Статистики таможенных правонарушений




Предмет и задачи статистики таможенных

правонарушений

 

«Правоохранительная функция – одна из важнейших в деятельности таможенных органов, поэтому они ведут учёт данных, необходимых для осуществления этого направления деятельности. Формирование собственной информационной базы и анализ её данных позволяет выполнять прогнозы криминогенной обстановки в сфере внешнеэкономической деятельности, предвидеть и предотвращать её ухудшение.

Статистика таможенных правонарушений является одним из разделов специальной таможенной статистики. Она призвана способствовать организации управления и контроля по расследованию дел об административных правонарушениях и уголовных дел, возбуждённых таможенными органами. Статистика таможенных правонарушений должна также являться основой для разработки и формирования правового механизма по реагированию на нарушения таможенного законодательства, по обобщению опыта оперативно-розыскной и поисковой работы» [1].

«Одним из главных направлений работы таможенной службы является соблюдение законности и контроль за соблюдением законодательства. Вся деятельность таможенных органов по соблюдению законодательства состоит из двух взаимосвязанных составляющих:

1. Жесткий контроль за соблюдением законодательства участниками ВЭД;

2. Строгое соблюдение законодательства самими должностными лицами таможенных органов независимо от занимаемой должности.

В рамках первой составляющей деятельность таможенных органов нацелена на решение задач по обеспечению экономической безопасности государства, выявление и пресечение фактов незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также уклонения от уплаты таможенных платежей недобросовестными и связанными с криминалом участниками ВЭД.

Основную угрозу экономической безопасности РФ прежде всего создают:

при ввозе (импорт) – незаконные операции с товарами с высоким налогообложением (легковой автотранспорт, бытовая аудио- и видеотехника, оргтехника, мебель, одежда, обувь, ковры и ковровые изделия, алкогольная и табачная продукция);

при вывозе (экспорт) – нелегальные операции с сырьевыми товарами (лес, металлы и др.).

Наибольшее количество дел возбуждается в связи с:

– недекларированием товаров;

– недостоверным декларированием товаров;

– несоблюдением перевозчиком установленного таможенным органом срока внутреннего или международного таможенного транзита либо маршрута перевозки товаров, а также доставка товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной в качестве места доставки;

– неосуществлением физическими лицами обратного ввоза на таможенную территорию РФ временно вывезенных товаров, подлежащих обратному ввозу.

Импорт товаров в Россию осуществляется по 3 схемам:

1) «Белой» – абсолютно легально, соответствуя требованиям ФТС;

2) «Черной» – нелегально (контрабанда);

3) «Серой» (полулегально) – условное название большого спектра технологий, существенно различающихся по степени и формам отклонения практики от нормативных требований.

«Серые» схемы чрезвычайно многообразны, оперативно изменяются, приспосабливаясь к новациям таможенного контроля. Их суть – искажение таможенных деклараций с целью снижения таможенных сборов по следующим направлениям: таможенные коды, количество ввозимых товаров в натуре, инвойсные цены.

В осуществлении как «серых», так и «черных» схем, как правило, задействуются следующие участники:

1) Продавец товара – это чаще всего крупная зарубежная компания, которая может и не знать, что сделка осуществляется с нарушением закона;

2) Российский банк, обеспечивающий перевод необходимой суммы для закупки товара;

3) Компания, закупающая товар и зарегистрированная, как правило, в оффшоре;

4) «Черный брокер», имеющий «окно» на таможне;

5) Несколько фирм-однодневок и конечный покупатель, дистрибьютор продукции.

Вся эта цепочка по закону несет ответственность за нарушение таможенного режима.

Наводнение внутреннего рынка дешевыми, часто контрафактными товарами, которые ввозятся с нарушением таможенного законодательства, то есть не облагаются или не полностью облагаются таможенными пошлинами и не проходят должного контроля качества, создает серьезные препятствия для развития отечественного производства. Масштабы такого теневого импорта варьируются по товарным позициям и странам-поставщикам.

Один из возможных подходов к оценке и анализу теневой составляющей внешней торговли состоит в построении «зеркальной» статистики экспортно-импортных потоков, то есть в сопоставлении оценок, фиксируемых в таможенной статистике одной страны, с соответствующими оценками тех же потоков статистике стран – торговых партнеров. Такой подход позволяет оценивать каждый отдельный поток с двух точек зрения: со стороны отправителя груза и со стороны его получателя. При этом предполагается, что оценки импортера и экспортера должны быть близки. Допустимые различия определяется соотношением цен СИФ/ФОБ и принимаются в пределах 10%. Чтобы установить степень вовлеченности импортных товаров в ту или иную схему «растаможки», недостаточно одного лишь «зеркального» сопоставления импорт/экспорт по таможенной стоимости. Необходимо сравнить также физические объемы (в натуре) и цены» [2].

«Формирование статистики таможенных правонарушений осуществляется централизовано, передача информации происходит от нижестоящих таможенных органов вышестоящим. Организационная сторона формирования статистики таможенных правонарушений должна отвечать трём требованиям:

– оперативности сбора и обработки информации о правонарушениях,

– автоматизации процессов создания, формирования баз данных по правоохранительной работе,

– оперативности использования всего объёма информации в работе подразделений правоохранительного блока.

Сбор информации осуществляется в соответствии с порядком производства по административным и уголовным делам и в соответствии с порядком их регистрации.

Предметом изучения статистики таможенных правонарушений является состояние правопорядка в сфере ВЭД, в неторговом обороте, а также состояние сил и средств правоохранительных подразделений таможенных органов и тенденции их развития.

Статистика изучает правонарушения, понимая под этими явлениями совокупность многочисленных фактов их единичных проявлений.

Задачами статистики таможенных правонарушений являются:

1. Оперативный учёт полной и объективной информации о правонарушениях и преступлениях в сфере таможенного дела.

2. Изучение количества, структуры и динамики правонарушений и преступлений.

3. Изучение взаимосвязей показателей статистики таможенных правонарушений и статистики внешней торговли.

4. Изучение влияния внешних факторов на состояние правопорядка в сфере ВЭД.

5. Совершенствование системы показателей для оценки правоохранительной деятельности таможенных органов.

6. Информационная поддержка правоохранительной деятельности и др.» [1].

Особенности этапа наблюдения в статистике

таможенных правонарушений

 

«Особую роль в статистике таможенных правонарушений играет первый этап статистического исследования – наблюдение. От того как организовано наблюдение, допущены ли ошибки при регистрации правонарушений и преступлений зависит эффективность оперативно-розыскных мероприятий и принятие целого ряда управленческих решений.

Общеизвестен факт, что в периоды усиления ответственности за соблюдение учётно-регистрационной дисциплины в правоохранительных органах наблюдается рост числа правонарушений и преступлений. Это, однако, не означает осложнения криминогенной обстановки, а является следствием более полной регистрации данных. Регистрация правонарушений и преступлений лишь теоретически представляет собой сплошное наблюдение. На практике часть правонарушений и преступлений, называемых латентными, остаётся за пределами изучения статистической совокупности. Поэтому фактически наблюдение является несплошным. По времени регистрации наблюдение является непрерывным, или текущим, т.е. данные фиксируются по мере выявления правонарушений. По форме наблюдение преимущественно осуществляется в виде представления отчётности, т.е. постоянного учёта с последующим представлением отчётов в обязательной форме в строго определённые сроки.

Отчётность формируется на основе регистрации административных правонарушений и уголовных дел. Основными принципами регистрации являются:

– обязательность регистрации,

– одноразовость регистрации, т.е. дело на всех стадиях производства и рассмотрения в одном таможенном органе должно иметь один и тот же номер, который присваивается при первоначальной регистрации,

– единообразие регистрации в отношении юридических, физических и должностных лиц.

Учёт и отчётность ведется отдельно по административным правонарушениям и по уголовным делам. Уголовные дела ведутся по специализированным направлениям:

– незаконное перемещение наркотических средств;

– незаконное перемещение оружия;

– незаконное перемещение культурных ценностей и ряда других товаров.

Основным объектом изучения является оперативная обстановка, т е совокупность сведений о состоянии правопорядка в сфере ВЭД и неторговой сфере. Объектами изучения также могут являться:

1. Преступления в сфере таможенного дела;

2. Административные правонарушения;

3. Правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов.

В соответствии с действующим законодательством в компетенцию таможенной службы входит проведение дознания по пяти составам преступлений:

– контрабанда;

– незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники;

– невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран;

– невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте;

– уклонение от уплаты таможенных платежей, а также проведение таможенных расследований по 23 составам административно наказуемых деяний.

Основной единицей учёта и наблюдения является таможенное правонарушение.

Система признаков статистики таможенных правонарушений включает как атрибутивные, так и количественные, в т.ч. и стоимостные, как например, субъект или предмет правонарушения, количество изъятых товаров или количество дел, сумма санкций материального характера и т.д.» [1].

Статистический учет административных правонарушений и уголовных дел

 

«Система статистического учёта и отчётности в статистике таможенных правонарушений построена на регистрации и обработке информации, содержащейся в первичных документах.

Учёт таможенных правонарушений – это специально организованный процесс их регистрации, при котором отражаются определённые характеристики правонарушений.

Проведение учёта регламентируется Таможенным кодексом РФ и приказами ГТК – ФТС, определяющими порядок учёта и регистрации дел об административных правонарушениях в отношении физических лиц, должностных лиц, предприятий, учреждений или организаций, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, производство и рассмотрение которых осуществляется таможенными органами.

Моментом статистического учёта является дата составления первичного документа: вынесения определения о возбуждении дела, постановления о наложении взыскания или протокола о нарушении таможенных правил.

Учёт административно наказуемых правонарушений осуществляется учётно-регистрационным отделением. Первичной формой статистического учёта является журнал учёта дел об административных правонарушениях. В журнале отражаются:

– дата регистрации;

– дата составления первичного документа;

– сведения о лице, привлекаемом к ответственности;

– наименование, количество и стоимость изъятых товаров, транспортных средств и др. предметов;

– сведения о залоге, гарантиях, депозите, наложении ареста на имущество;

– сведения о вынесении постановлений о возбуждении, прекращении или отказе в возбуждении уголовного дела;

– сведения о должностном лице, ведущем производство по делу;

– дата вынесения постановления, квалификация правонарушения;

– вид и размер наложенного взыскания;

– решение по изъятым товарам, транспортным средствам и имуществу, на которое наложен арест, по залогу, гарантиям;

– решение вышестоящего органа, принятое на основании жалобы, протеста или в порядке контроля;

– отметки об исполнении постановления по делу и др. информация.

Дела об административных правонарушениях и постановления о наложении взыскания регистрируются в журнале учёта дел об административных правонарушениях независимо от субъекта правонарушения, а также и в случае, если субъект не установлен.

Сведения, содержащиеся в журнале учёта, используются при составлении форм статистической отчётности по административным правонарушениям

 

Учёт уголовных дел ведёт отдел дознания. Сбор первичной информации и учёт уголовных дел проводится в соответствии с Инструкцией «О едином учёте преступлений» (Приказ Генеральной прокуратуры и МВД РФ № 66/418 и Приказ ГТК РФ № 20-1-85/94 от 14 декабря 1994 г. оба).

Моментом статистического учёта является дата составления первичного документа – постановления о возбуждении уголовного дела. Первичными документами статистического учёта преступлений в сфере таможенного дела являются протоколы о нарушении таможенных правил, содержащих признаки преступления, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, материалы уголовных дел, книга учёта сообщений о преступлениях, журнал учёта лиц, задержанных или взятых под стражу в процессе дознания.

Учёт преступлений осуществляется путём заполнения статистических карточек. Статистическая карточка – это единый для всех правоохранительных органов документ первичного учёта преступлений и лиц, их совершивших. Статистические карточки введены в действие с 1 января 1997 г. Последние изменения в эти документы вступили в силу с 1 января 2005 г.

Формы статистических карточек утверждены Письмом ФТС РФ № 01-06/5172 от 22 февраля 2005 г. В этом же документе содержатся инструкции по заполнению карточек.

Статистические карточки заполняются:

– на выявленное преступление (форма № 1),

– о результатах расследования преступления (форма № 1.1),

– на преступление, по которому лицо, его совершившее, не установлено (форма № 1.2),

– на лицо, совершившее преступление (форма № 2),

– о движении уголовного дела (форма № 3),

– о результатах возмещения материального ущерба и изъятии предметов преступной деятельности (форма № 4).

Преступление, лицо, его совершившее, и уголовное дело считаются учтёнными, если сведения о них внесены в статистические карточки, зарегистрированы в книге учёта сообщений о преступлениях и поставлены на централизованный учёт в главном информационном центре МВД РФ.

Карточки по указанным формам содержат более 300 социально-демографических, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и иных признаков. На основе статистических карточек информация обобщается почти в 70 формах государственной и ведомственной отчётности» [1].

«В настоящее время в таможенную практику происходит внедрение автоматизированной Системы управления рисками (СУР), что качественным и количественным образом отражается на таможенном администрировании[1]. Благодаря этой системе достигается переход от тотального контроля товаров, перемещаемых через границу, к выборочному. Использование СУР таможенными органами обеспечивает возможность таможенным постам не проверять все партии товаров, а сосредоточиться только на рисковых партиях. Автоматизированное выявление профилей риска – одна из самых важных задач автоматизации СУР. Если до применения СУР из всех проверенных парий товара лишь каждый трехсотый досмотр выявлял нарушения, то теперь эффективность СУР при ввозе составляет 8%[2], то есть результат дает в среднем каждый 13-й досмотр.

Несмотря на очевидные преимущества автоматизированной СУР, ее значительные возможности в борьбе с таможенными нарушениями, она не лишена недостатков. Основные недостатки: несовершенство применяемых программных средств[3], необходимость высокой квалификации специалистов для работы с автоматизированной СУР» [2].

Группировки в статистике таможенных правонарушений

 

«Статистика таможенных правонарушений изучает ряд аспектов, по которым характеризуется состояние правопорядка в сфере компетенции таможенных органов. Таких аспектов пять:

– товарный,

– субъектный,

– статейный,

– режимный,

– территориальный.

В соответствии с этими аспектами определяются и группировочные признаки.

Один из важнейших – товарный аспект. При ведении статистики таможенных правонарушений особое внимание отводится товарам, перемещение которых через границу влияет на безопасность страны. К таким товарам относятся оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и устройства, наркотические средства и сырьё для их производства.

При изучении товарного аспекта группировочным признаком является наименование товара или группы товаров. По выделенным группам обобщаются данные о числе правонарушений, количестве заведённых дел, сумме санкций материального характера и т. д.

При изучении субъектного аспекта статистика таможенных правонарушений учитывает четыре категории лиц: юридические, физические, должностные и лица без образования юридического лица. Категория субъектов правонарушений является группировочным признаком.

Изучение качественного состава правонарушений связано с квалификацией их по всему перечню составов таможенных правонарушений, т. е. по соответствующим статьям или группам статей административного или уголовного кодексов. При изучении данного аспекта группировочным признаком является наименование статьи или группы статей соответствующего кодекса.

Режимный аспект изучается в целях выявления тех направлений движения товаров, которые явились непосредственными объектами правонарушений. Кроме того, данный аспект изучается в целях выявления тех таможенных режимов, которые используются для уклонения от налогообложения товаров. Группировочным признаком является наименование таможенного режима или группы режимов. Таможенные режимы с этой целью группируются на ввозные, вывозные и прочие. К ввозным режимам относятся:

– выпуск для внутреннего потребления,

– реимпорт,

– таможенный склад,

– беспошлинная торговля,

– переработка на таможенной территории,

– переработка для внутреннего потребления,

– временный ввоз.

К вывозным режимам относятся:

– экспорт,

– реэкспорт,

– переработка вне таможенной территории,

– временный вывоз.

К прочим режимам относятся:

– международный таможенный транзит,

– уничтожение,

– отказ в пользу государства,

– свободная таможенная зона, свободный склад,

– иные специальные таможенные режимы, предусмотренные действующим законодательством.

Территориальный аспект изучается для определения наиболее криминогенных зон на территории РФ и вне её, в которые и из которых незаконно перемещаются товары. Территориальный аспект исследуется в разрезе деятельности региональных таможенных управлений (РТУ). Анализируются сведения о внешнеторговом обороте, его составляющих, тенденции развития Российского и зарубежного рынков и т.п. Как правило, характеристики территориального аспекта статистика таможенных правонарушений изучает в качестве внешних факторов, влияющих на состояние правопорядка в сфере компетенции таможенных органов.

Все рассмотренные выше группировочные признаки позволяют строить и анализировать типологические группировки, которые в дальнейшем дают возможность отображать и изучать структуру правонарушений и штрафных санкций материального характера по указанным пяти направлениям. Типологические группировки также могут использоваться для изучения сил и средств подразделений таможенных органов, занимающихся правоохранительной деятельностью. Так, например, личный состав анализируется по должностям, специальным званиям, образовательному уровню и т.п.

Наряду с типологическими для анализа правонарушений или личного состава правоохранительных подразделений могут широко применяться и вариационные (или структурные) группировки, которые строятся по значениям количественных признаков. Они могут применяться при изучении субъектов правонарушений по возрасту, личного состава правоохранительных подразделений по стажу работы, выслуге лет и т.д.

При изучении взаимосвязи нескольких признаков могут использоваться аналитические группировки, например, для анализа влияния различных факторов на результаты правоохранительной деятельности (влияния стажа работы сотрудников на раскрываемость правонарушений).

Показатели статистики таможенных правонарушений

 

Показатели статистики таможенных правонарушений призваны характеризовать правоохранительную деятельность объективно и всесторонне. К показателям статистики таможенных правонарушений прежде всего относятся сводные характеристики, которые могут быть получены на этапе сводки данных, т.е. групповые и итоговые подсчёты. К таким показателям относятся:

– количество выявленных правонарушений,

– количество заведённых дел,

– количество изъятых товаров,

– стоимость изъятых товаров,

– сумма штрафных санкций материального характера,

– число прекращённых дел,

– число лиц, совершивших правонарушения и т.д.

Кроме того, статистика таможенных правонарушений призвана анализировать и характеризовать деятельность правоохранительного блока таможенных органов по следующим направлениям:

– выявляемость таможенных правонарушений,

– рассматриваемость дел,

– качество проведения расследований по делам о нарушении таможенного законодательства,

– сложность дел,

– взыскиваемость санкций материального характера,

– загруженность сотрудников,

– эффективность правоохранительной деятельности.

1. Показатель выявляемости таможенных правонарушений может определяться в двух вариантах:

где – показатель выявляемости, рассчитанный через количественные характеристики;

– количество заведённых дел;

– количество оформленных партий товаров.

где – показатель выявляемости, рассчитанный через стоимостные характеристики;

– сумма наложенных взысканий;

S – статистическая стоимость товарооборота.

2. Процент раскрываемости преступлений () рассчитывается как

отношение числа раскрытых преступлений () к числу зарегистрирован-

ных () и является одним из основных показателей по оценке оперативно-розыскной деятельности:

3. Рассматриваемость дел об административных правонарушениях оценивается показателем:

где – показатель рассматриваемости дел об административных правонарушениях;

– количество рассмотренных дел об административных правонарушениях;

– общее количество возбужденных дел об административных правонарушениях.

4. Качество заведения дел и проведения расследований определяется показателем:

где – показатель качества заведения дел;

– количество прекращённых (отменённых) дел;

– количество заведённых дел.

5. Сложность правоохранительной деятельности оценивается показателем доли дел об административных правонарушениях с проведением административного расследования в общем числе дел об административных правонарушениях ():

где – количество дел об административных правонарушениях, по которым проводилось административное расследование;

– общее число дел об административных правонарушениях.

6. Взыскиваемость санкций материального характера оценивается показателем, который рассчитывается как отношение сумм взысканных санкций к суммам начисленных таможенным органом санкций по административным правонарушениям.

7. Загруженность сотрудников правоохранительного блока таможенных органов характеризуется такими показателями как среднее количество заведённых дел, приходящихся на одного сотрудника, среднее количество протоколов на одного сотрудника, среднее количество уголовных дел на одного сотрудника и т.д. Указанные показатели используются для определения нормативов штатной численности соответствующих служб и подразделений.

8. Эффективность правоохранительной деятельности и её оценка с помощью статистических показателей сложная, не решённая окончательно задача. На сегодняшний день оценка эффективности проводится в отношении заведения дел о нарушении таможенных правил. Для этого используется показатель эффективности заведённых дел (). Он рассчитывается как отношение средней суммы наложенных санкций по одному делу () к количеству сотрудников правоохранительного блока (N):

при этом средняя сумма наложенных санкций на одно дело определяется как отношение суммы наложенных санкций по всем выявленным правонарушениям к количеству выявленных правонарушений.

Все показатели, рассмотренные выше, анализируются в динамике, при сопоставлении с аналогичными показателями за предыдущий период или анализируются за длительный период времени в виде временного ряда.

Направления статистического анализа

таможенных правонарушений

 

Планирование и реализация оперативно-розыскных мероприятий осуществляется на основе всесторонней информации об оперативной обстановке.

Оперативная обстановка – это совокупность сведений об условиях, факторах, оказывающих влияние на содержание, ход и конечные результаты оперативно-розыскной деятельности таможенных органов. Объектом статистического исследования может выступать как в целом оперативная обстановка на конкретной таможне, так и оперативная обстановка по различным направлениям правоохранительной деятельности, например, по линии борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.

Можно выделить три основных направления статистического анализа оперативной обстановки:

– анализ состояния и развития криминогенной ситуации в сфере ВЭД,

– анализ состояния сил и средств правоохранительных подразделений таможенных органов,

– изучение внешней среды, в которой происходят правонарушения и осуществляется их выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие.

Изучение первого направления включает сбор и анализ следующих сведений:

– о количестве и характере совершённых правонарушений в сфере таможенного дела;

– о месте и времени совершения правонарушений;

– о субъектах и предметах правонарушений;

– о наиболее распространённых видах и способах совершения правонарушений;

– о структуре и динамике правонарушений и т.д.

Второе направление – изучение деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов, как элемента оперативной обстановки. Данное направление включает сбор и анализ следующей информации:

– о наличии и состоянии сил борьбы с правонарушениями;

– о наличии и состоянии средств борьбы с правонарушениями;

– об уровне организации взаимодействия между подразделениями одного таможенного органа и между различными правоохранительными организациями, которые осуществляют свою работу на конкретной территории или на конкретном направлении работы;

– сведения об эффективности оперативной деятельности.

Силы оперативных подразделений – это численность штатных и нештатных сотрудников. К численности нештатных сотрудников относятся лица, оказывающие содействие штатным сотрудникам в решении определённых законом задач на конфиденциальной основе. К числу средств борьбы с правонарушениями и преступлениями относится численность используемой специальной техники.

Третье направление анализа – изучение особенностей территории: её экономическая характеристика, роль региона во внешнеэкономическом сотрудничестве, географическое положение, характеристика транспортной и дорожной сети; показатели грузопотоков и пассажиропотоков, показатели демографической статистики региона (численность и структура населения) и т.д. Важным информационным блоком являются сведения о политической и экономической ситуации в регионе, в сопредельных с регионом территориях, информация о международных соглашениях, о состоянии социальной законности и др.

Результаты анализа особенностей территории отражаются в оперативных документах и используются для принятия управленческих решений.

Общая оценка оперативной обстановки даётся по каждому из перечисленных направлений и в их взаимной увязке по всем показателям, включённым в анализ.

С учётом специфики деятельности таможенных органов учёт и анализ лиц, совершивших правонарушения, может осуществляться по следующим направлениям:

– гражданству,

– полу,

– возрасту.

Дела, заведённые по факту нарушения таможенного законодательства, дифференцированные с учётом гражданства привлечённых к ответственности лиц, группируются с выделением следующих позиций:

1. Граждане России,

в том числе по субъектам РФ.

2. Иностранные граждане,

в том числе по странам.

3. Лица без гражданства.

4. Лица, имеющие множественное гражданство.

Анализ проводится по нескольким основным показателям, в том числе по количеству заведённых дел, по стоимости предметов, послуживших причиной правонарушения, по сумме санкций материального характера и т.д.

Анализ данных по полу совершивших правонарушения лиц проводится на основании группировки с выделением следующих элементов:

1. Граждане России,

в том числе мужчины и женщины;

2. Иностранные граждане,

в том числе мужчины и женщины;

3. Лица без гражданства,

в том числе мужчины и женщины.

4. Лица, имеющие множественное гражданство,

в том числе мужчины и женщины.

Изучение лиц, совершивших правонарушения, по возрасту может проводиться по типологической группировке с выделением неравных возрастных интервалов, например:

14 – 18 лет

19 – 30 лет

31 – 40 лет и т.д.,

либо с использованием вариационной группировки с выделением равных по возрасту интервалов. Это позволяет определять возрастную структуру правонарушителей, а также изучать вариацию лиц, совершивших правонарушения, по возрасту и определять наиболее типичный возраст правонарушителей по каждому виду нарушений таможенного законодательства» [1].

 

 

Статистический анализ структуры и динамики правонарушений

 

Правоохранительная деятельность таможенных органов по линии расследования и дознания характеризуется данными, представленными в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1. Динамика возбуждения дел

Показатель 2005 год 2006 год
Количество возбужденных дел об административных правонарушениях    
Количество возбужденных уголовных дел    

 

Рис. 1. Структура возбуждаемых дел по субъектам правонарушений в 2006 году

Больше всего дел с составлением обвинительного акта в 2006 году окончили подразделения дознания ЦТУ (97%), УТУ (96%), ДВТУ и СЗТУ (по 94%), а также СТУ (90%).

Одним из важных элементов таможенного регулирования является проведение контроля после выпуска товаров (постконтроль), который проводят подразделения таможенной инспекции. Это способствует решению задач по смещению акцента при проведении таможенного контроля с этапа таможенного оформления на таможенный контроль после выпуска товаров, а также по контролю за соблюдением участниками ВЭД, лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела, и лицами, осуществляющими розничную или оптовую торговлю ввезенными товарами, таможенного законодательства России.

Эффективность работы подразделений таможенной инспекции показана в таблице 2 и на рисунках 2 – 4.

 

Таблица 2. Динамика основных показателей деятельности

таможенной инспекции

Показатели 2005 год 2006 год
Количество проверок, всего    
в т.ч. таможенных ревизий других форм таможенного контроля    
Доначислено таможенных платежей, пеней, наложено штрафов, млн. руб. 1734,3 1828,3
Взыскано таможенных платежей, пеней, штрафов, млн. руб. 315,4 663,3
Количество дел об АП, всего    
Количество уголовных дел, всего    

 

Рис. 2. Количество проверок, проведенных подразделениями

таможенных инспекций

 

Рис. 3. Суммы таможенных платежей, пеней, штрафов, взысканных подразделениями таможенной инспекции в 2005 и 2006 году, тыс.руб.

 

Рис. 4. Суммы доначисленных таможенных платежей, пеней, наложенных штрафов подразделениями таможенной инспекции в 2005 и 2006 году, тыс.руб.

В настоящее время приобрела особую актуальность проблема борьбы с преступлениями коррупционной направленности. Работа подразделений собственной безопасности таможенных органов направлена на активную борьбу с преступлениями, совершаемыми должностными лицами таможенных органов с использованием своего служебного положения, а также с таможенными правонарушениями. Результаты этой работы в 2006 году по РТУ представлены в таблице 3, а в таблице 5 представлена динамика этой работы.

Таблица 4. Результаты работы по предотвращению проникновения

преступности и коррупции в таможенные органы

№ п/п Подразделение ЦТУ СЗТУ ЮТУ ДВТУ СТУ ПТУ УТУ УСБ
  Провере<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: