Раздел 3. Информационные технологии в образовательных системах
1. Образовательные возможности информационных технологий
1.1. Подходы к определению информационных технологий обучения (ИТО)
1.2. Адекватность возможностей ВТ и потребностей образования
1.3. Образовательные электронные ресурсы
2. Преимущества и недостатки информатизации педагогического процесса
Образовательные возможности информационных технологий
Подходы к определению информационных технологий обучения (ИТО)
ИТО как процесс обучения. ИТО – дидактический процесс, организованный с использованием совокупности встраиваемых в системы обучения принципиально новых средств и методов обучения, представляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационных продуктов с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями познавательной деятельности обучаемых (В.Ф. Шолохович)
Применение ИТ в обучении. ИТО – приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний (деятельность педагога), восприятия знаний (деятельность обучаемого), оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса (И.Г. Захарова).
Задачи ИТ в обучении:
- поддрежка и развитие системности мышления обучаемых
- поддержка всех видов познавательной деятельности человека в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений
- реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности
Функции ИТ в обучении:
- дидактические
- средство обучения
- средство, совершенствующее процесс преподавания окружающей действительности и самопознания
- средство развития личности обучаемого
- объект изучения
- информационно-методическое обеспечение и управление УПВ
- средство коммуникаций
- средство автоматизации процесса обработки результатов эксперимента и управления
- средство автоматизации процессов контроля и коррекции результатов обучения, тестирования и психодиагностики
- средство организации интеллектуального доступа
- технико-педагогические
- обучающие
- управляющие
- диагностирующие
- моделирующие
- экспертные
- диалоговые
- консультирующие
- расчетно-логические
ИТ создают учебно-познавательную компьютерную среду для решения различных дидактических задач.
Условия достижения функций ИТ в обучении:
- взаимность применения ИТ и целей, содержания, форм и методов обучения:
- включение в содержание обучения данных о всех типах рефлексии (интеллектуальной, личностной и межличностной)
- учет того, как учащиеся понимают логигу обучения с использованием ИКТ, смысл требовнаий и пр.
- примепнение ИКТ с учетом сложившихся форм обучения
- дидактическая структура занятия с использованием ИТ:
- актуализация опорных знаний и способов действий
- формирование новых понятий и способов действий
- применение знаний, формирование умений
- мотивационное обеспечение занятия с использованием ИТ
- сочетание слова преподавателя и применения ИКТ
- психологическая структура занятия с использованием ИКТ
- управление вниманием учащихся на занятии
- осознание смысла предстоящей деятельности каждым учащимся
- актуализация мотивационных состояний
- совместное с учащимися целеполагание
- формирование системы учебных действий
- формирование способов контроля за своими действиями
- формировнаие самооценки, отношения к процессу и результату деятелньости
Адекватность возможностей ВТ и потребностей образования
Вычислительные – быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);
Трансдьюсерные – способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);
Комбинаторные – возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;
Графические – представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);
Моделирующие – построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.
Цели ИТ в образовании
¾ усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе,
¾ гуманизация;
¾ индивидуализация;
¾ оптимизация процесса обучения;
¾ формирование информационной культуры (осмысление современной картины мира, широкое использование информационных потоков и их анализ, реализация прямых и обратных связей с целью их адаптации, приспособление к окружающему миру, грамотное владение языками общения с компьютером, понимание его возможностей, места и роли человека в интеллектуальной среде);
¾ повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
Использование ИТ в сфере образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения.
Педагогические цели использования средств современных ИТ (по И.В.Роберт
1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных ИТ:
• повышение эффективности и качества процесса обучения;
• повышение активности познавательной деятельности;
• углубление межпредметных связей;
• увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.
2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:
• развитие различных видов мышления;
• развитие коммуникативных способностей;
• формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
• эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
• формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
• развитие умений моделировать задачу или ситуацию;
• формирование умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.
3) Работа на выполнение социального заказа общества:
• подготовка информационно грамотной личности;
• подготовка пользователя компьютерными средствами;
• осуществление профориентационной работы в области информатики.
Образовательные возможности ИТ
¾ индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
¾ осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
¾ осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
¾ высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;
¾ визуализировать учебную информацию;
¾ моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;
¾ проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;
¾ формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;
¾ развивать определенный вид мышления (наглядно-образного, теоретического);
¾ усилить мотивацию обучения (за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
¾ формировать культуру познавательной деятельности и др.