РАЗДЕЛ 4. РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАЗВИТИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Развитие инклюзии в образовании чаще всего осуществляется в партнерстве государственных структур, неправительственных организаций, родительских инициативных групп. Инициаторами включения детей с особенностями развития в процесс обучения в системе образовательных учреждений общего типа выступают объединения родителей детей с инвалидностью, организации, отстаивающие права и интересы людей с инвалидностью, объединения профессионалов (педагогов, психологов), оказывающих услуги в области реабилитации и обучения детей. Социально ориентированные общественные организации инвалидов берут на себя функцию просвещения и информирования как родительского, так и школьного сообщества; проводят общественные кампании, направленные на формирование позитивного, равноправного отношения общества к взрослым и детям с инвалидностью; привлекают профессиональных юристов для судебного отстаивания права на образование детей с инвалидностью; привлекают экспертов, новые методики и технологии для работы с детьми с особыми образовательными потребностями и другое. Не будем перечислять все, что делают общественные организации инвалидов для развития инклюзивных школ и инклюзии в обществе, но отметим, что эти организации делают то, что не готово делать государство для создания инклюзивной среды в учебных учреждениях. В настоящем разделе представлен опыт РООИ «Перспектива» и организаций-партнеров по Национальной Коалиции «За образование для всех», которым вы можете воспользоваться, можете его совершенствовать, а можете использовать для разработки собственных технологий продвижения инклюзии в образовании. Проведение общественных кампаний по продвижению инклюзивного образования Необходимость проведения общественных кампаний Ключ к позитивным переменам лежит в понимании гражданами тех или иных идей. Во многом это зависит от понимания, как именно улучшится повседневная жизнь каждого из нас. В триаде «инклюзивная культура – инклюзивная политика – инклюзивная практика» первостепенную роль играет понятие «инклюзивная культура», без развития которой невозможно разработать политику, адекватную целям построения инклюзивного общества, и развить успешную практику. Развитие инклюзии требует изменения установок и ценностей большого круга людей – всего общества в целом. Такие изменения не являются одномоментными, а занимают определенное время. Просветительская работа должна учитывать как необходимость более глубокого понимания сущности инклюзивного образования, так и то обстоятельство, что общество должно становиться более терпимым, толерантным, открытым и восприимчивым к изменениям. Пример РООИ «Перспектива» и в ее общественных информационных кампаниий показывает, что НКО могут сделать для достижения общественно полезных изменений в интересах всех людей через улучшение качества жизни людей с инвалидностью. Виды и инструменты общественных кампаний Используются различные типологии общественных кампаний: - 45 - · Медийные кампании (для реализации которых используются только СМИ); · Коммуникационные кампании (используются не только СМИ, но другие коммуникационные ресурсы: листовки директ-мейл, средства наглядной агитации и пр.); · Комплексные кампании (митинги, акции, флэшмобы и т.п.). Информационные кампании планируются с определенными целями и задачами, с протяженностью во времени, интенсивностью и распространенностью. Выбор того или иного типа информационной кампании зависит, прежде всего, от целей каждой конкретной кампании. Любая информационная кампания начинается с предварительной разработки концепции кампании. Исходя из постановки целей и задач, определяются: · целевые аудитории; · дополнительные каналы воздействия (центральные и региональные СМИ); · характер и стиль кампании, соотношение новостей и пиара (т.е. соотношение публикаций о запланированных мероприятиях и тех, что возникают спонтанно, в связи с нашей кампанией); · и другое. Каналами воздействия выступают информационные агентства, массовые и специализированные СМИ, как печатные, так и электронные (телевидение, радио, интернет). Общественная кампания «Дети должны учиться вместе» Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» регулярно проводит социальные кампании по улучшению качества жизни людей с инвалидностью. Одной из самых популярных общественных кампаний в поддержку инклюзивного образования, которую проводила РООИ «Перспектива», стала кампания «Дети должны учиться вместе!». Она проводится на протяжении уже пяти лет. Видеоролики, выпущенные в 2007 28 и 2009 29 годах, неоднократно были отмечены на фестивалях социальной рекламы и транслировались по федеральным и региональным телевизионным каналам. Цель кампании – обратить внимание общества на то, что в России огромное количество детей исключено из общественной жизни. Дети с инвалидностью учатся либо в специальных школах, либо на дому, в итоге - они не участвуют в полной мере в процессе социализации. Кампания доносит до общества весть о том, что этой ситуации существует альтернатива – инклюзивное образование, то есть такой процесс обучения, когда дети с инвалидностью учатся в общеобразовательных школах в одних и тех же классах вместе со своими сверстниками без инвалидности. Перспектива проводит эту общественно-информационную кампанию вместе с партнерами по Национальной коалиции «За образование для всех»30 во многих городах России: Архангельске, Владимире, Воронеже, Грозном, Казани, Нижнем Новгороде, 28 «Школьная любовь» https://www.youtube.com/user/rooiperspektiva#p/search/0/Iuiqi4JsU7g «Классное фото» https://www.youtube.com/watch?v=Db42QoRbUAw «Голубой кот» https://www.youtube.com/watch?v=694iDM6-PMM 29 «Новый талант» https://www.youtube.com/watch?v=raFKPBxqDM0 «Кандалы» https://www.youtube.com/watch?v=WgaakY4kCUI 30 Адреса участников Национальной коалиции «За образование для всех»: URL: https://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?121- 46 - Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Самаре, Сортавала, Сыктывкаре, Томске, Улан-Удэ, Ухте, Хабаровске, Якутске. Новые видеоролики для очередного года кампании были созданы «Лабораторией социальной рекламы» с учетом рекомендаций Центра рекламных исследований GrandPrix и в тесном сотрудничестве с «Перспективой», поскольку результаты исследования показали, что даже, когда родители настроены позитивно по отношению к детям с инвалидностью, они опасаются за то, что их детям будет уделяться меньше внимания. На основе этого были разработаны концепции двух новых видеороликов, где об инклюзивном образовании говорят с точки зрения преимущества для любого ребенка, вне зависимости от его особенностей и возможностей. Аудитория видеороликов – родители детей без инвалидности: 1. https://www.youtube.com/user/rooiperspektiva#p/search/0/LMq0phPH2lU 2. https://www.youtube.com/user/rooiperspektiva#p/search/1/4Ky6RAzlQwg В 2012 году РООИ «Перспектива» обновила символику общественной кампании «Дети должны учиться вместе!». Новый плакат был размещен на уличных скамейках в центре Москвы. Это более 150 плакатов с анимационным изображением ребят с инвалидностью и без нее, идущих вместе в школу. При поддержке Комитета Рекламы г. Москвы с апреля 2012 года анимационное изображение появилось еще на 48 сити-форматах и 10 биллбордах, на видеоэкранах г. Москвы. - 47 - В ходе общественной кампании активисты «Перспективы» проводили акции, показы и обсуждение социальных роликов. Еще раз подчеркнем, что общественная кампания в поддержку инклюзивного образования «Дети должны учиться вместе» проходит не только в Москве, но и в регионах - участников Национальной Коалиции «За образование для всех».- 48 - Проведение инклюзивных мероприятий Работа со школьным сообществом Школа является для детей тем местом, где они проводят большую часть времени, общаются, знакомятся с новыми людьми, находят друзей. Не всегда вхождение в школьный коллектив проходит безболезненно, особенно для учеников с инвалидностью и с особенностями развития. Требуются определенные усилия со стороны родителей, педагогов, тьюторов, самих учеников, чтобы в школе была создана атмосфера принятия. Существуют разные способы наладить общение детей с инвалидностью с другими ребятами: это могут быть совместные мероприятия, спортивные соревнования, общие интересы и увлечения. Все без исключения дети любят учиться новому, познавать неизведанное, и бывают очень рады применить на практике полученные знания и поучаствовать в конкурсах. Активисты общественных организаций, продвигающие инклюзию в школах, должны учитывать, что любое мероприятие, проводимое в школе, где обучаются разные дети, должно строиться на основе следующих принципов: · Ничего не делать отдельно для «детей-инвалидов»: все мероприятия для детей с особенностями развития планируются с совместным участием детей с инвалидностью и без инвалидности; · Не выделять детей с инвалидностью внутри группы, не выводить их «на первый план» (иначе группа перестанет быть целостной и разделится на две группы); · Не делать что-либо с благотворительными целями (если детям с инвалидностью вручаются подарки, то такие же подарки должны быть вручены всем детям в коллективе). Желательно, что бы педагогический коллектив так же был ознакомлен с этими принципами и использовал их в своей работе. Внимание! Генеральная Ассамблея ООН в 1992 году провозгласила 3 декабря Международным днем инвалидов - днем борьбы людей с инвалидностью за свои права, за равные возможности! Однако, не стоит праздновать «День инвалида» в школе и поздравлять с этим «праздником» учеников с инвалидностью. Спортивный проект «В спорте все равны» В начале 2010 года РООИ «Перспектива» и компания «Амвэй» приступили к реализации проекта «В спорте все равны», направленного на вовлечение детей с инвалидностью в активный спорт и повышение информированности населения о детях с инвалидностью и их возможностях. В Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Самаре были созданы по 4 футбольных секции для детей с инвалидностью и без нее, где ребята занимались спортом в смешанных группах. Параллельно с занятиями по футболу, во время реализации проекта, в этих городах для школьников демонстрировались фильмы, проводились встречи с известными спортсменами с инвалидностью, мастер-классы от профессиональных футболистов и другие мероприятия, посвященные социализации детей с инвалидностью, и способствующие их вовлечению в спорт. Смешанные команды проводили товарищеские матчи, на которых зрителями были педагоги, родители и учащиеся школ. Летом и осенью 2010 года в регионах участников проекта проводились - 49 - выездные спортивные лагеря. После лагерей ребята приезжали счастливыми, сплоченными, дружными, полными впечатлений. По словам тренера из Самары Сергея Липатунина: «Первые тренировки показали, что включение детей-инвалидов в спорт не требует таких уж серьёзных затрат нервов и времени. Это испытание для тебя, как для профессионала. Если ты хороший специалист и понимаешь что-то в своей работе, ты его выдержишь. Не могу сказать, что есть какая-то принципиальная разница в работе с этими детьми, по сравнению с их сверстниками без инвалидности. Главное – работать, и тогда будет результат». В ходе проекта каждым региональным партнером проводились переговоры с местными профессиональными футбольными клубами об оказании поддержки детским командам, созданным в рамках проекта. Такое участие значительно повысило информационное освещение проекта и его мероприятий. Так в Санкт-Петербурге была достигнута договоренность с мини-футбольными командами «Универсал», «Центробанк» и «Отрадное» о поддержке проекта и участии футболистов и тренеров МФК в мероприятиях проекта, а также с обладателями «Театрального кубка 2011», сборной команды Мариинского театра по мини-футболу. В Москве команда проекта сотрудничала с футбольным клубом «ЦСКА», в Нижнем Новгороде – с футбольным клубом «Волга», в Самаре – с футбольным клубом «Ветераны «Крыльев Советов».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: