Политика выставления баллов




Информация о дисциплине

Экология и устойчивое развитие Код дисциплины OOD1EUR – 1101 2 кредита Курс 1, семестр 1
Все специальности ВКГУ им. С.Аманжолова   Кафедра экологии и географии ВКГУ
Форма обучения: дневная Язык обучения: русский
Время и место проведения дисциплины: 2015-2016 уч. год –1 семестр, учебный корпус №1
Расписание рейтинга (неделя семестра): 7, 15 неделя
Старший преподаватель, магистр Бакин Серик Аскарович Контактная информация: рабочий тел. 78-28-52; 78-20-48; сотовый телефон 8(777)7345495, e-mail bakinserik@mail.ru
подпись И.о.заведующего кафедрой Дюсупова Ж.М.

2. Краткое описание дисциплины:

Основная цель курса сформировать всеобщее понятие об основных закономерностей устойчивого развития природы и общества.

 

Задачи изучения дисциплины:

- раскрыть студентам общие закономерности взаимодействия живых организмов и среды обитания;

- провести анализ круга проблем, связанных с антропогенным воздействием на окружающую среду;

- рассмотреть конкретные задачи и приоритеты природоохранной деятельности;

- изучить основные закономерности взаимодействия компонентов биосферы и последствий хозяйственной деятельности человека, особенно в условиях интенсификации природопользования, для решения практических задач в плоскости взаимоотношений общества и биосферы в целом;

- сформировать современные понятия о концепции устойчивого развития в разных странах и Республике Казахстан;

- осознание единства человека и природы и необходимости охраны окружающей среды.

 

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

· основные закономерности, определяющие взаимодействия живых организмов со средой обитания;

· распространение и динамику численности оргнизмов, структуру сообществ и их динамику;

· закономерности потока энергии через живые системы и круговорота веществ, функционирования экологических систем и биосферы в целом;

· социально-экологические последствия антропогенной деятельности;

· основные принципы охраны природы и рационального природопользования;

· концепцию устойчивого развития, стратегию, проблемы и их решения на мировом, региональном и местном уровне.

 

Долны уметь:

- анализировать закономерности протекания экологических процессов, связанных с антропогенным воздействием на окружающую среду;

- выявлять их причины и пути устранения;

- использовать полученные знания о закономерностях взаимодействия живых организмов и окружающей среды в практической деятельности.

Приобрести навыки:анализа экологических процессов и постановки конкретных задач и приоритетов в природоохранной деятельности; знания закономерностей развития биосферы и условий сохранения экологического равновесия и обеспечения экологической безопасноти окружающей среды; навыки использования полученных знаний для решения экологических задач.

 

3. Пререквизиты дисциплины: со школьной скамьи студент должен знать базовый минимум по дисциплинам «биология», «география», «химия», «математика», «физика». Перечень смежных дисциплин:школьные курсы по мировой истории, истории Казахстана.

 

4. Постреквизиты курса: Знание по дисциплине «Экология и устойчивое развитие» в будущем будут применяться при изучении ряда дисциплин в области экологии и специальности выбора студента.

5. Календарно-тематический план

Наименование тем дисциплины Недели Аудиторные занятия Вид занятия (описание) Всего (час)
Лекции (час) Пр/сем /лаб/ студ (час) СРСП Форма контроля СРС (час) Форма контроля
  Введение в экологию         Решение задач по заданной теме   Эссе на заданную тему  
  Экология отдельных организмов – аутэкология         Решение задач по заданной теме   Заслушивание ответа  
  Экология популяций – демэкология         Решение задач по заданной теме   Заслушивание ответа  
  Экология сообществ – синэкология         Решение задач по заданной теме   Заслушивание ответа  
  Экологическая система         Решение задач по заданной теме   Заслушивание ответа  
  Биосфера и его устойчивость         Решение задач по заданной теме   Заслушивание ответа  
  Концепция устойчивого развития         Решение задач по заданной теме   Заслушивание ответа  
  Природные ресурсы и рациональное природопользование – один из аспектов устойчивого развития         Решение задач по заданной теме   Заслушивание ответа  
  Антропогенные факторы, влияющие на неустойчивость экосистемы         Решение задач по заданной теме   Заслушивание ответа  
  Социально-экологические проблемы современности и устойчивое развитие 10, 11       Решение задач по заданной теме   Заслушивание ответа  
  Охрана природы и устойчивое развитие 12, 13       Решение задач по заданной теме   Заслушивание ответа  
  Актуальные экологические проблемы устойчивого развития Республики Казахстан 14, 15       Решение задач по заданной теме   Заслушивание ответа  
ИТОГО                

 

Литература для изучения

Основная литература:

1. Бигалиев А.Б., Халилов М.Ф., Шарипова М.А. Основы общей экологии., Алматы, «Казахский университет», 2007.

2. Акимова Т.А., Хаскин В.В.. Экология. Человек-экономика-биота-среда., М., «ЮНИТИ», 2007.

3. Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2001.

4. Дрейер О.К., Лось В.А. Экология и устойчивое развитие, М., «УРАО», 1997.

Дополнительная литература:

1. Хандогина Е.К, Герасимова Н.А., Хандогина А.В.. Экологические основы природопользования, М., «Форум», 2007.

2. Маркович Д. Социальная экология. Москва «РУДН», 1998.

3. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й., Беренс В.В. Ш. Пределы роста. Москва: МГУ, 1991.

4. Концепция экологического образования Республики Казахстан. Астана, 2002.

5. Концепция экологической безопасности Республики Казахстан. Астана, 2002.

6. Экологический кодекс РК, Астана 2007 г.

7. Экология. Под ред. Денисова В.В. Ростов-на-Дону: МарТ, 2002.

8. www.ecology.com

9. www.globalecology.net

10. www.ecology.kz

 

Политика выставления баллов

Вид работы Оценка (max балл)
Рейтинг 1
  Лекции (активное участие в обсуждении вопросов в течение всего периода обучения + конспекты)  
  Практические/лабораторные работы  
  Решение задач по заданной тематике  
  Написание эссе  
  Коллоквиум  
  Контрольная работа  
Итого  
, - общая сумма всех видов заданий 1-го рейтинга и - общее количество заданий 1-го рейтинга
Рейтинг 2
  Лекции (активное участие в обсуждении вопросов в течение всего периода обучения + конспекты)  
  Практические/лабораторные работы  
  Защита докладов или рефератов  
  Решение задач по заданной теме  
  Составление буклетов или презентаций  
  Написание эссе  
  Коллоквиум  
  Контрольная работа  
Итого  
, - общая сумма всех видов заданий 2-го рейтинга, - общее количество заданий 2-го рейтинга
Образец расчета текущего и рубежного контроля
Экзамен  
       

8. Требования преподавателя: Не опаздывать на занятия; отключить сотовый телефон на время занятий; не пропускать занятия, а в случае болезни
предоставить справку; в случае невыполнения заданий итоговая оценка
снижается; своевременно и старательно выполнять домашние задания;
конструктивно поддерживать обратную связь на всех занятиях; введение
конспектов лекционных и семинарских занятий.

9. Экзаменационные вопросы

Перечень вопросов к экзамену:

1. Определение экологии как область науки.

2. Цели, задачи и методы изучения экологии. Краткая история формирования и развития экологического образования.

3. Разделы экологии: аутэкология, демэкология, синэкология, глобальная экология.

4. Взаимосвязь экологии с другими науками. Роль экологии в решении практических задач.

5. Экологические проблемы, его место и роль в современном экономических и политических процессах.

6. Определение понятия «Устойчивого развития» и роль экологии в осуществлении концепцию устойчивого развития.

7. Организационные уровни биологических систем. Организм и его жизнедеятельность.

8. Экологические факторы и их классификация. Особенности антропогенных факторов.

9. Закон минимума Л. Юбиха.

10. Закон толерантности В. Шелфорда.

11. Толерантный диапазон. Стенобионтные и эврибионтные организмы.

12. Экологическая роль основных абиотических факторов для жизнедеятельности организмов.

13. Понятие о популяции. Статические характеристики популяции: число популяции (плотность) и биомасса, возрастное и половой состав.

14. Основные типы размещения организмов в пространстве: случайное, равномерное, групповое.

15. Принцип Олли. Динамические характеристики популяции: рождаемость, смертность, кривая линия выживания, скорость роста.

16. Экспоненциальный и логистический рост числа популяций. Регулирование числа популяции. Зависимые и независимые факторы плотности популяции.

17. Формирование концепциибиосферы. Учение о биосфере и ноосфере В.И.Вернадского.

18. Концепция живого вещества. Определение глобального роля живого вещества.

19. Место человека в экосистеме.

20. Круговорот веществ в биосфере. Мировые биогеохимические циклы.

21. Основные биогеохимические законы В.И. Вернадского.

22. История возникновения понятия «устойчивого развития»: Римский клуб, труды Медоуза и Форестера (Пределы развития,1972), декларация первой конференции ООН «Об окуружающей среде», (Стокгольм,1972), Рио-де-Жанейро (1992), Йоханнесбург (2002), прошедшие всемирные саммиты «Хартия об устойчивом развитии Европейских городов» (г. Ольборг, Дания, 1994).

23. Факторы устойчивого развития: экологические факторы (границы развития цивилизации), экономические факторы (современные рыночные отношения), социальный фактор (сельскохозяйственное производство, права человека, демография).

24. Стратегия и принципы устойчивого развития. Уровни устойчивого развития – региональные, территориальные, национальные, межгосударственные, всемирные.

25. Факторы, определяющие возможности каждого уровня устойчивого развития. Значение международного сотрудничества для устойчивого развития. Роль деятельности международных организаций в научно-теоритической основе устойчивого развития.

26. Характеристика природных ресурсов Земли: литосферы, гидросферы и атмосферы. Классификация природных ресурсов.

27. Проблема обеспеченности человеческого общества природными ресурсами.

28. Рациональное природопользование. Разработка малоотходных технологий. Экологические чистые технологии, альтернативные источники энергии – составная часть устойчивого развития экосистем и общества.

29. Роль природы в возникновении и развитии человеческогообщества. История взаимоотношений природы и общества: основные этапы (биогенный, аграрный, промышленный, информационный) отличие и уроки.

30. Современные глобальные экологические проблемы (изменение климата, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, опустывание, ухудшение биологического разнобразия, загрязнение Мирового океана и т.д.). Причины возникновения и последствия.

31. Экологические проблемы возникшие в результате интенсивного развития сельскогохозяйства и промышленности. Физическое, химическое, биологическое загрязнение окружающей среды и эколого-генетические последствия.

32. Социально–экологические проблемы: рост населения, ресурсный кризис, изменение генофонда, возрастание общей агрессивности среды, новые виды воздействий.

33. Действие фундаментального экологического Закона минимума в социальной экосистеме.

34. Война и терроризм: экологические последствия. Военно-промышленный комплекс и среда обитания.

35. Принципы и методы охраны окружающей среды.

36. Особо охраняемые природные территории – один из мер охраны окружающей среды. Охрана генетических разнообразии. Резерваты биосферы. Красная книга и его роль в сохранении биологических разнообразии.

37. Составление теоретических основ рационального природопользования и охраны окружающей среды – одна из обязательных условий перехода на устойчивое развитие.

38. Роль экологического образования и экологической грамотности в обеспечении устойчивого развития человечества.

39. Экологические проблемы Казахстана. Процессы дестабилизации природной среды в РК, причины и следствия. Социально-экологические проблемы Приаралья. Последствия ядерных испытаний для человечества. Семипалатанский ядерный и другие полигоны на территории РК. Антиядерное движение Невада-Семей.

40. Методы и критерии оценки состояния окружающей среды. Экологический мониторинг, принципы его организации.

41. Хиический, физический и биологический мониторинг. Законодательные и правовые отношения к окружающей среде.

42. Проблемы этики и эстетика в экологическом образовании человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: