике управления товарными запасами.

На территории аэропорта действуют два прямых конкурента: ООО «Т+», ООО «А+» с меньшей долей рынка, чем у ООО «D+» (рис. 1).

Рис. 1. Доли рынка продаж в зоне «duty free» аэропорта Домодедово

 

Рост числа клиентов ограничен пропускной способностью аэропорта Домодедово, а рост числа конкурентов – свободными торговыми площадями, которых сейчас нет.

Ключевыми факторами, определяющими конкурентоспособность компании, являются:

• тщательное изучение рынка товаров народного потребления, электроники и сувенирной продукции в зоне «duty free» (анализ, динамика роста);

• расположение торговых точек вдоль основных маршрутов движения пассажиров аэропорта Домодедово.

В компании существует линейно-функциональная организационная структура управления фирмой (рис. 2).

В функционал коммерческой дирекции входят следующие функции:

• продвижение товара;

• управление товарным запасом;

• управление закупками;

• ценообразование;

• управление товарным ассортиментом.

В функционал дирекции по продажам входят следующие функции:

• обслуживание клиентов;

• продажа товаров;

• поддержание в надлежащем состоянии торговых точек.

В функционал дирекции по логистике входят следующие функции:

• складирование товара;

• управление транспортировкой товара;

• таможенное оформление товаров.

В функционал финансовой дирекции входят следующие функции:

• управление финансовыми потоками;

• управление налогообложением;

• контрольно-ревизионная функция;

• управление инкассацией наличной валюты.

В функционал администрации и кадровой службы входят следующие функции:

• обеспечение документооборота в компании;

• юридическая поддержка деятельности;

• управление персоналом.

В функционал отдела IT входят следующие функции:

• поддержка и развитие корпоративных информационных систем MBS Navision и 1С Предприятие 8.0;

• обслуживание и ремонт IT оборудования и касс.

В функционал службы безопасности входят следующие функции:

• обеспечение экономической безопасности компании;

• обеспечение общей безопасности торговых точек и персонала.

В компании функционирует информационная система класса ERP Microsoft Business Solutions-Navision 3.60. Основными функциональными областями информационной системы компании являются:

• управление взаимоотношениями с поставщиками;

• управление цепочками поставок;

• система управления складскими процессами;

• ценообразование;

• управление возвратами товаров.


 

 

Рис. 2. Существующая схема организационной структуры управления компании ООО «D+»


Управление финансами, персоналом и начисление зарплаты производится в информационной системе 1С: Предприятие 8.0.

Основное конкурентное преимущество компании: наибольшая доля торговых помещений в аэропорту «Домодедово» занята компанией «D+».

Данное конкурентное преимущество позволяет поддерживать компании «D+» лидерство в продажах на рынке товаров в зоне duty-free аэропорта «Домодедово».

Основными проблемами коммерческой деятельности компании являются:

• падение спроса по причине снижения покупательной способности

пассажиров;

• отсутствие возможности расширить торговые площади и-за ограниченности территории существующими помещениями для торговли в аэропорту «Домодедово». В настоящее время все торговые помещения аэропорта заняты.

Финансовые показатели деятельности компании «D+» представлены в табл.1, нефинансовые - в табл.2, сравнение показателей деятельности компания «D+» и «А+» - в табл.3 соответственно.

Доли затрат на основные логистические функции, такие как транспортировка, складирование, таможенная очистка груза, не уменьшаются при увеличении объемов поставки. Это свидетельствует об отсутствии «эффекта масштаба», что, в свою очередь, указывает на неэффективное управление материальными потоками.

Складская инфраструктура компании включает в себя пять арендуемых помещений на территории аэропорта Домодедово на условиях трехмесячной аренды с автоматической пролонгацией. Функция доставки импортных товаров передана на аутсорсинг. Российские товары доставляются автотранспортом поставщиков.

Склады оборудованы собственными стеллажами и подъёмно-транспортной техникой.

Склад №1 – склад Магазина беспошлинной торговли. Склад используется для хранения алкоголя, табака и шоколада.

Склад №2 – склад Магазина беспошлинной торговли. Склад используется для хранения парфюмерии, косметики, товаров бутиков (часы, текстиль, кожизделия).

Склад №3 – складское помещение для приёма, хранения и обработки товаров, находящихся в режиме свободного обращения на территории РФ с дальнейшим оформлением их в режим беспошлинной торговли.

Склад №4 – складское помещение для хранения тестеров парфюмерии и косметики.

Склад №5 - склад для хранения промоматериалов и мебели.

 

Табл. 1

Финансовые показатели деятельности компании «D+»

в 2013-2015 годах, $ за период

Финансовые показатели 2013 год 2014 год I пол. 2015 года
Выручка 107 355 130,52 87 202 382,22 37 808 505,84
Общие издержки, из них: 107 521 451,61 125 863 838,71 36 581 852,94
Затраты на закупку 49 077 250,65 61 878 596,52 15 547 554,00
Проценты по кредиту банкам (в т.ч. на поддержание запасов) 2 223 921,29 2 849 772,89 706 041,86
Затраты на рекламу и коммерческие расходы 1 017 600,00 1 080 000,00 490 000,00
Затраты на транспортировку 14 960 243,71 17 360 019,87 5 487 372,00
Затраты на складирование (с учетом ФОТ операционных рабочих) 7 996 800,00 8 520 000,00 3 200 000,00
Затраты на таможенное оформление 654 284,66 776 396,67 324 405,00
Аренда торговых помещений 6 000 000,00 6 000 000,00 3 000 000,00
ФОТ продавцов и работников дирекции по продажам 8 712 193,45 8 766 188,94 2 304 696,24
Хозяйственные расходы торговых помещений 1 521 350,76 1 860 373,97 700 000,00
Расходы на поддержание информационной системы 1 440 000,00 1 680 000,00 600 000,00
Административные расходы 5 682 000,00 5 712 000,00 2 100 000,00
ФОТ специалистов 7 754 839,16 8 810 468,71 2 012 036,40
Другие расходы 480 967,94 570 021,14 109 747,44
Прибыль до налогообложения -166 321,09 -38 661 456,49 1 226 026,00

 

Табл.2

Нефинансовые показатели логистической деятельности компании «D+»

в 2013-2015 гг.

Основные показатели деятельности 2013г. 2014г. I пол. 2015г.
D+ A+ D+ A+ D+
Оборачиваемость запасов, дни          
Среднедневная доля дефицитных позиций, % от ассортимента 0,8   0,3 5,3 0,6

 

Табл.3

Сравнение показателей деятельности компания «D+» и «А+»

в 2013- 2015 годах, % от выручки

Основные показатели деятельности 2013г. 2014г. I пол. 2015г.
D+ A+ D+ A+ D+
Общие издержки 100,15   144,34   99,01
Логистические затраты Из них: 69,78   104,80   68,92
Затраты на закупку 45,71 35,4 70,96 37,7 42,50
Затраты на транспортировку 13,94 11,3 19,91 13,5 15,00
Затраты на складирование 7,45 7,4 9,77 9,5 8,46
Прибыль - 0,15   - 44,34 -3 0,99

 

Собственный транспорт в компании отсутствует. Функция автомобильной транспортировки импортных товаров передана на аутсорсинг двум транспортным компаниям. Транспортировка импортных товаров до складов в Домодедово происходит автопоездами по 83 куб. м. каждый в количестве 2-3 автопоездов в неделю и авиарейсами в количестве 1-2 в месяц. 76% грузопотока от зарубежных поставщиков в 2014 году обслуживались автотранспортом и 24% - авиатранспортом. Доставка авиатранспортом осуществляется при необходимости пополнения запасов в кратчайшие сроки.

Экстренные поставки авиатранспортом позволяют быстро пополнить товарный запас и избежать дефицита. Решение об экстренной доставке товара авиатранспортом принимается коммерческой дирекцией в рамках текущей стратегии управления запасами: поддержание запаса основного ассортимента и минимизация товарного дефицита.

Доставка российских (локальных) товаров осуществляется автотранспортом силами поставщиков в среднем по 15-20 поставок в неделю. Единственным каналом распределения товаров компании является собственная сеть торговых точек в зоне «duty free» аэропорта «Домодедово» (рис. 3).

Процесс управления товарными потоками начинается с планирования потребности в товарном запасе, которое ведется лишь агрегированно по товарным группам на следующий месяц. Исполнение планов поручено менеджерам товарных групп коммерческой дирекции, которые формируют заказы на каждую единицу товарного ассортимента в своей товарной группе.


 

 

Рис. 3. Логистическая система компании ООО «D+»

 

Затем данные заказы передаются специалистам по закупкам, которые подчиняются менеджерам товарных групп. Специалисты по закупкам формируют заказ поставщикам (также ищут новых поставщиков), оформляют договоры и организуют оплату заказа. Если условия доставки груза EXW, то специалисты по закупкам делают заявку на доставку груза специалистам по транспорту дирекции по логистике. Специалист по транспорту делает заявку на перевозку автотранспортному оператору или оформляет перевозку авиатранспортом. После прибытия груза на СВХ аэропорта Домодедово, специалист по таможенному оформлению оформляет беспошлинное прохождение груза через таможню.

Затем товар доставляется на склады компании, где его принимает персонал складского хозяйства и проводит с ним все необходимые процедуры грузопереработки. По запросу дирекции по продажам товар комплектуется на складах и доставляется в торговые точки, где передается под ответственность дирекции по продажам.

Функции складирования, транспортировки и таможенной очистки грузов возложены на дирекцию по логистике.

Функции складирования и грузопереработки выполняются неэффективно.

На складах нет системы адресного хранения, маркировки с помощью штрих-кодирования. Информационная поддержка складских процессов поддерживается системой MBS Navision. Явно просматривается зависимость движения товаров внутри склада от профессионализма и опыта кладовщиков.

В компании отсутствуют прописанные стандарты качества логистического сервиса. Поддержка качества логистического сервиса осуществляется только в виде упаковки товара для клиента при продаже и поддержания запасов для минимизации дефицита. Основным показателем качества логистического сервиса при обслуживании клиентов является показатель дефицита товаров в ассортименте, который утверждается коммерческой дирекцией. Управление товарным запасом с ориентацией на стремление поддерживать бездефицитный уровень запасов является неэффективным с точки зрения общих логистических затрат, ведет к замораживанию оборотных средств, дополнительным операционным расходам и уменьшению валовой прибыли. Безусловно, в компании возникают конфликтные ситуации между функциональными подразделениями. Основные межфункциональные конфликты между подразделениями возникают по причинам, указанным на рис. 4-5.

 


Рис. 4. Пример межфункционального конфликта (коммерческая и финансовая службы) в ООО «D+»

Коммерческая дирекция

Показатель: товарный дефицит

 


Складское хозяйство

Показатели: Операционные издержки

 

Рис. 5. Пример межфункционального конфликта (коммерческая служба и складское хозяйство) в ООО «D+»

Основной причиной этих конфликтов является отсутствие четкой системы показателей коммерческой и логистической деятельности, направленной на увеличение прибыли компании. В настоящее время вся система мотивации сотрудников в компании основана на показателе выручки от продаж. Это обстоятельство ведет к неконтролируемым, с точки зрения затрат, закупкам товаров и экономически неэффективному уровню логистического сервиса.

Вопросы:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: