Адекватность возможностей ВТ и потребностей образования




Раздел 3. Информационные технологии в образовательных системах

 

1. Образовательные возможности информационных технологий

1.1. Подходы к определению информационных технологий обучения (ИТО)

1.2. Адекватность возможностей ВТ и потребностей образования

1.3. Образовательные электронные ресурсы

2. Преимущества и недостатки информатизации педагогического процесса

 

Образовательные возможности информационных технологий

Подходы к определению информационных технологий обучения (ИТО)

 

ИТО как процесс обучения. ИТО – дидактический процесс, организованный с использованием совокупности встраиваемых в системы обучения принципиально новых средств и методов обучения, представляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационных продуктов с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями познавательной деятельности обучаемых (В.Ф. Шолохович)

Применение ИТ в обучении. ИТО – приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний (деятельность педагога), восприятия знаний (деятельность обучаемого), оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса (И.Г. Захарова).

Задачи ИТ в обучении:

- поддрежка и развитие системности мышления обучаемых

- поддержка всех видов познавательной деятельности человека в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений

- реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности

Функции ИТ в обучении:

- дидактические

- средство обучения

- средство, совершенствующее процесс преподавания окружающей действительности и самопознания

- средство развития личности обучаемого

- объект изучения

- информационно-методическое обеспечение и управление УПВ

- средство коммуникаций

- средство автоматизации процесса обработки результатов эксперимента и управления

- средство автоматизации процессов контроля и коррекции результатов обучения, тестирования и психодиагностики

- средство организации интеллектуального доступа

- технико-педагогические

- обучающие

- управляющие

- диагностирующие

- моделирующие

- экспертные

- диалоговые

- консультирующие

- расчетно-логические

ИТ создают учебно-познавательную компьютерную среду для решения различных дидактических задач.

Условия достижения функций ИТ в обучении:

- взаимность применения ИТ и целей, содержания, форм и методов обучения:

- включение в содержание обучения данных о всех типах рефлексии (интеллектуальной, личностной и межличностной)

- учет того, как учащиеся понимают логигу обучения с использованием ИКТ, смысл требовнаий и пр.

- примепнение ИКТ с учетом сложившихся форм обучения

- дидактическая структура занятия с использованием ИТ:

- актуализация опорных знаний и способов действий

- формирование новых понятий и способов действий

- применение знаний, формирование умений

- мотивационное обеспечение занятия с использованием ИТ

- сочетание слова преподавателя и применения ИКТ

- психологическая структура занятия с использованием ИКТ

- управление вниманием учащихся на занятии

- осознание смысла предстоящей деятельности каждым учащимся

- актуализация мотивационных состояний

- совместное с учащимися целеполагание

- формирование системы учебных действий

- формирование способов контроля за своими действиями

- формировнаие самооценки, отношения к процессу и результату деятелньости

 

Адекватность возможностей ВТ и потребностей образования

 

Вычислительные – быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);

Трансдьюсерные – способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);

Комбинаторные – возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;

Графические – представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);

Моделирующие – построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.

Цели ИТ в образовании

¾ усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе,

¾ гуманизация;

¾ индивидуализация;

¾ оптимизация процесса обучения;

¾ формирование информационной культуры (осмысление современной картины мира, широкое использование информационных потоков и их анализ, реализация прямых и обратных связей с целью их адаптации, приспособление к окружающему миру, грамотное владение языками общения с компьютером, понимание его возможностей, места и роли человека в интеллектуальной среде);

¾ повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

Использование ИТ в сфере образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения.

Педагогические цели использования средств современных ИТ (по И.В.Роберт

1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных ИТ:

• повышение эффективности и качества процесса обучения;

• повышение активности познавательной деятельности;

• углубление межпредметных связей;

• увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

• развитие различных видов мышления;

• развитие коммуникативных способностей;

• формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;

• эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;

• формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

• развитие умений моделировать задачу или ситуацию;

• формирование умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.

3) Работа на выполнение социального заказа общества:

• подготовка информационно грамотной личности;

• подготовка пользователя компьютерными средствами;

• осуществление профориентационной работы в области информатики.

Образовательные возможности ИТ

¾ индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

¾ осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;

¾ осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;

¾ высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;

¾ визуализировать учебную информацию;

¾ моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;

¾ проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;

¾ формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;

¾ развивать определенный вид мышления (наглядно-образного, теоретического);

¾ усилить мотивацию обучения (за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);

¾ формировать культуру познавательной деятельности и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: