Счет 44 не имеет субсчетов.




ТЕМА 4 «УЧЕТ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ И ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»

 

1. Понятие издержек обращения, цели, задачи и принципы учета

2. Классификация издержек обращения

3. Синтетический и аналитический учет издержек обращения

4. Расчет издержек обращения на остаток товаров

5. Учет финансовых результатов

 

1. ПОНЯТИЕ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫУЧЕТА

 

В процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности коммерческие организации, а том числе и торговые, несут определенные расходы.

Особенность БУ расходов торговой организации – себестоимость товаров не определяется.

Расходы, производимые торговыми организациями в процессе их предпринимательской деятельности дополнительно к оплате стоимости приобретенных товаров, формируют издержки обращения (ИО).

М.И. Баканов:

ИО - Затраты материальных, денежных и трудовых ресурсов, связанные с движением товаров от производителя к потребителю

Большой бухгалтерский словарь

ИО - Расходы, связанные со сбытом и приобретением товаров;

- счет бухгалтерского учета, предназначенный для обобщения информации об издержках снабженческих, сбытовых, торговых, иных посреднических и других подобных им организаций.

ИО - по своей сути затраты на реализацию товаров.

В состав издержек не относятся внутренние расходы торговых организаций, которые должны возмещаться за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации. Таковыми являются следующие виды расходов:

1) расходы по приобретению товаров у поставщиков, стоимость которых установлена условиями договора;

2) налоги (кроме налогов, сборов и отчислений в бюджет и во внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком за счет ИО и производства);

3) штрафы, пени и неустойки;

4) уплаченные финансовые санкции по результатам проверок органов государственного контроля и регулирования;

5) суммы от списания безнадежной дебиторской задолженности;

6) убытки от форс-мажорных обстоятельств;

7) расходы по содержанию объектов социально-культурной сферы и другие расходы, непосредственно не связанные с обращением товаров.

Основные цели БУ ИО:

1) контроль расходов и доходов организации;

2) обеспечение экономии и эффективности производства;

3) выработка учетной информации для анализа и управления деятельностью торговой организацией;

4) обеспечение полноты, своевременности и достоверности учетной информации, а также ее соответствие целям управления;

5) правильное исчисление уплачиваемых налогов и т.д.

Задачи БУ ИО:

1) обеспечение правильности документального отражения расходов организации и отнесение их на соответствующие синтетические счета;

2) правильное распределение расходов по отчетным периодам;

3) разграничение расходов по видам затрат, номенклатуре статей ИО, по товарным группам и иным классификационным признакам, обеспечивающим информационные потребности экономического анализа и управления;

4) обеспечение полноты, своевременности и достоверности учетной информации, а также ее соответствие целям управления и правильному исчислению налогов;

5) формирование учетной информации для принятия экономических и управленческих решений;

6) своевременное представление информации о фактических расходах для контроля, анализа и принятия верных и обоснованных управленческих решений.

Важнейшая задача БУ ИО - правильная организация учетного процесса, использование в процессе деятельности IT и средств вычислительной техники для получения своевременных, необходимых и исчерпывающих сведений о расходах торговой организации.

Принципы БУ ИО:

1) соответствие учета целям и задачам управления.

(организация учетного процесса и формирование учетной инфо должны осуществляться с целью улучшения работы Торг, а, следовательно, должны соответствовать требованиям совершенствования системы внутреннего контроля, анализа, управления и планирования в компании);

2) единство учетной номенклатуры.

(для целей сопоставления различных расходов - единая номенклатуру статей ИО, которая необходима для нужд внутреннего управления. Она охватывает различные особенности ИО в торговой отрасли и обеспечивает единообразие в их обозначениях для всех структурных подразделений, представительств и филиалов организации. Целесообразно использовать при распределении статей ИО по различным классификационным признакам);

3) документирование.

(на С/С товаров организации относятся только те расходы, которые подтверждены документально);

4) адекватность отчетного периода.

(Возникающие в текущих отчетных периодах издержки должны быть правильно распределены между периодами, к которым они непосредственно относятся;

5) оценка товаров по себестоимости.

(ИО подразделяются на относящиеся к реализованным товарам и приходящиеся на остаток нереализованных товаров)

От их соблюдения зависит целесообразность, достоверность и эффективность ведения бухгалтерского учета издержек обращения в организации

Нормативное регулирование БУ ИО:

- НК РФ

- ПБУ – 10/99

До вступления в силу 25 главы НКРФ - «Методические рекомендации по БУ затрат, включаемых в ИО и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания», а также «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли».

 

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ

 

Перечень расходов, составляющих совокупность ИО в торговле объемен и значителен.

Т.О., классификация ИО в разрезе различных признаков – 1 из основных участков учетной работы организации.

Классификация ИО - это разделение полученных в отчетном периоде расходов по отраслям деятельности, а так же по соответствующим видам расходов.

Классификация ИО предполагает их следующую группировку:

- по элементам и статьям затрат;

- по группам расходов, разделяемых по отношению к товарообороту;

- в зависимости от способа их отнесения на расходы по отдельным товарным группам и видам товаров, центрам ответственности, структурным подразделениям, филиалам и представительствам;

- группировка по периодам;

- по отношению к остаткам товаров;

- разделение издержек в зависимости от их влияния на налогооблагаемую прибыль и др.

Т.О., деление ИО на различные статьи основано на экономической однородности произведенных расходов.

Таблица 1.2

Классификация ИО

№ п/п Классификационный признак Вид ИО
  По степени участия в образовании стоимости (по экономическому содержанию) Чистые Дополнительные
  По статьям затрат Транспортные расходы Расходы на оплату труда Отчисления на социальные нужды Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования и инвентаря Амортизация основных средств Расходы на ремонт основных средств Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд Расходы на хранение, подсортировку, подработку и упаковку товаров Расходы на рекламу Расходы на оплату процентов за пользование кредитом Потери товаров и технологические отходы Расходы на тару
  По элементам затрат Материальные затраты Отчисления на социальные нужды Амортизация Прочие затраты
  По степени мобильности Относящиеся к оборотным (мобильным) средствам Связанные с основными средствами
  По периодам Расходы отчетного периода Расходы будущих периодов
  По отношению к товарообороту (по степени зависимости от изменения товарооборота) Постоянные затраты Переменные затраты
  По калькуляционной группировке Прямые Косвенные
  По отношению к остаткам товарных запасов Издержки на остаток товарных запасов Издержки на реализованные товары
  По бухгалтерскому принципу Накладные Общеторговые
  По влиянию на налогооблагаемую прибыль Нормируемые и ненормируемые Уменьшающие налогооблагаемую прибыль и не уменьшающие налогооблагаемую прибыль
  По отношению к товарным группам Калькуляция по группам товаров
  По степени участия в обращении товаров Оперативные Управленческие Прочие
  По отношению к качеству торгового обслуживания Связанные с качеством торгового обслуживания Не связанные с качеством торгового обслуживания
  По степени зависимости от работы торговой организации Зависимые Независимые
  По составу Простые Сложные
  С точки зрения принятия управленческих решений Приростные (инкрементные) Вмененные
  По отношению к внешней и внутренней среде фирмы; По факту отражения в БО Явные (внешние) Неявные (внутренние)
  По отраслевой принадлежности Издержки обращения в оптовой торговле Издержки обращения в розничной торговле
  По способу отнесения расходов на подразделения торговой организации Прямые Общие (административно-управленческие)
  По возможности регулирования Регулируемые Нерегулируемые

 

3. СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ

 

Синтетический учет И О – на счете 44.

По Дт - накапливают суммы произведенных в организации ИО.

По Кт - списание: Д 90.2 = К 44 – в полном объеме, кроме сумм, подлежащих отнесению на остаток нереализованных в отчетном периоде товаров.

Сальдо счета 44 - величину ИО на конец месяца, приходящихся на остаток непроданных товаров.

Т.О. сальдо 44 + сальдо 41 = фактической С/С остатка товарных запасов организации.

Счет 44 не имеет субсчетов.

---à ОН подразделяется на дополнительные аналитические счета.

Ведение АБУ ИО необходимо для наблюдения детальных показателей ИО в различных отчетных периодах.

Т.О., аналитический учет по счету 44 ведется по видам и каждой статье ИО, по местам их возникновения, а также по различным классификационным признакам.

 

Отражение на счетах БУ операций, связанных с ИО

№ п/п Содержание операций Корреспонденция счетов
дебет кредит
       
  Отражены расходы по транспортировке товаров от поставщиков, включая: стоимость услуг без НДС сумму НДС    
  Погашена задолженность по транспортным услугам включая НДС    
  Одновременно принята к зачету сумма НДС по оказанным и оплаченным транспортным услугам    
  Списана стоимость МПЗ, использованных при транспортировке товаров    
  Начислена ЗП работникам    
  Выплата причитающейся З/П работникам   50; 51
  Отражаются суммы невыданной ЗП, депонированной в установленном порядке;   76.4
  Списана С/С выдаваемых бесплатно предметов (включая фирменную одежду, обмундирование), остающихся в личном постоянном пользовании    
  Начислен резерв на оплату отпуска основным работникам    
  Начислены выплаты работникам, высвобождаемым из организаций в связи с ее реорганизацией, сокращением численности работников и штатов    
  Начислены суммы оплаты труда работников, не состоящих в штате организации    
  Отражены суммы страховых взносов, начисленные на оплату труда    
  Отражены расходы, связанные с предоставлением имущества в аренду как основного (обычного) вида деятельности (коммунальные платежи, затраты на техническое обслуживание, проводимое сторонними организациями)    
  Начислена арендная плата арендодателю по арендуемым ОС    
  В январе начислена арендная плата за февраль    
  Начислены суммы за коммунальные услуги на стоимость услуг, относящихся к отчетному периоду без НДС на стоимость услуг, относящихся к будущим периодам без НДС на сумму НДС    
  Перечислены средства по коммунальным платежам    
  Одновременно принята к зачету сумма НДС, относящаяся к расходам отчетного периода    
  Одновременно принята к зачету сумма НДС, ранее относящаяся к РБП    
  Отражены расходы на содержание в чистоте помещений, уборку примыкающих к ним участков территории (дворы, улицы, тротуары, вывоз мусора)    
  Отражена стоимость предметов и средств, израсходованных для ухода за помещениями (известь, мастика, щетки и т.д.)    
  Начислена амортизация по собственным и долгосрочно арендуемым ОС    
  Начислена амортизация по сданным в текущую аренду ОС (в случае, когда передача имущества в аренду является ОВД)    
  Отражены расходы на ремонт, произведенный силами ремонтного подразделения    
  Отражены расходы на капитальный ремонт, произведенный силами сторонней организации: задолженность перед подрядчиком по выполненным работам без НДС НДС, уплаченный подрядчику        
  Отражены расходы на ремонт основных средств силами предприятия: на сумму оплаты труда ремонтным работникам на сумму израсходованных для ремонта материалов    
  Отражена стоимость фактически израсходованного топлива и электроэнергии на нужды организации    
  Списаны израсходованные упаковочные материалы, не включенные в цену товара    
  Отражена стоимость услуг сторонних организаций по временному хранению, дезинсекции, дератизации, фасовке, подработке и упаковке товаров    
  Начислена задолженность рекламным агентствам за услуги, связанные с изготовлением и размещением рекламы, включая: расходы без НДС сумму НДС        
  Отражена стоимость услуг распространителей рекламной продукции, не состоящих в штате фирмы    
  Отражена стоимость распространенных сувениров, упаковки, пакетов и т.д.    
  Погашена задолженность перед рекламными агентствами    
  Одновременно приняты к зачету суммы НДС, относящиеся к рекламным расходам в пределах норм    
  Отражена сумма процентов за пользование кредитами и займами   66, 67
  Списаны расходы, связанные с ремонтом и естественным износом тары-оборудования, возмещенной поставщикам    
  Отражена стоимость изношенной тары    
  По результатам инвентаризации РТОрг списана недостача товара в пределах норм естественной убыли в том числе: на покупную стоимость недостающих товаров на сумму торговой надбавки на недостающие товары    
  Списаны на ИО документально подтвержденные командировочные расходы в пределах норм    
         

 

 

4. РАСЧЕТ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ НА ОСТАТОК ТОВАРОВ

 

Для выявления финансового результата от реализации товаров как обычных видов деятельности в торговых организациях рассчитывают сумму ИО, которые относятся к реализованным в отчетном периоде товарам.

Необходимость расчета - в формировании финансового результата участвуют ИО по реализованным товарам.

Сумма ИО, приходящихся на остаток нереализованных товаров в расчете не используется.

ИО по реализованным товарам определяются исходя из ежемесячного распределения ИО между реализованными и нереализованными товарами.

ИО, относящиеся к остатку товаров, не включаются в состав расходов Отчета о прибылях и убытках, а учитываются как переходящий остаток на начало следующего за отчетным периода (по Дт 44).

ИО, относящиеся к остатку нереализованных товаров, рассчитываются по среднему % ИО за отчетный месяц с учетом переходящего остатка по счету 44 на начало месяца.

В расчете данных сумм используют транспортные расходы при условии их отнесения согласно принятой Учетной политике на ИО в соответствии с ПБУ-5/01.

Алгоритм расчета

Согл. ст. 320 НК РФ

Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему % за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

1) определяется сумма транспортных расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и сумм данных расходов, осуществленных в текущем месяце;

2) определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, а также стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;

3) рассчитывается средний процент издержек обращения, представляющий собой отношение суммы транспортных расходов (п. 1) к стоимости товаров (п. 2);

4) определяется сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента расходов на продажу и стоимости остатка товаров на конец текущего месяца.

Оставшаяся при расчете сумма ИО (без расходов на остаток товаров в конце месяца) относится непосредственно к реализованным товарам. Данная величина расходов возмещается посредством валовой прибыли, отражаемой Отчете о прибылях и убытках в соответствии с ПБУ 4/99.

Пример.

На 1 октября 2007г. ИО «Автоуслуги» на остаток металлопроката составили 49501,11 руб. В течение всего квартала ООО «Сталь-групп» произвело расходы на продажу в общей сумме на 1883830,15 руб. (без НДС), в том числе автоуслуг – 160900. руб. Всего за анализируемый период было реализовано металлопроката (кредитовый оборот по счету 90 «Продажи») на сумму 17809524 руб. Остаток товаров (конечное сальдо по счету 41 «Товары») составил на 31 января 8000 тыс. руб. Рассчитаем сумму ИО, относящихся к реализованным товарам, а также сумму издержек обращения, приходящихся на реализованные товары.

Рассчитаем средний процент ИО:

Ср. % = (49501,11 + 160900,00) / (17809524 + 10243969,01) * 100% = 0,75%

Определяем величину ИО, приходящихся на остаток товаров:

Иобр = (10243969,01 * 0,75) / 100 = 76829,8 руб.

Рассчитываем сумму ИО, относящихся в отчетном периоде к реализованным товарам:

Иобрр = (49501,11 + 160900,00) – 76829,8 = 133571,31 руб.

Кроме того, в учете списываются ИО за отчетный период по другим статьям расходов:

1883830,15 – 160900,00 = 1722930,15 руб.

Следовательно, в отчетном периоде торговая организация в своем БУ спишет ИО в сумме:

1722930,15 + 133571,31 = 1856501,5 руб. или

(49501,11 + 1883830,15) – 76829,8 = 1856501,5 руб.

ИО, которые относятся на сумму нереализованных товаров, составляют разницу между общей суммой ИО за квартал с начальным остатком и ИО, относящимися к остатку товаров на конец отчетного периода. Данные суммы списываются в дебет счета 90 «Продажи» для отражения финансового результата организации от реализации товаров

 

5. УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с ОВД, а также для определения финансового результата по ним предназначен счет 90.

В течение года на счете 90 собираются данные о доходах и расходах организации по ОВД.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: