Эволюция функций государства




Классификация функций государства

Функции государства классифицируются по следующим основаниям. По продолжительности действия функции подразделяются на постоянные и временные. Первые выполняются в течении длительного времени и присущи государству во многих (или всех) стадиях его существования, вторые же выполняются на определенных этапах и по мере выполнения своего назначения утрачиваются.

Функции классифицируются также на главные и производные (вспомогательные). К главным относятся функции, имеющие приоритетное значение на том или ином этапе (экономическая, социальная, экологическая функции). Производные – это функции сопутствующего или обслуживающего характера. Например, функция финансового контроля имеет вспомогательную природу по отношению к экономической и социальной функциям, а также к функции обеспечения законности и правопорядка.

Общепринятым является деление функций государства на внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри страны, а внешние раскрывают специфику его интересов в международном общении.[4]

Внутренние функции государства – представляют собой основные направления разнообразной внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих пред ним внутренних задач, сколь многочисленных, столь и разнообразных………………………………………………………………………………………………………….[5]


Эволюция функций государства

Функции государства подвергаются влиянию не только собственно государственных изменений, но и изменений условий существования самого государства, т.е. изменений внешней среды, в кᴏᴛᴏᴩой живет и действует государство.

Для определения этого влияния в теории государства, как сказано в учебнике Пиголкина и Дмитриева используется понятие эволюции функций государства, кᴏᴛᴏрое включает изменение функций под воздействием содержательных и формальных характеристик государства, а также развивающейся внешней среды.

Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно-следственного характера, не жестко детерминировано новой формой государства. Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость характеризует те функции государства, кᴏᴛᴏрые представляют собой направления деятельности государства в важнейших областях его существования: в экономической, политической, социальной и др.

Уже ранние города-государства — первоначальная государственная организация общества, появившаяся на излете присваивающей экономики как необходимая реакция на кризисное состояние человечества, — берут на себя общезначимые социальные функции (оборона, здравоохранение, экология и др.), и прежде всего функцию обеспечения производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлургия, металлообработка, керамика и т.п.), тем самым демонстрируя социальную ценность государственной организации общества. Именно эта организация в значительной мере спасает человечество как биологический вид от вымирания, переводит человечество в социальную фазу эволюции, создает цивилизацию.

Общесоциальное содержание функций, кᴏᴛᴏᴩое сохранялось на протяжении всей истории государственности, придавало большую социальную ценность государству, хотя порой приобретало и весьма разнообразные, даже причудливые формы (поддержание мореплавания, морской торговли, защита и воспроизводство рыбных ресурсов, сохранение языковой или религиозной самобытности).

 

Не стоит забывать, что важно подчеркнуть, что именно общесоциальные функции (обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, реализация социальных программ поддержки здравоохранения, социального обеспечения нетрудоспособных, защита прав и ϲʙᴏбод граждан и др.) характеризуют в наибольшей степени деятельную сторону государства. Неисполнение или некачественное исполнение именно данных функций государства приводило и приводит к ослаблению государства, а порой и к его распаду и даже исчезновению.

В наибольшей степени изменчивыми, жестко привязанными к социальному назначению и форме конкретного государства будут классовые функ-

ции (направления деятельности государства, кᴏᴛᴏᴩые в наибольшей степени выражают классовые интересы, волю того класса, той социальной силы, группы, кᴏᴛᴏᴩые господствуют в данном обществе, захватывают и осуществляют государственную власть).

К классовым функциям относится прежде всего подавление господствующим классом с помощью государства (главным образом карательных органов государства — армии, полиции) ϲʙᴏих классовых противников. Причем подавление на первоначальных этапах развития государственности осуществляется посредством внеэкономического принуждения: присваиваются результаты чужого труда, чужое имущество, классовые противники устраняются от участия в политической, духовной жизни общества (а иногда и физически), переселяются в регионы с тяжелыми условиями жизни, используется судебное и в основном внесудебное преследование:

Классовые функции могут осуществляться также и экономическим путем, что характерно для последующих этапов государственности: с помощью системы налогов, сборов, пошлин, тарифов, участия государства в денежной системе, например путем эмиссии, инфляции, применения трудового законодательства, устанавливающего жесткую систему штрафов, ограничений в заработной плате, продолжительность рабочего дня, трудовую повинность и т.п.

Еще к классовым функциям ᴏᴛʜᴏϲᴙтся депортация, лишение средств производства, физическое уничтожение, социальная дифференциация общества (общество бывает открытым, закрытым, мобильным, жестким).

 

На марксистско-ленинском этапе классовые функции объявлялись основными, выражающими классовую сущность государства. Делались попытки теоретически обосновать, что данные классовые функции являлись общесоциальными, выгодными всему обществу. Использовалась схема: классовые функции социалистического государства выражают интересы большинства народа, трудящихся, следовательно, они общесоциальны.

При ϶ᴛᴏм игнорировалось, что классовые функции загоняют общесоциальные проблемы в тупик, а государство формирует особый слой — правящую элиту, кᴏᴛᴏᴩая с помощью династического механизма присваивает общественные и государственные должности, социальные, бытовые, медицинские привилегии и, прикрываясь демагогической завесой служения классу, определенной социальной группе или даже обществу, народу, фактически с помощью государства обеспечивает исключительно собственные номенклатурные, бюрократические, элитарные интересы.

Наряду с классовым содержанием функций государства большое значение в жизнедеятельности государственно-организованного общества всегда имело и национальное содержание функций (государственная деятельность должна обеспечивать именно национальные интересы этноса, формирующего государство; задача гармонизации интересов этноса и этнических меньшинств на самой территории государства, если население имеет многонациональный характер; отношения с диаспорой, кᴏᴛᴏᴩая формируется из соотечественников за рубежом, и др.).

Это очень важная характеристика государства. Стоит заметить, что она связана с той деятельностью государства, кᴏᴛᴏᴩая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытности, традиций, самого существования и воспроизводства этноса, кᴏᴛᴏᴩый, собственно, и выступает в государственной организованной форме как действующий субъект всемирной истории.

Национальная характеристика функций государства охватывает не только их содержание, направленность, но и то, как ϶ᴛᴏ содержание реализуется, т.е. с помощью каких способов в каких формах данные функции осуществляются: в демократических или авторитарных, политических или насильственных.

Анализ национального содержания функций государства демонстрирует и социальную ценность государства, эффективность существования этноса в государственно организованной форме. Этот анализ показывает, почему распад, а тем более исчезновение государства представляет собой -не что иное, как национальную катастрофу. Становится понятным, почему право наций на самоопределение в ϲʙᴏем финальном содержании формулируется как право на образование собственного государства, почему эту же конечную цель имеют многие национально-оϲʙᴏбодительные движения, почему, подчас не считаясь с имущественными жертвами, человеческими жизнями, так яростно борются за формирование собственной государственности те или иные социальные и национальные силы.

Переходя к обсуждению второго процесса эволюции функций государства, а именно к развитию и изменению функций под воздействием развивающейся внешней среды, следует сразу сказать, что на функции государства оказывает определяющее влияние научно-техническое, интеллектуальное развитие всей цивилизации. Функции всех без исключения современных государств подвержены воздействию научно-технических достижений XX в. Но ϶ᴛᴏ воздействие двоякое. Потому что, с одной стороны, государство поддерживает науку, использует ее результаты, развивает и обогащает интеллектуальный потенциал общества. А с другой стороны, видна опасность от неконтролируемого появления и использования современных научно-технических достижений, в частности разработки ядерных технологий, генетики, медицинской биологии и т.п.

Не стоит забывать, что важной деятельностью государства будет ограничение вредных последствий научно-технического прогресса в данных областях. Новые технологии порождают новые проблемы и трансформируют понимание традиционных ценностей. Современные виды технологий, применяемые, например, в области медицины, позволяют врачам делать то, что далеко выходит за рамки традиционного воздействия на организм человека (трансплантация органов человека, изменение полов, искусственное оплодотворение, клонирование1, возникновение проблем эвтаназии2). Прежние представления о традиционной медицинской данныеке рушатся, ибо помимо «автономной ответственности профессионала» возникает еще и «автономия пациента». В связи с колоссальной мощью научной технологии наука и техника становятся одновременно и величайшей надеждой для человеческого прогресса и одной из серьезных угроз, что требует новых подходов к данныеческой оценке и правовому регулированию их результатов. Стоит сказать - получается, что без контролирующего и регламентирующего государственного вмешательства в данную область не обойтись.

 

Определяющее влияние на эволюцию функций государства оказывает и экологический фактор. Воздействие на природу современного индустриального производства достигло глобальных размеров. Хотя большая часть загрязняющих веществ и тепловой энергии вырабатывается на ограниченной площади, вследствие особенностей циркуляции атмосферы и перемещений в водной оболочке Земли значительная часть некᴏᴛᴏᴩых, относительно долго живущих загрязняющих веществ рассеивается на огромных пространствах и даже по всей Земле, приводя к региональному и глобальному загрязнению.

Вещества, загрязняющие атмосферу, причиняют значительный вред окружающей среде в течение многих десятилетий. Дальнейший рост населения и промышленного производства неизбежно приводит к увеличению опасности загрязнения.

1 Клонирование — технология размножения живых организмов, в результате кᴏᴛᴏᴩой из одной клетки получаются генетически идентичные особи.

2 Эвтаназия (греч. euthanasia, eu — хорошо + thanatos — смерть) — сознательное действие, приводящее к смерти безнадежно больного и страдающего человека относительно быстрым и безболезненным путем с целью прекращения неизлечимой болезни и страданий.

К настоящему времени уже определились некᴏᴛᴏᴩые важные проблемы в области антропогенного глобального загрязнения окружающей среды, к числу кᴏᴛᴏᴩых ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:

• прогнозируемые изменения климата в связи с поступлением в атмосферу техногенного тепла, углекислого газа и аэрозольных примесей;

• возможное нарушение озонового слоя Земли, связанное с поступлением в атмосферу фреонов, окислов азота, некᴏᴛᴏᴩых других примесей;

• экологические последствия глобального загрязнения природной среды и биосферы радиоактивными веществами, тяжелыми металлами и пестицидами;

• общая проблема загрязнения морской среды атмосферными осадками, речным стоком, наземным и морским транспортом;

 

• дальний атмосферный перенос загрязняющих веществ и проблема кислотных осадков.

Чтобы предотвратить угрозу глобального кризиса каждое современное государство обязано поддерживать условия существования людей на собственной территории, а также взаимодействовать с другими государствами в целях сохранения общепланетарной среды. Безотходные технологии — один из способов решения экологических проблем.

Государственная деятельность в ϶ᴛᴏм направлении — безусловное требование современности. Материал опубликован на https://зачётка.рф Эволюция функций в данной области приобретает иной качественный уровень, требует иной степени обязательности, обеспеченности экономическими, административными, правовыми средствами и методами.

Интернационализация мировой экономики, всеобщее "Переплетение экономических интересов, появление и господство транснациональных компаний, другие экономические факторы планетного значения оказывают влияние на эволюцию функций. Путь от конфронтации к сотрудничеству и, наконец, к партнерству проходят большинство государств современного мира во внешнеэкономической деятельности. Материал опубликован на https://зачётка.рф

К новой эволюции функций государств подталкивают и развивающаяся информатизация общества, создание баз данных, всепланетных информационных систем, формирование общепланетного информационного пространства. Но, безусловно, самое мощное влияние на эволюцию функций государств оказывает объективная потребность исключить саму возможность использования ядерного и другого оружия массового поражения, устранить опасность бесконтрольного использования ядерных, химических, биологических и иных технологий.

Сегодня как никогда ранее актуальна проблема прекращения гонки вооружений и разоружения. Стоит заметить, что она охватывает широ-

кий спектр вопросов, требующих разрешения: и социально-экономических, и научно-технических, и, конечно же, политико-правовых. Отличаясь остротой и сложностью, зависимостью от множества факторов и многогранностью; они не могут быть устранены усилиями одной исключительно страны или небольшой группы государств. Разоружение — ϶ᴛᴏ проблема глобального масштаба, от решения кᴏᴛᴏᴩой зависят судьбы всех народов планеты, сегодняшнего и будущих поколений.

Важно заметить, что одними из наиболее насущных и сложных аспектов разоружения будут вопросы запрещения и ликвидации оружия массового уничтожения, самых варварских и антигуманных средств ведения войны, когда-либо известных и изобретенных человечеством. От того, каким образом, когда и в каком объеме будут они решены, во многом зависит, насколько будет предотвращена угроза возникновения новой мировой войны, массового истребления людей с помощью ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения.

- Эволюция функций затрагивает в той или иной степени все без исключения современные государства. Вместе с тем происходит эволюция функций, затрагивающая отдельные государства, особенно в экономической области, в частности тогда, когда конкретные общества развиваются в направлении рыночной экономики, переходят от социалистических, распределительных отношений к товарно-денежным, от тоталитарных режимов — к либерально-демократическим.

В сфере науки для государства побудет новая область деятельности — поддержка и защита интеллектуальной собственности, т.е. создание условий для успешной научной и иной творческой деятельности, охрана принадлежности результатов научного труда их создателям, обеспечение справедливой оценки ϶ᴛᴏго труда и достойного вознаграждения за использование полученных результатов. В XX в. цивилизация подвергалась испытаниям, вызванным социальной борьбой вокруг государственной (общественной) и частной собственности. Материал опубликован на https://зачётка.рф Но XXI в. будет характеризоваться социальными столкновениями в сфере вещной и интеллектуальной собственности, а не только в сфере частной и государственной, как ϶ᴛᴏ было ранее.


[1] Теория государства и права: учебное пособие/Н.М.Чистяков. – М.: КНОРУС,2010. - 288 с. [72]

[2] Функция (от лат. Function – исполнение, осуществление) – деятельность обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.

[3] Теория государства и права. Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова, А.В.Малько. –М.:Юристъ,1997. – 672с. [61]

[4] Теория государства и права: учебное пособие/Н.М.Чистяков. – М.: КНОРУС,2010. - 288 с. [72-73]

[5]. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. – 2-е изд. – Москва: Проспект,2014. – 640 с. [330-331]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: