Образование в Российской Федерации




Российская Федерация добилась существенных результатов в реформировании системы образования, успешной во многих аспектах, но и имеющей определённые изъяны, унаследованные от СССР. Советская система образования славилась подготовкой инженеров и ученых высочайшего уровня. Ее характерными чертами были институциональная специализация и отсутствие гибкости, вытекающее из концепции образования как подготовки для плановой экономики, а также чрезмерная централизация.

В течение последних лет проводится серьезная модернизация образования – приняты и реализуются Федеральная программа развития образования, приоритетный национальный проект «Образование», Президентом РФ утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Однако многое еще предстоит сделать для устранения пробелов в стратегии модернизации, а также для успешной реализации ее важнейших направлений. В недостаточной мере осуществляются шаги, меняющие ориентацию управления образованием на достижение конкретных результатов. В школьном

образовании эту ситуацию высвечивают, в частности, результаты исследования Организации экономического содействия и развития (ОЭСР) по оценке учебных достижений учащихся (PISA, TIMSS). Они показали, что одновременно с наличием уверенных математических и естественнонаучных знаний российским учащимся не хватает навыков применения этих знаний в реальных жизненных ситуациях. Формирование прикладных умений требует существенного изменения учебных материалов, методик преподавания и методов оценки качества образования. Более того, за этим должно последовать обновление системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Профессиональное обучение оказалось самым трудным участком для

модернизации. Система начального и среднего профессионального образования не смогла поддержать темп преобразований в экономике. Ей по-прежнему свойственны избыточное количество специальностей и недостаточное внимание к гибким, применимым в различных профессиях, ключевым навыкам.

Одной из проблем, на решение которых направлена Концепция модернизации образования РФ, является обеспечение равенства доступа к образованию. Государственное финансирование общего образования по международным стандартам остается на низком уровне и неравномерно распределяется географически.

Существенным фактором, который окажет сильное воздействие на все уровни образования в течение двух следующих десятилетий, является сокращение рождаемости, наблюдающееся с 1989 г. По оценке ООН в России, к 2015 г. произойдет сокращение числа детей в возрастных группах 5-14 лет и 15-19 лет соответственно на 38% и 47% по сравнению с 2000 г. В принципе это даст возможность распределять образовательные ресурсы среди меньшего числа учащихся. Однако, поскольку среднее число учащихся, приходящихся в Российской Федерации на одного учителя, и без того находится на низком уровне – 11,5 (в странах ОЭСР этот показатель равен 14,3), — направление потенциально сэкономленных средств в систему образования может оказаться непростым делом. Это, прежде всего, касается сельских школ, функционирование которых будет зависеть от дальнейшего оттока населения из села.

В последние годы правительство Российской Федерации сделало ряд существенных шагов, предложенных в рамках Концепции модернизации российского образования. Их целью является повышение качества, расширение доступа и повышение экономической эффективности образования. Были разработаны и внедрены государственные образовательные стандарты общего и

профессионального образования. В средней школе вводятся гибкие программы профильного обучения. Последовательное внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование обеспечивает доступ к качественному образованию для детей, проживающих в удаленных районах.

С 2009 года единый государственный экзамен стал обязательной формой итоговой аттестации.

Во многих регионах страны школы получили финансовую самостоятельность и ввели прозрачные формы управления с участием общественности, что позволило повысить эффективность использования бюджетных средств. Этой же цели, а также повышению доступности качественного образования способствовала реструктуризации сети школ в сельских районах.

Опыт реализации программы модернизации обнаружил некоторые серьезные пробелы в исходной концепции, а также проблемы с осуществлением некоторых ключевых реформ. Так, несмотря на поставленную Президентом РФ в 2000 г. задачу введения подушевого финансирования общего образования в Российской Федерации, опыт регионов, взявшихся за ее решение, показывает, что единый и простой путь реализации данного направления реформ пока не найден. Поэтому крайне важно траекторию развития образовательной системы Республики Татарстан выстраивать с учётом всех тенденций связанных с модернизацией системы образования, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: