Образец выполнения работы




КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

ОСНОВЫНАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

для студентов, обучающихся по направлению подготовки

080100.62 «Экономика»

 

 

 

Казань

Виноградова И.А. Основы научных исследований: Задания для организации самостоятельной работы – Казань: Казанский кооперативный институт, 2011. – 20 с.

 

 

Задания для организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» разработаны в соответствии с учебными планами, утвержденными ученым советом Российского университета кооперации от 22 марта 2011 г., протокол № 4, и рабочей программой от 29.08.2011, протокол №1

 

Рецензент: к.п.н., доцент Шакиров И.К.

 

 

Одобрено и рекомендовано к изданию решением кафедры гуманитарных дисциплин от 29.09.2011, протокол № 2

 

© Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, 2011

© Виноградова И.А., 2011

Введение

 

Данная разработка составлена в соответствии с рабочей программой дисциплины «Основы научных исследований» и включает вопросы для самостоятельного изучения, контрольные вопросы и практические задания для самостоятельной работы, выполнение которых является обязательным для допуска студента к сессии.

Задания для самостоятельной работы оформляются письменно в виде конспектов в отдельной рабочей тетради, которые студент сдает до начала сессии. Результаты выполнения заданий, предполагающих использование персональных компьютеров, распечатываются на принтере и оформляются в виде отчета, реферата. Студент может выполнить задания в компьютерной аудитории института во внеурочное время.

Самостоятельная работа – сложный многогранный индивидуальный творческий процесс поиска и приобретения знаний. Эффективность самостоятельной работы зависит, прежде всего, от добросовестного к ней отношения.

Самостоятельная работа развивает способность творчески мыслить, «обучает» студента познавательной деятельности, направленной на решение теоретических и практических задач, формирует стремление к наиболее полному выявлению и реализации своих личностных возможностей.

Самостоятельная творческая работа фиксирует внимание не только на том, что рассмотрено и понятно, но и на проблемах, которые предстоит освоить. Она побуждает к приобретению новых, перспективных знаний, и потому студент может прогнозировать освоение дисциплины, намечая план и сроки освоения интересующих его проблем.

Самостоятельный поиск знаний является эффективным средством развития мировоззрения личности, формирования её убеждений и духовных ценностей.

 

 

МЕТОДИКА РАБОТЫС ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ

 

Задание № 1

Анализ содержания текста и составление тезисов

Задание

Составьте простые тезисы. Используйте для работы текст учебного пособия:

1. Андреев В.Д. Основы научных исследований в бухгалтерской деятельности: Учебное пособие. – М.: Экономистъ, 2003. С. 11-18 «Современное состояние и будущее бухгалтерского учета» (для 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»).

2. Кузнецов И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформления. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. С. 188-191 «Этика научного труда» (для специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии»).

Рекомендации

1. Изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; в каждом из них выделяйте главное и на основе главного формулируйте тезисы.

2. При составлении тезисов не приводите факты и примеры. Сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность и убедительность.

3. По окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источника, затем перепишите и пронумеруйте.

 

Тезисы (от греч. слова tezos – утверждение) – сжатое изложение содержания материала в утвердительной форме.

1. Тезисам присуща высокая степень концентрации материала.

2. В тезисах преобладают выводы над рассуждениями.

3. Тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т.е. без использования прямого цитирования.

В зависимости от своего предназначения тезисы могут быть основными, простыми или сложными.

Основные тезисы – близкая к дословной запись принципиально важных положений оригинального текста с небольшим добавлением обобщений, представляющих собой основу для итоговых выводов.

Простые тезисы – почти дословный перечень главных мыслей автора. Эти тезисы отличаются сравнительной краткостью и прямотой изложения.

Сложные тезисы (развернутые) представляют собой одновременно и весьма компактный, и достаточно совершенный по своей компоновке и содержанию материал, который может послужить первоосновой для записи чернового варианта основного текста письменной работы.

Литература

1. Андреев В.Д. Основы научных исследований в бухгалтерской деятельности: Учеб. Пособие. – М.: Экономистъ, 2003. С. 80-81.

2. Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учеб. Пособие. – М.: издательский центр «Академия», 2005. С. 14-15.

3. Кузнецов И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформления. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. С. 158-159.

Задание № 2

Анализ содержания текста и составление плана прочитанного

Задание

Составьте план прочитанного текста.

1. Прочитайте текст учебного пособия (Кузнецов И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформления. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009) на стр. 390-397 «Подготовка текста выступления». Составьте план прочитанного (для специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии»).

2. Андреев В.Д. Основы научных исследований в бухгалтерской деятельности: Учебное пособие. – М.: Экономистъ, 2003. С. 42-50 «Современное состояние и будущее бухгалтерского учета». Составьте план прочитанного (для специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»).

Рекомендации

1. Читая текст, определить границы мыслей.

2. Важным отрывкам дать заголовки, чтобы они наиболее полно раскрывали мысли автора.

3. Запись плана делать так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.

Литература

1. Андреев В.Д. Основы научных исследований в бухгалтерской деятельности: Учеб. пособие. – М.: Экономистъ, 2003. С. 74-87.

2. Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учеб. Пособие. – М.: издательский центр «Академия», 2005. С. 13-14.

3. Кузнецов И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформления. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. С. 152-162.

4. Курсовые и дипломные работы: От выбора до защиты. Справ. пособие / Авт. – сост. И.Н. Кузнецов. – Мн.: «Мисанта», 2003. С. 166-176.

Задание № 3

Аннотирование

Задание

Составьте аннотацию на студенческую научную работу, книгу или статью, предложенную преподавателем.

 

Рекомендации

Слово аннотация происходит от латинского annotatio — замечание, по­метка. Аннотацией в настоящее время называют краткую характеристику книги (или статьи), содержащую перечень основных разделов, тем или во­просов, рассматриваемых в работе. Аннотация на книгу может включать, кроме того, указание на особенности в изложении материала и адресат (для кого она предназначена). Говоря схематично, аннотация на книгу (прежде всего научную или учебную) отвечает на вопросы о чем? из каких частей? как? для кого? Это как бы ее основные, стандартные смысловые элементы. Каж­дый из них имеет свои языковые средства выражения, которые указываются ниже.

Аннотация на книгу помещается на оборотной стороне ее титульного листа и служит (наряду с ее названием и оглавлением) источником инфор­мации о содержании работы. Познакомившись с аннотацией, читатель ре­шает, насколько книга может быть ему нужна. Кроме того, умение анноти­ровать прочитанную литературу помогает овладению навыками реферирования.

 

О чем? В книге (статье) рассматриваются вопросы …, излагаются задачи…, дается обзор…, даются сведения…; В книге (статье) рассмотрены вопросы…, главное (особое) внимание обращено на …, уделено (чему?).. описан метод…, изложена теория… Книга (статья) посвящена проблеме… Автор анализирует, рассказывает, утверждает, предлагает…
Из каких частей? Книга состоит из двух частей, трех разделов. Четырех глав… В книге содержатся следующие разделы…
Как? Какие? В книге (статье) подробно рассмотрены (описаны) … приведены многочисленные примеры (цифровые данные, расчеты), малоизвестные сведения: дано систематическое изложение … делается попытка
Для кого? Книга предназначена для …, а также для … Для чтения книги не требуется специальных знаний в области …

 

Образец выполнения работы

В книге изложена концепция практической психологии в связи с гуманитаризацией высшего образования в современных условиях. Книга состоит из четырех частей. В первой части дается анализ психологии индивидуаль­ности, предлагаются психологические тесты, которые помогут составить психологический портрет индивидуальности.

Во второй части раскрываются особенности групповой деятельности, общения и конфликтных ситуаций.

В третьей части дается анализ профессиональной и предприниматель­ской деятельности, инженерного творчества, психологии безопасности и рекламы.

В заключительной, четвертой части раскрываются проблемы психоло­гии личной и обыденной жизни, психологии здоровья, внутренней гармо­нии. Даются рекомендации и упражнения по выходу из психологических кризисов и выбору жизненных позиций: выигрывающего и проигрываю­щего.

Книга может быть рекомендована как учебник по курсу психологии для вузов и для широкого круга читателей и специалистов.

 

Настоящее учебное пособие адресовано учащимся старших классов и предназначено для использования в рамках интегрированного курса «Вве­дение в обществознание» в 10—11 классах общеобразовательной школы.

Оно дает краткое систематическое изложение важнейших категорий и понятий современной экономической науки и призвано помочь учащимся разобраться в экономических причинах и закономерностях социально-по­литических процессов, происходящих в России.

 

Предлагаемый читателю сборник включает краткое содержание докла­дов, прочитанных на международной научно-практической конференции «Тенденции развития языкового и литературного образования в школе и вузе».

Разнообразие тематики публикуемых материалов обусловлено широтой проблем, интересовавших участников конференции: теория и методика преподавания родного языка и литературы, сопоставительное изучение иностранных языков, вопросы методики обучения русскому языку как ино­странному.

 

УЧЕБНЫЕ НАУЧНЫЕ РАБОТЫ

Задание № 4

Реферат

Задание

Напишите реферат на одну из предложенных тем.

Темы рефератов:

1. Наука в современном обществе и основные направления ее развития.

2. Гипотезы и научные теории в процессе исследования.

3. Рациональные приемы работы с книгой и методы реферирования научной литературы.

4. Организация труда в процессе научного исследования и пути ее совершенствования.

5. Организация и основные этапы научно-исследовательской работы.

6. Формы внедрения и эффективность научных исследований.

7. Моделирование как метод, используемый в исследованиях по учетным дисциплинам.

8. Научные основы организации учебного и исследовательского труда студента.

9. Поиск, накопление и обработка научной информации и их значение для продуктивной научно-исследовательской работы.

10. Методы самостоятельной работы с книгой и пути их совершенствования.

11. Роль и место научно-исследовательской работы студентов в становлении специалистов.

12. Совершенствование самостоятельной работы студентов – важное условие овладения общенаучными и профессиональными знаниями.

13. Методика организации и проведения эксперимента при проведении научных исследований.

14. Научно-исследовательская и творческая работа студентов в вузах России и формы ее развития.

15. Интернет – технологии поиска и обмена информацией.

Реферат (от лат. refero «сообщаю») – краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме.

Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носить проблемно-тематический характер. Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и студент.

Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: