Эргономическая оценка программного продукта




При оценке программного продукта принимают во внимание:

¾ обучающий эффект программы;

¾ влияние ОП на психическое и эмоциональное состояние обучающихся.

Для этого учитывают физиологические особенности восприятия человеком различных эффектов оформления программы.

Восприятие информации – процесс преобразования сведений, поступающих в техническую систему или живой организм из внешнего мира, в форму, пригодную для дальнейшего использования.

Восприятие предмета в совокупности его свойств формируется на основе совместной деятельности ряда анализаторов, объединенных в функциональную систему.

Последовательность различения разных признаков сигнала:

1) различается положение и яркость сигнала (по отношению к фону);

2) цветовые характеристики;

3) форма

С помощью зрительных ощущений человек может различать до 180 цветовых тонов.

Восприятие того или иного цвета может возбуждать или успокаивать:

¾ Теплые цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители в порядке убывания интенсивности воздействия: красный, оранжевый, желтый.

¾ Холодные цвета успокаивают, вызывают сонное состояние.

¾ Нейтральными являются цвета – светло-розовый, серо-голубой, желто-зеленый, коричневый.

¾ Цветной символ распознается на 30-40% быстрее, чем его черно-белое изображение.

¾ Использование цвета в тексте повышает эффективность восприятия на 15-20%.

¾ Эффективность восприятия и усвоения (запоминания) формул с цветными символами, используемыми при объяснении, повышается в 1,5-2 раза.

¾ Важно правильное сочетание цвета знака и цвета фона, т.к. они влияют на зрительный комфорт (зеленые буквы на красном фоне могут привести к стрессу).

¾ Хорошо воспринимаемые сочетания цветов: белый на темно-синем, лимонно-желтый на пурпурном, черный на белом, желтый на синем.

¾ Любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала.

¾ Включение в качестве фонового сопровождения нерелевантных звуков (песен, мелодий) приводит к быстрой утомляемости обучаемых, рассеиванию внимания и снижению производительности обучения.

¾ По форме символов наиболее быстро и точно распознаются символы, контур которых имеет резкие перепады.

¾ По точности опознания простейшие фигуры располагаются в следующем порядке: треугольник, ромб, прямоугольник, круг, квадрат.

¾ Прописные буквы воспринимаются тяжелее, чем строчные, лучше воспринимаются цифры, образованные прямыми линиями.

¾ Воздействие мультипликации на подсознание человека гораздо сильнее, чем действие обычного видео. Четкие, яркие, быстро сменяющиеся картинки легко вкладываются в подсознание. Чем короче воздействие, тем оно сильнее.

¾ Любой анимированный объект понижает восприятие материала, оказывает сильное отвлекающее воздействие, нарушает динамику внимания.

Электронный учебник (ЭУ). ЭУ – это обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также ПО, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний (рис. 2).

 

Рисунок 2. Основные функции ЭУ

 

Структура электронного учебника

¾ Презентационная часть (методические рекомендации по курсу, теоретический материал);

¾ Упражнения (практикум);

¾ Система контроля (самоконтроля знаний, система итогового тестирования по изучаемому курсу);

¾ Вспомогательный учебный материал (глоссарий, библиография).

 

ЭУ обычно предоставляют возможность обучения в двух режимах:

Информационно-справочный в сочетании с печатным материалом, аудио- и видеозаписями используется для расширения и упрощения доступа к учебному материалу, для удобной и наглядной структуризации учебного материала;

Контрольно-обучающий режим – для самотестирования, предварительного или промежуточного тестирования в ходе дистанционного обучения

ЭУ особенно эффективен в тех случаях, когда он

¾ обеспечивает практически мгновенную обратную связь;

¾ помогает быстро найти необходимую информацию, поиск которой в обычном учебнике затруднен;

¾ существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям;

¾ наряду с кратким текстом – рассказывает, показывает, моделирует и т.д. (проявляются возможности и неоспоримые преимущества мультимедиа-технологий!);

¾ позволяет быстро, но в темпе, наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу;

¾ может актуализировать необходимую учебную информацию с помощью, например, сети Интернет.

Отличительные особенности ЭУ

¾ Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и должна представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий (традиционное требование к любому учебнику).

¾ Каждый фрагмент, наряду с текстом, может представлять информацию в виде аудио- или видеоряда. Можно определить эту часть ЭУ как фрагменты “живых лекций”. Обязательный элемент интерфейса “живых лекций” – линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого места.

¾ Текстовая информация может дублировать некоторую часть “живых лекций”.

¾ В ЭУ рекомендуется использовать многооконный интерфейс.

¾ На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная всплывающая подсказка (помощь), появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации.

¾ Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром и индексом.

¾ Дополнительная видеоинформация или анимированные клипы должны сопровождать те разделы курса, которые трудно понять в текстовом изложении. Некоторые явления практически невозможно описать человеку, никогда их не видевшему (например, водопад, огонь, взрыв и т.п.), а можно только показать.

¾ Аудиоинформация является незаменимой, например, при изучении звучания
музыкальных инструментов, при распознавании птиц по их пению, определении болезней по шумам в сердце или диагностике работы двигателя, изучении иностранных языков и т.п.

¾ ЭУ должен иметь возможность копирования выбранной информации, ее редактирования и распечатки, не выходя из самого учебника. Это позволит готовить курсовые работы и рефераты непосредственно с помощью ЭУ.

Контроль знаний

Качественные контролирующие программы как правило:

• используют компьютерную графику в информационных и контрольных кадрах;

• позволяют оперативно изменять содержание учебного курса с помощью меню;

• обеспечивают возможность изменения трудности заданий;

• позволяют обучаемому работать в индивидуальном темпе;

• являются открытыми системами, что позволяет их легко модернизировать.

Интеллектуальная контролирующая программа:

• дает возможность анализировать ответы разных типов;

• распознает различные синонимы правильных ответов;

• проводит синтаксический и семантический анализы ответов обучаемых;

• различает технические (орфография, ошибки клавиатурного набора) и существенные ошибки;

• локализует местонахождение ошибки;

• может задавать дополнительные вопросы с целью уточнения оценки.

Тестовая система компьютерного контроля

Главные требование к тестовой системе:

• тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию;

• компьютерный тест должен быть простым в использовании, на экране желательно иметь минимум управляющих кнопок;

• в тестовой системе должна быть оценка степени правильности ответа на каждый заданный обучающемуся вопрос;

• тестовых вопросов должно быть настолько много, чтобы совокупность этих вопросов охватывала весь материал, который обучающийся должен усвоить;

• вопросы и варианты ответов должны подаваться испытуемому в случайном порядке;

• вопросы не должны начинаться с номера или какого-либо символа;

• необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать время.

Задания тестового контроля делятся на:

тестовые вопросы – требуют от обучающегося только знания того или иного факта, ответ может быть дан сразу путем выбора его из предложенных вариантов ответа;

тестовые задания – ответ может быть дан только после выполнения испытуемым некоторых дополнительных действий (связанных с вычислениями и др.).

Типы тестовых вопросов

Тип А. Наиболее простой. В качестве вопроса – фраза в вопросительной или утвердительной форме, предлагаются только два возможных варианта ответа: ”Да” и “Нет”.

Например, вопрос: Волга впадает в Каспийское море. Возможные варианты ответа: Да, Нет.

Тип Б. На вопрос нужно дать ответ, выбрав один или несколько пунктов из предложенных вариантов.

Например, вопрос: Волга впадает в … море. Возможные варианты ответа: Азовское, Черное, Каспийское, Средиземноморское.

Тип В. Требуется заполнить пропуски в предложении текстовыми фрагментами, предложенными в качестве вариантов ответа.

Например, вопрос: Восстановите фразу из произведения А.С. Пушкина “Мой... самых честных...”. Возможные варианты ответа: отец, брат, дядя, кузен, намерений, правил, пожеланий.

Тип Г. Требуется установить и указать соответствие между элементами двух списков. Списки имеют одинаковую длину и существует однозначное соответствие между элементами списков.

Например, вопрос: Укажите соответствие между фамилиями писателей и названиями литературных произведений, которые они написали.

Писатели: Литературные произведения:

А.С. Пушкин “Три сестры”

Л.Н. Толстой “Капитанская дочка”

А.П. Чехов “Война и мир”

Тип Д. Требуется переставить элементы списка в соответствии с заданным условием.

Например, вопрос: Расставьте следующие события в хронологическом порядке. Список: первый полет человека в космос, первая высадка человека на Луну, запуск первого искусственного спутника Земли.

Критерии оценки информационного ресурса

1. Технический уровень:

– Корректность работы сайта.

– Возможность демонстрационного просмотра.

– Правильность работы гиперссылок.

– Наличие удобной системы навигации на сайте.

2. Эргономический уровень:

– Наличие уровней меню.

– Наличие подсказок, комментариев.

– Представление информации на экране согласно эргономическим требованиям.

3. Психолого-педагогический уровень:

– Отражение в продукте состояния научных и педагогических знаний.

– Образовательная ценность (соответствие дидактическим требованиям к программе учебного назначения).

– Приобретение опыта экспериментально-исследовательской деятельности.

4. Уровень интерактивности:

– Возможность выбора вариантов содержания.

– Наличие различных уровней сложности.

– Возможность модификации данных.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: