Этнокультурные практики в литературном процессе. Этнографический дискурс русской литературы (19-20 вв.)




Темы курсовых работ преподавателей кафедры Классической литературы и фольклора.

Уч. год

1. Соболевой Лариса Степановна. Примерные темы курсовых работ

1. Криминальный мир в устной (фольклорной) и письменной (литературной) традиции русского Средневековья.
2. Колдовство и магия в древнерусской литературе: исторические корни сюжетов и образов.
3. Вербализация комического в русских народных картинках (лубок).
4. Иностранцы в русской литературе и фольклоре: от модели поведения до акцента и макаронизма

“Блудный сын» в повествовательной, проповеднической и драматургической традициях русской литературы (от Средневековья к Новому времени)

 

Святая Параскева — Параскева-пятница - Прасковья — Параша в агиографии, апокрифах и литературе: исторические корни образности и национальное прочтение

 

Великая русская княгиня Софья Палеолог и византийские императрицы. Сопоставление художественного изображения женской власти в исторических хрониках Византии и летописях Древней Руси.

 

Тема Фауста в Повести о Савве Грудцыне (контекст, традиции барокко, тема искушения и спасения)

 

Речи и молитвы русских князей в летописных и исторических повестях: функции и образный строй. Молитвенный пафос в русской литературе.

 

Драматические события XV века в «Повести о Псковском взятии» и Повесть о падение флорентийской республики. Сопоставительных ракурс.

 

Бродяги и разбойники в произведениях Мамина-Сибиряка и фольклора: создание «разгульного» образа урало-сибирской земли.

 

Детские образы в произведения Мамина-Сибиряка: функции и поэтика

Детство как измерение человечности времени.

 

Торговля и торговцы в произведениях Мамина-Сибиряка: обретение своего лица российским предпринимательством

Иностранцы в русской литературе и произведениях Мамина-Сибиряка: восприятие «чужого».

 

Старообрядческий мир в произведениях Мамина-Сибиряка и

Решетникова

 

Военные победы и поражения: поиски художественного смысла (от Средневековья к Новому времени)

1.

2. Граматчикова Наталья Борисовна. Направления научной деятельности и примерные темы курсовых работ по ним.

1. Современный фольклор, постфольклор, интернетлор,неомифология, и др.): изучаются явления, практики, ритуалы, тексты, появившиеся в последние годы либо представляющие собой современные трансформации и модификации явлений традиционной культуры

 

Запреты и предписания беременным в практике... (естественных родов, «славянских здрав», домашних родов и др.)

Инициация как модель в мужских нарративах о совместных родах.

Легенды и другие фольклорные жанры как фактор формирования имиджа территории. (Например, Легенды Тобольска: историческая реальность и фольклорное наследие.)

Сайты эзотуризма/экстремального туризма как источник интернет-фольклора.

Феномен детского дома в современной литературе: истоки и проекции мифологем.

Современная квазимедицинская мифология: образы болезней и методы борьбы с ними.

 

2. Фольклорный архив: разработка материалов фольклорного архива, новое осмысление традиционных жанров, а также введение в научный оборот жанров, относящихся к «народной/устной истории», меморатов и др. Подготовка текстов архива к публикации, перевод в электронный вид, разработка баз данных.

Ермак, Пугачев, Колчак, Махно и Гитлер как мифологические персонажи уральского фольклорного гипер-текста.

Организация колхозов в меморатах фольклорного архива УрФУ: мужской и женский нарратив.

Песни-переделки как отражение эпохи (на материалах фольклорного архива УрФУ).

// Песни-переделки на выпускных вечерах и последних звонках...

Народное православие: легенды о святых и чудесах в фольклорном архиве УрФУ.

Великая Отечественная война в меморатах фольклорного архива УрФУ.

«Счастливое будущее»/ «Коммунизм» в агитационной поэзии, частушках и стихах-страшилках в фольклорном архиве УрФУ.

Дневники филологов-практикантов как свидетельство эпохи: формальности, удивления, разочарования.

Музейщики как носители субкультурной мифологии.

3. Мифология и фольклор народов Урала: сравнительная характеристика и изучение отдельных явлений, жанров, образов в мифологических традициях разных этносов и субэтнических образований, конфессиональных групп, населяющих Урал (манси, ханты, коми, удмурты, марийцы, мордва, башкиры, татары и др., включая казачество).

 

Огонь, вода и земля в угорской, славянской и тюркской мифологиях: сопоставительный аспект.

Предания о силачах и силачках в фольклоре коми и русских.

Медведь в сказках и преданиях угорских народов (обские угры и коми).

Священные животные народов Урала: символика и сюжеты.

Клады и кладоискатели как сюжет уральской прозы.

Этнокультурные практики в литературном процессе. Этнографический дискурс русской литературы (19-20 вв.)

 

влияние этнографического дискурса на становление и развитие литературных жанров и форм; становление этнокультурной идентичности

 

Мифологическое и христианское в картине потустороннего мира казаков (на материале очерка И.Железнова «Уральцы»)

Этнография детства в сказах П.Бажова.

Изображение инородцев в русскоязычной этнографической прозе рубежа 19-20 вв.

Мифологическая составляющая романов А.Иванова «Сердце Пармы», «Золото бунта» и др.

Своеобразие ритуального поведения (на примере какой-либо субкультуры — готов, спортсменов, туристов и др.)

Екатеринбург: башня и подвалы. Своеобразие городской мифологии.

 

3. Приказчикова Елена Евгеньевна. ТЕМЫКУРСОВЫХ РАБОТ

1. Эмоциональная культура XVIII века: что писалось чернилами меланхолии?

2. Авторские стратегий в русской литературе XVIII века: мифологическая составляющая;

3. Болезни как способ проявления авторской индивидуальности в мемуарной литературе XVIII века;

4. «Либертинский текст» русской мемуаристики XVIII века;

5. Травелоги XVIII века: в поисках образа Европы (от Б. Куракина до Н. М. Карамзина);

6. Литературные проекции образов петиметров и щеголих;

7. Концепт счастья в русской поэзии XVIII века;

8. Русский фаворитизм как литературно-историческая проблема XVIII века.

9. «Славянское баснословие» и способы его репрезентации в текстах XVIII века (М. Чулков, В. Левшин, М. Попов).

10. Библиофилический миф XVIII века: стратегии чтения.

 

4. Липатов Владислав Александрович. Направления научной деятельности и примерные темы курсовых работ по ним.

1. Взаимодействие профессионального и самодеятельного песнетворчества в период Великой Отечественной войны

2. И.Я.Стяжкин (1877-1965) и его краеведческая деятельность

3. Нарративная поэзия "дембельских" альбомов

5. Летова Ирина Анатольевна. Направления научной деятельности и примерные темы курсовых работ по ним.

1. Церковь. Богословие. История

2. переводы Гомера

3. традиции греческой литургической лирики



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: