Цель договора фрахтования, как существенное условие воздушного чартера.




Одно из принципиальных отличий договора чартера от договора аренды транспортного средства, состоит в том, что вместимость (часть вместимости) транспортного средства при чартере фрахтуется с целевым назначением - для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ВК добавляет еще почту). А по договору аренды транспортного средства для сторон в принципе безразлично, с какой целью фрахтуется транспортное средство.

Формулировка указывающая на целевое назначение чартера "…для перевозки грузов, пассажиров и багажа" по нашему мнению также является не вполне удачной. Как будет показано ниже, договор фрахтования является самостоятельной правовой конструкцией, отличной от иных видов договоров, в том числе и от договора перевозки. И несмотря на то, что многие авторы склонны рассматривать чартер как вспомогательный договор по отношению к договору перевозки, указание в ст. 787 ГК на цель договора фрахтования - предоставление вместимости для перевозки, как нам кажется, заметно обедняет данную правовую конструкцию, обязывая стороны заключать договор перевозки во исполнение договора фрахтования. Иными словами, следуя логике закона, не заключив договор перевозки нельзя произвести исполнение по договору чартера.

Удачней было бы сформулировать данное положение следующим образом - "…для транспортировки груза, пассажиров и(или) багажа".

Хотелось бы отметить, что по конструкции чартера, задуманной законодателем (ст.787 ГК), экономическая цель договора фрахтования та же, что и в договоре перевозки - изменение территориального положения объекта обязательства (груза, пассажира, багажа и(или) почты). Однако изменение территориального положения - это во всяком случае конечная цель заключения договора. Данную цель всегда преследует фрахтовщик, но не всегда фрахтователь. Например, фрахтователь может заключить договор субчартера и передав на возмездной основе вместимость третьему лицу (перепродав вместимость) получить свою предпринимательскую выгоду. Однако, передав свои права по договору чартера, фрахтователь все же из обязательства не выбывает. В первоначальном договоре он продолжает оставаться фрахтователем со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Согласно общей теории гражданского права, цель сделки лежит вне ее пределов и не влияет на ее действительность. Касательно же цели договора фрахтования действует иное правило. Цель фрахтования прямо предусмотрена в законе и является существенным условием договора чартера (ст. 432 ГК).

Существует мнение, что чартер это "самостоятельный вид договора перевозки". Данная точка зрения по нашему мнению заслуживает поддержки, за небольшим уточнением. Чартер это самостоятельный вид договора, цель которого схожа с целью договора перевозки - транспортировка пассажиров, багажа, груза или почты.

В настоящее время во исполнение договора чартера Фрахтовщик выдает Фрахтователю (или лицу, с которым фрахтователь заключил договор) авиационную грузовую накладную или билет (в случае заключения договора фрахтования вместимости для транспортировки пассажиров), что представляется нецелесообразным как с юридической, так и с практической точек зрения. Дело в том, что составление и выдача транспортной накладной означает заключение между сторонами договора перевозки груза (п.2 ст.785 ГК РФ, п.1 ст.105 ВК РФ), равно как и выписка билета на конкретного человека означает заключение договора перевозки пассажира (п.2 ст.786 ГК РФ, п.1 ст.105 ВК РФ).

Происходит наложение одного договора на другой, дублирование договоров. Причем, как уже указывалось выше, договор фрахтования теряет свое значение и самостоятельность.

Выдача Фрахтовщиком накладной конкретному отправителю груза, отличному от фрахтователя, или билета пассажиру/пассажирам, отличному(ым) от фрахтователя предполагает вступление фрахтовщика в прямые частноправовые отношения с непосредственным потребителем услуг. Как представляется, непосредственный потребитель услуг (грузоотправитель и/или пассажир) юридически должен быть безразличен для фрахтовщика. Для последнего есть только один потребитель услуг - фрахтователь, отношения с которым целиком и полностью должны быть урегулированы договором чартера. Фрахтователь же, в свою очередь, вправе сам решать, как строить свои отношения с конкретными грузоотправителями и/или пассажирами.

Помещение статьи 787 ГК "Договор фрахтования" в главу 40 ГК "Перевозка" еще не означает, что чартер и перевозка это одно и то же. Это также еще не достаточное основание для утверждения, что договор фрахтования имеет вспомогательное значение по отношению к договору перевозки. Повторимся: договор фрахтования - это совершенно самостоятельная правовая конструкция.

В литературе встречаются утверждения, что чартер заключается "не с отдельными пассажирами, а с организацией, выступающей в роли фрахтователя". Но почему именно с организацией? В равной мере договор чартера может быть заключен и с гражданином, который также будет выступать в роли фрахтователя, причем не зависимо от того, является последний индивидуальным предпринимателем или нет.

Для того, чтобы четко представить себе правовое положение сторон договора чартера, необходимо различать фактического и юридического исполнителя транспортировки груза или пассажиров.

По договору фрахтования различают две стороны - фрахтовщик (обязуется предоставить вместимость) и фрахтователь (получает возможность использовать предоставленную вместимость). В роли фрахтовщика может выступать либо эксплуатант - непосредственный владелец воздушного судна, либо любое иное лицо в случае, если оно одновременно является стороной по договору субчартера, заключенного по поводу одной и той же вместимости. Во втором случае фрахтователь по основному договору чартера будет именоваться фрахтовщиком, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако возможность заключения договора субчартера исключается, если это прямо оговорено в основном договоре чартера.

Фактическим исполнителем по договору чартера всегда будет являться эксплуатант. Юридическим же исполнителем следует признавать фрахтовщика - сторону чартера или субчартера. В первом случае фактический и юридический исполнитель будут совпадать в одном лице (когда эксплуатант является фрахтовщиком по договору чартера). Во втором случае, при заключении фрахтователем договора субчартера, фактический и юридический исполнитель не совпадают в одном лице.

Фрахтователь также от своего имени может вступать в отношения с третьими лицами (грузоотправителями и/или пассажирами) по поводу заключения договоров перевозки. Практическое значение данной классификации состоит в том, что конечному потребителю услуги в принципе должно быть безразлично, кто конкретно является фактическим исполнителем по договору. Здесь также находит свое подтверждение такой принцип обязательственного права, когда одной из сторон является предприниматель, как "нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника не является обстоятельством, освобождающим должника от ответственности" (ст.401 ГК).

В ранее действовавшем воздушном законодательстве (ст.134 ВК СССР 1983 года), воздушное судно могло быть зафрахтовано для перевозки пассажиров, багажа, грузов, почты или для иных целей, что позволяло некоторым авторам проводить отличие чартера от договора перевозки. Ведь из приведенного определения усматривалась более широкая возможность использования воздушного судна по договору чартера, нежели по договору перевозки. Говоря об иных целях, Н.Н. Остроумов пояснял, что это может быть использование воздушного судна в спортивных, учебных, культурно-просветительных и других целях, если это предусмотрено в договоре.

В ВК РФ воздушное судно может быть зафрахтовано только лишь для перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Об иных целях упоминания нет. Как представляется, данная позиция законодателя достаточно обоснована.

Так, согласно ст.20 ВК РФ авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную. Далее в ВК РФ следуют статьи, раскрывающие то понятие вышеуказанных видов авиации, которое вложил в них законодатель. В частности, под гражданской авиацией понимается та авиация, которая используется в целях обеспечения потребностей граждан и экономики (п.1 ст.21 ВК РФ). Далее поясняется еще более детально - гражданская авиация используется для воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и авиационных работ на возмездной или безвозмездной основе (п.2 и п.3 ст.21 ВК РФ). Термин "для перевозок", как нам представляется, опять же следует понимать несколько шире - не только для транспортировки по договору перевозки, но и для транспортировки по иным гражданско-правовым договорам, в том числе и по договору фрахтования.

Следовательно, полеты на воздушном судне в спортивных, учебных, культурно-просветительных и других целях должны теперь осуществляться на основе либо договора перевозки, либо договора чартера либо иного гражданско-правового договора, скажем, договора аренды воздушного судна с экипажем.

 

 


[1] Министерства гражданской авиации.

[2] Транспортная Клиринговая Палата

[3] [1] См., напр.: Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. Изд. 4-е, стереотипное. - М.: «Статут». 2002. - С.518. Необходимо отметить, что ранее действовавший ВК СССР 1983 года содержал отдельную главу IX Чартер, а в ст. 134 этого же ВК СССР приводилось определение договора чартера, по нашему мнению более удачное, чем в ВК РФ. Так, по договору чартера (фрахтования воздушных судов) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю вместимость или часть вместимости одного или нескольких воздушных судов на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа, почты или для иных целей.

[4] См.: Распоряжение Минтранса России №КР-20р от 21.09.2001г. «Об организации в аэропортах контрольного взвешивания груза, перевозимого грузовыми воздушными судами».

[5] [3] См.: Советское воздушное право/ А.И. Котов, Н.Н. Остроумов, М.М. Волков и др.; Под общ. ред. Н.Н.

[6] Подробнее см.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положение. - М.: Издательство «Статут», 1998.-С.268.

[7] Необходимо отметить, что различать фактического и договорного (юридического) перевозчиков предлагал еще в 1988 году B.C. Грязнов. Но и он был не первым, поскольку основывал свою классификацию на положениях Гвадалахарской конвенции 1961 года (дополняющей Варшавскую ответственность 1929 года). См.: Словарь международного воздушного права. - М: Международные отношения, 1988. - С.130.

[8] Глава 34 "Аренда", §6. Финансовая аренда (лизинг), ст.665-670



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: