Статья: «Трагедия Обоянского монастыря»




Автор: Павел Токмаков

История основания Обоянского монастыря уходит в глубь веков. Обитель была основана на месте пустынек монахов – отшельников, живших здесь задолго до основания города Обоянь. В наши земли, свободные от униатского притеснения уходили от притеснений свирепствующей унии жители и монахи из – за Днепра, пополняя отшельническую братию наших мест. Такими подвижниками благочестия основывались многие обители нашей местности. Эти страдальцы, ласково и радушно были принимаемы нашими Московскими царями. Такими подвижниками благочестия основывались многие монастыри, в том числе и наша Обоянская обитель. Это первое монашеское общежитие из скита преобразовалось в монастырь к 1663 – 1664 годам, когда и Обоянь из сторожевого стала уездным городом. Монастырь находился на возвышенности между Большим и Малым оврагами, и его строения были обнесены в 1818 г. с трех сторон каменной оградой, на средства участника и героя Отечественной войны 1812 г. генерал – лейтенанта Ильи Михайловича Дуки (1768 – 1830 г.г.). В монастырской ограде, находились церкви, (Знаменская и Предтеченская) братская трапезная, монастырское кладбище. Духовное училище с училищным Правлением (1793г.) находилось восточнее братского корпуса. Впервые времена после основания монастыря, за Большим оврагом находилась Обоянская деревянная крепость, за Малым – Стрелецкая слобода, впоследствии перенесенная на северо – восток к речке Обоянке. Обитель почти со всех сторон была тогда окружена принадлежавшим ей лесом. Обоянскому монастырю в разное время принадлежали сельхозугодия в окрестных селах, участки реки Псёл, где монастырь вел рыбную ловлю, и некоторые участки лесов в окрестной местности. В названиях сёл отразилась деятельность обители, там где он вел хозяйственную деятельность, в частности это хутор Монастырский, с. Знаменка (Обоянский район) и х. Чернецкий (Беловский район). Большую часть своих владений обитель потеряла во время секуляризации середины 18 века. В те времена закрыто было больше половины всех обителей, а у оставшихся отобраны большинство их владений, из-за чего оставшаяся часть монастырей потеряла экономическую базу для своего существования и долгое время бедствовали вплоть до начала 19 – го века, когда начался ренессанс монастырской жизни, не только экономической, но и прежде всего духовной.

Во времена своего основания в 1664 году Обоянский монастырь был деревянным. И конечно же деревянные постройки сгорали во время пожара. Так в 1700 году наш монастырь постиг грандиозный пожар. Сгорело все, как писал в своем донесении иеромонах Августин: «сгорела церковь и келии без остатку». В 1719 году во время моровой язвы случился новый пожар, опять сгорели келии и с ними все документы. Вследствие нанесенного колоссального ущерба двумя этими пожарами, возрождение обители к новой жизни было крайне тяжелым, и она едва ли не прекратила свое существование. По указу от 5 февраля 1724 года велено было перевести штаты и всю утварь монастыря в Белгородский Николаевский монастырь. Но уже немного спустя, велено отчислить Обоянский монастырь из – под владения Белгородского Николаевского монастыря, то есть оставить на прежнем месте. В 1726 году в Обоянском монастыре согласно указу была определенна численность в 30 монашествующих. Переписные книги 1730 года называют уже две каменные однопрестольные церкви с деревянной кровлей - Соборную Знамения Пресвятой Богородицы с шатровой колокольней, украшенную коронной с крестом (что могло свидетельствовать о царском пожертвовании) и храм Рождества Иоанна Предтечи.

В 1793 году случилось знаковое и большое событие в жизни и истории обители – это открытие при Обоянском Знаменском монастыре Обоянского Духовного училища. В этом Духовном училище обучалось довольно не малое число учеников. В основном это были дети священнослужителей не только Обояни и Обоянского уезда, но и из ближайших городов: Суджи, Старого Оскола, Тима, Корочи и т.д. В училище преподавались основные предметы и нотное пение. Здесь обучались некоторые известные личности, в том числе и всероссийского масштаба. Так, например: Заслуженный профессор кафедры русской истории Императорского Харьковского университета Петр Никитич Буцинский (1853 – 1916), Протоиерей Федор Титов профессор Киевской Духовной Академии, доктор церковной истории Один из величайших трудов профессора «Типография Киево – Печерской Лавры. Исторический очерк…» Это фундаментальное исследование является базисным трудом, из которого черпается нескончаемая информация о книгопечатании и истории Киево –Печерской Лавры и ее типографии. С 1908 по 1911 г. г. должность смотрителя Обоянского духовного училища занимал еще в сане иеромонаха, будущий святой и мученик за Христа, Архиепископ Курский Дамиан (Воскресенский). С 1911 года должность смотрителя Духовного училища еще в сане архимандрита занимал будущий викарный епископ Вольский Саратовской епархии Герман (Косолапов). Который также как и Архиепископ Дамиан, в годы репрессий и гонений стал мучеником за Христа, расстрелян. Архиерейским собором РПЦ 26 декабря 2006 года был канонизирован. С 1914 года должность помощника смотрителя Обоянского Духовного училища занимал еще один в будущем известный Владыка, иерарх РПЦЗ Архиепископ Сан – Паульский и Всей Бразилии Феодосий.

В 1835 году в Обоянский монастырь была переведена братия Белгородского Николаевского монастыря, передано всё его имущество. Обоянская обитель стала третьеклассным монастырем. В середине XIX века Обоянский монастырь начинает активно строиться. Знаменская церковь «деяниями и щедротами» обоянской помещицы генеральши Крыловой, была расширена двумя пристроенными приделами и стала трехпрестольной. С южной стороны был устроен престол в честь и в воспоминание Зачатия Св. Анны, матери Пресвятой Богородицы, а в северном пределе – во имя Св. Чудотворца Николая. После расширения эта Соборная церковь сделалась не только поместительнее прежнего, но и несравненно благовиднее. Ширина ее с пределами 21,3 м., длинна 24,8 м., высота 25,5 метров. В 1877 году по проекту епархиального архитектора А.Н Еремеева был переделан купол церкви и храм стал пятиглавым с куполом и четырьмя главками. К северо – востоку от Знаменской церкви практически на границе с Большим оврагом, располагалась теплая (отапливалась капитальной подземной печью) Предтеченская церковь. Построена она была в 20 – х годах XVIII века иждивением обоянского помещика Харлампия Переверзева. В 1861 году настоятель Обоянского монастыря архимандрит Флавиан освятил южный придел церкви названный в честь Св. Великомученицы Анастасии. В братском корпусе на втором этаже в середине 19 века была устроена церковь во имя Спаса Нерукотворного. В 1917 г. буквально перед самыми революционными событиями по народному преданию наш монастырь посетил князь Феликс Юсупов. Во времена гражданской войны г. Обоянь стала ареной кровопролитный боев. Город несколько раз занимали враждующие стороны. Во время гражданской войны в Курске была похищена величайшая святыня Курской земли, икона «Знамения» Курская – Коренная. И вновь была обретена, найдена простой женщиной, брошенной в колодце, без драгоценностей и ризы. Что бы спасти икону от дальнейшего надругательства и уничтожения, по распоряжению Курского епископа Феофана, она была вывезена из Курска и далее последовала за границу. Во время вывоза иконы по пути в Белгород, одну ночь икона находилась в нашем Обоянском Знаменском монастыре. Это было в ночь с 1 – го на 2 ноября (ст. ст.) 1919 года. Как только красные окончательно закрепились в Обояни, сразу начались притеснения церковной жизни. Коснулось это, прежде всего монастырей, а чуть позже и приходских церквей. Первым делом большевики лишили обители их хозяйственной собственности, то есть, выбив из под ног экономическую возможность существования. Монахи жили за счет пожертвований верующих, т.к. почти вся собственность была конфискована. Обоянский Знаменский монастырь для своего прокормления имел всего 1 десятину земли под садом. В еще действовавшем монастыре Советской властью был создан Лагерь принудительных работ С февраля 1921 г. он занял главный корпус в Обоянском Знаменском мужском монастыре из 2-х существующих. Лагерь главным образом предназначался для «перевоспитания» т.н. врагов народа. Заключенные и администрация лагеря довольствовались в лагере из общего «котла». Паек, как для администрации, так и для заключенных, являлся одинаковым по норме питания рабочих, занимающихся тяжелым физическим трудом; кроме хлеба и других продуктов, имелось «чайное и табачное довольствие». Заключенные занимались благоустройством города, строительством, изготавливали обмундирование для РККА. Это накладывало заметное воздействие на жизнь монахов, ибо администрация лагеря закрыла главный соборный и теплый храмы, действующие с 1730 и 1720 гг., соответственно. Заключенными же оказались испорчены почти все хозяйственные постройки (сарай, конюшня, ледник) и один из двух небольших одноэтажных домов. Погребом под вторым корпусом и кухней одновременно пользовались монахи и лагерь принудительных работ, что являлось причиной некоторых конфликтов. В результате активной позиции монахов, опирающихся на поддержку верующих, готовых до последнего защищать свои монастыри от закрытия, властям не удалось провести декларированного полного закрытия всех православных обителей. Но их судьба все равно была уже предрешена. Полная ликвидация монастырей стала лишь вопросом времени. Трудные условия жизни стали отражаться и на обрядовой стороне церковного богослужения. Так, за неимением средств, просфоры стали печь из муки пресного помола, отсутствующее церковное вино заменяли мирским — из смородины, вишни и т.д. Негде стало достать ладан и лампадное масло, вместо них в ход пошли воск, сахар, другие плавящиеся пахучие вещества и конопляное масло. 13 ноября 1923 г. Обоянский Богородицкий Знаменский монастырь был закрыт решением Президиума Обоянского Уисполкома № 58. Согласно этому решению имущество монастыря после составления описи было изъято, а сам монастырь закрыт, о чем составлен акт от 5 января 1924 г.

После закрытия монастыря и вывоза его имущества по воспоминаниям старожилов, монастырь некоторое время был еще не разрушен. Пострадавшие в войну монастырские храмы, в конце 1940 – х годов, были снесены на хозяйственные нужды. Надвратный купол храма образа Спаса Нерукотворного в корпусе был разобран, и заложен пролет служивший Святыми вратами. Внешняя монастырская каменная ограда была растащена на хозяйственные нужды позднее. В двух главных монастырских корпусах в довоенные годы размещались Детский дом, советская партийная школа, Воинская часть (принимала участие в Финской войне 1939 - 1940 г.г.). С 1943 г. в двух главных монастырских корпусах размещается школа – интернат глухонемых детей, т.к довоенная двухэтажная каменная школа была уничтожена во время немецко – фашистской окуппации (находилась на месте ныне трехэтажного жилого дома рядом с рынком ул. Ленина, 15). В 1994 г. она реорганизована в специальную (коррекционную) общеобразовательную школу VIII вида. С 1943 г. Средняя школа №1 стала полностью размещаться в здании бывшего Духовного училища. Здесь и до войны была начальная школа (Довоенная образцовая Средняя школа №1 находилась на 1 – е Мая, 39 и была уничтожена в феврале 1943 г.) Находящийся за ним двухэтажное каменное здание Училищного Правления пострадало в войну и было восстановлено в 1948 году (ныне Общежитие ЮЭС). Между двумя этими зданиями в 1950 – е годы еще была каменная ограда в виде квадратных крестов. Школьная усадьба была обсажена деревьями, разбит парк, озеленен Малый овраг. В 1961 г. было построено одноэтажное школьное здание (ныне ДЮСШ). 1 сентября 1987 г. за Малым оврагом по ул. Фрунзе 6 «А» была открыта новая более вместительная четырехэтажная общеобразовательная Средняя школа №1 на 1176 учащихся. После открытия новой школы, корпуса бывшего Духовного училища были освобождены, и некоторое время в них размещались различные организации. Позже один корпус (Ул. Жукова, 4) был отдан под общежитие ЮЭС, а другой по преимуществу пустует.

В 1982 г. на ныне пустующем корпусе была установлена мемориальная доска в память 100 – летия со дня рождения народного поэта Беларуси Якуба Коласа (Константина Михайловича Мицкевича) и здание было отнесено к памятникам истории республиканского значения. В революционные годы демобилизованный подпоручик Мицкевич прибыл в эвакуацию в г. Обоянь где занимался преподаванием и творческой деятельностью.

Такова история Обоянского Богородицкого Знаменского общежительного мужского монастыря. Хочется верить, что когда – нибудь станет возможным открытие и возрождение нашей Обители.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: