Темы курсовых работ преподавателей кафедры Классической литературы и фольклора.
Уч. год
1. Соболевой Лариса Степановна. Примерные темы курсовых работ
1. Криминальный мир в устной (фольклорной) и письменной (литературной) традиции русского Средневековья.
2. Колдовство и магия в древнерусской литературе: исторические корни сюжетов и образов.
3. Вербализация комического в русских народных картинках (лубок).
4. Иностранцы в русской литературе и фольклоре: от модели поведения до акцента и макаронизма
“Блудный сын» в повествовательной, проповеднической и драматургической традициях русской литературы (от Средневековья к Новому времени)
Святая Параскева — Параскева-пятница - Прасковья — Параша в агиографии, апокрифах и литературе: исторические корни образности и национальное прочтение
Великая русская княгиня Софья Палеолог и византийские императрицы. Сопоставление художественного изображения женской власти в исторических хрониках Византии и летописях Древней Руси.
Тема Фауста в Повести о Савве Грудцыне (контекст, традиции барокко, тема искушения и спасения)
Речи и молитвы русских князей в летописных и исторических повестях: функции и образный строй. Молитвенный пафос в русской литературе.
Драматические события XV века в «Повести о Псковском взятии» и Повесть о падение флорентийской республики. Сопоставительных ракурс.
Бродяги и разбойники в произведениях Мамина-Сибиряка и фольклора: создание «разгульного» образа урало-сибирской земли.
Детские образы в произведения Мамина-Сибиряка: функции и поэтика
Детство как измерение человечности времени.
Торговля и торговцы в произведениях Мамина-Сибиряка: обретение своего лица российским предпринимательством
Иностранцы в русской литературе и произведениях Мамина-Сибиряка: восприятие «чужого».
Старообрядческий мир в произведениях Мамина-Сибиряка и
Решетникова
Военные победы и поражения: поиски художественного смысла (от Средневековья к Новому времени)
1.
2. Граматчикова Наталья Борисовна. Направления научной деятельности и примерные темы курсовых работ по ним.
1. Современный фольклор, постфольклор, интернетлор,неомифология, и др.): изучаются явления, практики, ритуалы, тексты, появившиеся в последние годы либо представляющие собой современные трансформации и модификации явлений традиционной культуры
Запреты и предписания беременным в практике... (естественных родов, «славянских здрав», домашних родов и др.)
Инициация как модель в мужских нарративах о совместных родах.
Легенды и другие фольклорные жанры как фактор формирования имиджа территории. (Например, Легенды Тобольска: историческая реальность и фольклорное наследие.)
Сайты эзотуризма/экстремального туризма как источник интернет-фольклора.
Феномен детского дома в современной литературе: истоки и проекции мифологем.
Современная квазимедицинская мифология: образы болезней и методы борьбы с ними.
2. Фольклорный архив: разработка материалов фольклорного архива, новое осмысление традиционных жанров, а также введение в научный оборот жанров, относящихся к «народной/устной истории», меморатов и др. Подготовка текстов архива к публикации, перевод в электронный вид, разработка баз данных.
Ермак, Пугачев, Колчак, Махно и Гитлер как мифологические персонажи уральского фольклорного гипер-текста.
Организация колхозов в меморатах фольклорного архива УрФУ: мужской и женский нарратив.
Песни-переделки как отражение эпохи (на материалах фольклорного архива УрФУ).
// Песни-переделки на выпускных вечерах и последних звонках...
Народное православие: легенды о святых и чудесах в фольклорном архиве УрФУ.
Великая Отечественная война в меморатах фольклорного архива УрФУ.
«Счастливое будущее»/ «Коммунизм» в агитационной поэзии, частушках и стихах-страшилках в фольклорном архиве УрФУ.
Дневники филологов-практикантов как свидетельство эпохи: формальности, удивления, разочарования.
Музейщики как носители субкультурной мифологии.
3. Мифология и фольклор народов Урала: сравнительная характеристика и изучение отдельных явлений, жанров, образов в мифологических традициях разных этносов и субэтнических образований, конфессиональных групп, населяющих Урал (манси, ханты, коми, удмурты, марийцы, мордва, башкиры, татары и др., включая казачество).
Огонь, вода и земля в угорской, славянской и тюркской мифологиях: сопоставительный аспект.
Предания о силачах и силачках в фольклоре коми и русских.
Медведь в сказках и преданиях угорских народов (обские угры и коми).
Священные животные народов Урала: символика и сюжеты.
Клады и кладоискатели как сюжет уральской прозы.
Этнокультурные практики в литературном процессе. Этнографический дискурс русской литературы (19-20 вв.)
влияние этнографического дискурса на становление и развитие литературных жанров и форм; становление этнокультурной идентичности
Мифологическое и христианское в картине потустороннего мира казаков (на материале очерка И.Железнова «Уральцы»)
Этнография детства в сказах П.Бажова.
Изображение инородцев в русскоязычной этнографической прозе рубежа 19-20 вв.
Мифологическая составляющая романов А.Иванова «Сердце Пармы», «Золото бунта» и др.
Своеобразие ритуального поведения (на примере какой-либо субкультуры — готов, спортсменов, туристов и др.)
Екатеринбург: башня и подвалы. Своеобразие городской мифологии.
3. Приказчикова Елена Евгеньевна. ТЕМЫКУРСОВЫХ РАБОТ
1. Эмоциональная культура XVIII века: что писалось чернилами меланхолии?
2. Авторские стратегий в русской литературе XVIII века: мифологическая составляющая;
3. Болезни как способ проявления авторской индивидуальности в мемуарной литературе XVIII века;
4. «Либертинский текст» русской мемуаристики XVIII века;
5. Травелоги XVIII века: в поисках образа Европы (от Б. Куракина до Н. М. Карамзина);
6. Литературные проекции образов петиметров и щеголих;
7. Концепт счастья в русской поэзии XVIII века;
8. Русский фаворитизм как литературно-историческая проблема XVIII века.
9. «Славянское баснословие» и способы его репрезентации в текстах XVIII века (М. Чулков, В. Левшин, М. Попов).
10. Библиофилический миф XVIII века: стратегии чтения.
4. Липатов Владислав Александрович. Направления научной деятельности и примерные темы курсовых работ по ним.
1. Взаимодействие профессионального и самодеятельного песнетворчества в период Великой Отечественной войны
2. И.Я.Стяжкин (1877-1965) и его краеведческая деятельность
3. Нарративная поэзия "дембельских" альбомов
5. Летова Ирина Анатольевна. Направления научной деятельности и примерные темы курсовых работ по ним.
1. Церковь. Богословие. История
2. переводы Гомера
3. традиции греческой литургической лирики