Анализ опытно-экспериментальной работы по нейтрализации правового нигилизма в студенческой среде




ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

 

Анализ опытно-экспериментальной работы по нейтрализации правового нигилизма в студенческой среде

Выбор методической разработки для опытно-экспериментальной работы по нейтрализации правового нигилизма в студенческой среде обусловлено, прежде всего, актуальностью на сегодняшний день проблемы негативного отношения к праву подрастающим поколением. В условиях нестабильности общества растет число криминогенных факторов, которые опасны непосредственным порождением противоправных поступков, девиаций в подростковой и студенческой среде. К сожалению, тенденция пренебрежительного отношения к праву, законам, нормативному порядку набирает обороты.

Из-за снижения воспитательного воздействия семьи, школы, системы учреждений профессионального образования на несовершеннолетних, самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка, отсутствия должного внимания со стороны родителей приводит к асоциальному поведению подростков и молодежи, изменению системы ценностей и критериев социальной справедливости, нарушению системы адаптации в обществе. В связи с этим, мы, в роли полноценных педагогов взяли на себя ответственность за правовое воспитание студентов, а также предприняли все меры для формирования их законопослушного поведения.

Для того чтобы выявить уровень правосознания среди молодежи в студенческой среде нами было проведено экспериментальное исследование, базой которого выступил Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Шадринский политехнический колледж» В исследовании принимали участие 34 студента колледжа в возрасте от 16 до 21 года. По результатам проведенного нами эмпирического исследования выявлено, что у 58,8% опрошенных студентов колледжа выявлен критический уровень сформированности правового сознания.

Именно поэтому для содействия формированию позитивного правосознания студентов ГБПОУ «Шадринского политехнического колледжа» нами разработан и реализован на практике комплекс педагогических условий, в совокупности представляющих собой целостную образовательную программу по повышению уровня правового сознания студентов на период прохождения педагогической практики с 15 февраля по 27 марта 2016 г. (приложение). Мы использовали различные методы и формы воспитательной работы: классный час-диспут, конкурс сочинений, беседа и обсуждение проблемной ситуации, тренинг - упражнения, ролевые игры, акции, конференции, организация кружка и т.д..

За основу нашей работы мы взяли предложенную модель формирования правосознания студентов неюридических специальностей в образовательном процессе О.В. Зандовой, обеспечивая, на основе сформированного ценностного отношения к закону, их правовую и юридическую грамотность, правовое поведение [14].

Предложенная нами концепция формирования правосознания как организованная целенаправленная педагогическая деятельность, с учетом распространенного в молодежной студенческой среде правового нигилизма и неосознанных противоправных действий подразумевала три этапа.

На первом этапе работы первостепенной задачей стало формирование когнитивного компонента правосознания, в качестве основного средства, формирования которого выступала правовая информированность.

Исходя из этого, нами была организована информационная конференция, на которую были приглашены сотрудники правоохранительных органов, Комиссии по делам несовершеннолетних, Центров занятости и социального обслуживания населения, Отдела опеки и попечительства, Комитета по молодежной политике для того, чтобы проинформировать подрастающее поколение по актуальным правовым вопросам, а также обменяться опытом и объединить свои усилия в данной области. Проблема правовой безграмотности студенческой молодёжи, к сожалению, остается актуальной. Так с начала текущего года на территории города Шадринска при участии подростков совершено 14 уголовно наказуемых деяний (в основном кражи), 47 несовершеннолетних студентов совершили административные правонарушения.

Ответственными за секцию №1 «Преступность и студенческая среда» были назначены: заместитель начальника ОМВД России по Шадринскому району – начальник полиции Поповских Игорь Алексеевич, старший инспектор ПДН Ольга Валерьевна Софьина. В рамках объявленной темы совместно с сотрудниками учащиеся проанализировали сложившуюся ситуацию криминогенного влияния на молодёжь. В лекции были затронуты формы преступности, основные предпосылки молодежной студенческой преступности, а также меры борьбы и противодействия с ней. Проанализировав статистику и динамику правонарушений, должностные лица указали на острую необходимость борьбы с молодежной студенческой преступностью, и прежде всего ее профилактике.

Цель работы секции №2 «Профилактика асоциального поведения среди студенческой молодежи» - выявить причины проявления асоциального поведения среди подростков, и найти пути решения этой проблемы. Под руководством руководителя Отдела опеки и попечительства Отдела образования Администрации города Шадринска Самылова Станислава Юрьевича были освещены правовые аспекты профилактики безнадзорности и правонарушений, обратив особое внимание на то, какие действия должны предпринимать сотрудники учебных заведений в случае обнаружения подобных фактов.

В завершении проведённого мероприятия учащиеся выдвинули перечень весьма интересных направлений:

– ужесточение уголовного преследования взрослых, вовлекающих подростков и молодежь в криминальные отношения;

– принятие специальных мер по трудоустройству выпускников;

– возможному дополнительному заработку студентами находящихся на очной форме обучения;

– сохранение и развитие, а также посещение на бесплатной основе сети молодёжно-спортивных клубов, секций;

– активная правовая пропаганда в учебных заведениях и средствах массовой информации.

К секции №3 «Имею право голоса!» проявило интерес самое большое количество участников. Цели секции: проверить знания учащихся по теме «Избирательное право»; закрепить знания об основных принципах участия граждан в выборах, о значении участия граждан в выборах; воспитать гражданские и патриотические ценности, взгляды и убеждения.

Информацию о конституционном праве избирать и быть избранным представила Ольга Дитяткина, председатель избирательной комиссии муниципального образования города Шадринска. Ребята отметили для себя, что выборы - это всегда борьба за власть. И очень важно, чтобы как можно больше людей понимало существо этого политического процесса и своё место в нём, участвовали в выборах осознанно, добиваясь избрания достойных.

Секция №4 «Закон и беззаконие» была самой плодотворной потому, что включала в себя не только информационный блок, но различные интересные практические задачи, правовые ситуации, конкурсы. Акпарсова Елена Валерьевна – старший лейтенант юстиции, следователь Следственного отдела ОМВД по Шадринскому району рассказала об ответственности за совершение противоправных деяний несовершеннолетними лицами. Совместно с Еленой Викторовной студенты пришли к выводу, что человек несет ответственность за любой свой проступок и что успешная и счастливая жизнь зависит от поступков, которые совершает человек, самое главное, чтобы эти поступки были на благо и не противоречили законам РФ.

Руководитель секции №5 «Суд: две стороны одной медали» Соколова Надежда Викторовна – к.ю.н., руководитель «Юридической клиники» ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» федеральный судья в отставке ознакомила студентов с новыми изменениями в законодательстве касающихся прав несовершеннолетних, применив информационно-правовые системы «Консультант плюс» и «Гарант». Ребята отметили для себя важность и нужность использования в повседневной жизни всеми гражданами таких полезных информационных сайтов, как «Консультант Плюс» и «Гарант». В процессе познавательной лекции подростки усвоили две стороны суда: суд над хулиганством и суд - сфера защиты нарушенных прав. Эпиграфом встречи стала ст.46 п.1 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

Наверное, главным результатом проведенной конференции стало то, что студенты - участники проведенного мероприятия смогли непосредственно лично задать вопросы компетентным специалистам, получить правовую помощь, проконсультироваться по волнующим их ситуациям.

На данном этапе мы не оставили без внимания внеаудиторные формы обучения. Нами был организован правовой кружок «Я - работник» – это объединение студентов желающих быть информированными в области законодательства, которые готовы изучать интересующий вопрос, правовую ситуацию совместно, и осуществлять правовую пропаганду среди сверстников. Работа нашего кружка актуальна потому, что в современном мире особенно важно воспитывать законопослушных и юридически грамотных граждан, формируя положительное отношение к нравственным ценностям, правовому порядку.

Формирование позитивного правосознания студентов, чувства ответственности за свои поступки, основ правильного выбора реализуется через умение работать в коллективе, посредством, упражнений-тренингов; оформление плакатов, стендов правовой направленности; участие в конкурсах и диспутах, всё это было реализовано в работе кружка «Я работник». Специфика объединения позволила, как показала практика, не только правовому информированию учащихся, но и поспособствовала осознанию ценности свободы и демократии, активного и законопослушного гражданина. В кружковой деятельности у учащихся сформировались следующие практические навыки и умения: анализировать правовые документы; формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам; представлять результаты приобретенных знаний в виде плакатов; обобщать и делать выводы; оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность; умение работать в коллективе.

Программа кружка была разделена на «недельные» блоки:

1-я неделя (вт;чт – 2 часа) – «О правах и обязанностях несовершеннолетних»;

2-я неделя (вт;чт – 2 часа) – «Преступность и студенческая среда»;

3-я неделя (вт;чт – 2 часа) – «Правовое государство и гражданское общество»;

4-я неделя (вт;чт – 2 часа) – «Ситуационные практикумы для подростков»;

Тематика каждого занятия определена не случайно. Одной из приоритетных задач стало правовое воспитание студентов, дать ученикам знания, научить их реализовывать свои права и обязанности в обществе, быть активным гражданином. Теоретическая база по всем разделам программы изучалась с участниками кружка, а затем студенты делились приобретёнными знаниями на практических занятиях, во внеклассных и ссузовских мероприятиях, а так же выступали с подготовленным материалом на различных конференциях, семинарах, классных часах.

Существенный плюс данной формы внеклассной работы состоит в том, что члены кружка получали ту информацию, которую желали знать; находили ответы на интересующие вопросы. В дальнейшем студенты, успешно прошедшие обучение, стали полноценным источником информации для других сокурсников. Конечной целью работы кружка является сформированная правовая культура каждого кружковца. Высокий уровень правовой сознательности служит гарантией поддержания законности и соблюдения правопорядка. Кружки – это не только канал оперативного распространения информации, это еще и репрезентативный источник знания.

 

В ходе воспитательных мероприятий большое значение уделялось развитию у студентов чувства уважения к закону. Здесь нами реализованы такие формы обучения, как подготовка и проведение конкурса на лучшую исследовательскую работу по «Правоведению». Цель конкурса: формирование правового сознания, правой культуры учащихся колледжа, активной гражданской позиции студентов.

Конкурс проводился в один этап. Для участия студентам колледжа необходимо было подготовить научно - исследовательскую работу на тему «Право как способ формирования личности» и до 15 апреля 2016 года представить эту работу на рассмотрение конкурсной комиссии в состав которой входили преподаватели кафедры истории и права и студенты старших курсов ШГПУ, призеры всероссийских олимпиад по праву. Работы, ставшие победителями в конкурсе, были опубликованы в журнале «Вестник Шадринского государственного педагогического университета», что, как видим мы, сыграло не последнюю роль в принятии правовых норм и положительному отношению к ним.

В практической деятельности у студентов быстрее и проще, получается, реализовать обучающую составляющую – непосредственное приобретение знаний. В связи с получением новой правовой информации, которая переходит в теории и личные убеждения, способствует формированию позитивных правовых установок.

Второй этап предполагает формирование ценностно-ориентированного компонента правосознания, воплощающегося требованиям правовых норм [14].

В нашей опытно-экспериментальной работе нами была использована такая форма опроса и метода контроля знаний и умений обучающегося как написание эссе на тему «Право в моей жизни».

Как видим мы, плюс в написании эссе – содействие формированию позитивного правосознания студентов, развитие личности учащегося, его активного интеллектуального роста, качественного усвоения правовых знаний, для формирования его нравственных основ, в свою очередь, для педагога возможность скорректировать уровень знаний.

Оказалась, что многие студенты колледжа, а особенно юноши, проявили охоту в написании эссе и увидели в этом «свою ценность»:

– написание эссе посвящено одной конкретной проблеме, вопросу;

– отстаивание конкретной позиции;

– непринуждённость в повествовании, то есть «чувствуется свобода в изложении своих мыслей»;

– небольшой объём;

– возможность по-новому оценить известные факты, оспорить истину, приводя в доказательство парадоксальные определения, свои идеи, мысли, предположения;

– открытость;
– приведение альтернативных вариантов решения проблемы;

Целью организации научно-исследовательской работы учащихся является воспитание поколения мыслящего, жаждущего получать всё новые и новые знания, способствующие формированию юридически образованной с гармонически сформированной правовой культурой личности. Ведь высокий уровень правовой сознательности служит гарантией поддержания законности и соблюдения правопорядка в обществе.

Наряду с традиционными формами воспитания существуют различные нетрадиционные формы, а именно проведение тренингов-упражнений. Нами был проведён тренинг «Я смог себя защитить». Достоинства проведения данных тренингов-упражнений: активизируют ребят; приближают учебный процесс к жизненным ситуациям, предоставляется возможность каждому обучающемуся высказать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме, что имеет немаловажное значение в воспитании правовой грамотной личности; предполагают воспитание у студентов познание себя и окружающих, чувства собственного достоинства, терпимости, доброжелательности к людям. Эти качества составляют основу культуры прав человека.

Все участники тренинга были расположены в кругу, и каждый мог видеть других, что позволило быть обучающимся более раскованными и открытыми. Продолжительность каждого занятия – 1-1,5 часа.

В качестве основных упражнений нами были выбраны такие, как «мозговой штурм» и «спорные утверждения», после которых проводилась рефлексия, обсуждались результаты и впечатления от упражнения в группе. В конце занятия проводилась итоговая рефлексия.

Рассмотрим тренинг-упражнение «Защити свои права» более подробно.

Цель тренинга: повышения правовых знаний;сформировать у учащихся представление о практическом решении проблем защиты прав человека, дать им соответствующий эмоциональный опыт; ознакомить с нормативными документами, регулирующими защиту прав человека в РФ, с организациями, защищающими права человека и права граждан; подготовить ребят к изучению систем защиты прав человека.

Подготовительный момент. Заранее нами были подготовлены карточки с заданиями; необходимые таблички-вывески («управление образования», «органы опеки и попечительства», «полиция», «прокуратура», «суд», «правозащитная организация» и др.); выдержки из документов (Конвенции о правах ребенка, Конституции России, Закона «Об образовании», Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др.)

Ход мероприятия обозначился с объявления тематики тренинга-упражнения «Защити свои права».Нами был проведен мини-опрос в ходе, которого мы выяснили уровень знаний учащихся о различных государственных и негосударственных организациях, занимающихся защитой

прав человека. На доске записали их перечень и совместно со студентами дали краткую характеристику их функций.

На следующем этапе мы разделили 54 группу на две подгруппы: «граждане, чьи права были нарушены» и «представители правозащитных организаций». Затем выдали отдельно каждой группе вводную инструкцию. Задача для «работников организаций» состояла в следующем: выслушать проблему посетителя и дать ему консультацию, оказать помощь в разрешении проблемы. В свою очередь «граждане-пострадавшие» должны внимательно прочитать карточку с проблемой, вжиться в роль, и добиться справедливого решения в свою пользу. На этом задача «пострадавших» не окончена, также им следовало определить стратегию защиты: в какую организацию следует обратиться, что делать дальше, если получите в ней отказ или будете удовлетворены принятым решением.

Игровая часть. После объявления студентом-практикантом начала «приема» граждан, «пострадавшие» вступили во взаимодействие с «организациями». Наша задача: наблюдать за работой, при этом никаких подсказок не давать. На каждый приём отводилось строго установленное время – 15 минут.

Проиграв все варианты игровых ситуаций (приложение) мы перешли к рефлексии. Студенты отвечали на следующие вопросы: как чувствовали себя учащиеся в своих ролях; довольны ли своей работой «сотрудники организаций»; удовлетворены ли консультациями «посетители»; что узнали нового; возникли ли какие-нибудь затруднения и т.д.. Затем обсуждали варианты проблемных ситуаций, консультации, полученные по ним, иные возможные варианты решения проблем.

В конце проведённого занятия учащимся было дано задание: самостоятельно составить «схему защиты нарушенных прав», включив в них все возможные организации: государственные, общественные: как национальные, так и международные. Таким образом, мы проверили, как студенты усвоили материал по теме. Данная методическая разработка поспособствовала расширению осведомленности студентов в области права и повышения личной ответственности за свои действия, предусмотренные законодательством РФ. Студенты колледжа – сложная и уязвимая ячейка общества, поскольку подросткам, кроме знания законов, важно осознавать себя востребованными в обществе, иметь жизненные цели, обладающие личностной значимостью, мы, применив данную форму воспитания помогли им увидеть, каким образом их выбор может повлиять на дальнейшую жизнь и успешность в профессиональной деятельности, найти пути достижения жизненных целей, заинтересовать их в реализации задуманного, научить не отказываться от желаемого при неудачах, а продолжать двигаться вперед.

На третьем этапе формирования поведенческого компонента нами был сделан акцент на готовность молодого человека к правомерным действиям, на личностное осознание подчинения определенным правилам.

В качестве нетрадиционных форм обучения в настоящее время получила большую популярность всеми известная интеллектуально-правовая игра «Брейн-ринг», основной целью которого является повышение интеллектуального развития молодёжи и популяризация интеллектуальных форм досуга.

Именно поэтому в качестве эффективных форм воспитания на данном этапе нами реализованы ролевые игры: «Незнание закона не освобождает от ответственности», «Суд идет» (приложение).

Цель: Воспитание правовой культуры студентов и гражданско-патриотических качеств личности подростка, развитие их интеллектуального потенциала.

Задачи:

– актуализация правовых и политических знаний;

– развитие интереса к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности;

– расширение правового кругозора студентов;

– сформировать представление о системе гражданских прав и обязанностей;

В игре участвовали студенты второго и третьего курса ШПК поделенные на 2 команды.

Ход игры таков. Игра проводилась по типу игры «Крестики-Нолики» и состояла из одного этапа. Для игры студентом-практикантом заранее была подготовлена презентация с «живым» полем. Чтобы в табло записать свой знак, игрокам нужно было успешно выполнить задание, которое обозначено на одном из полей (поле выбирается по желанию) (приложение). Время на обсуждение каждого вопроса командой отводилось не более трёх минут. Команда, подготовившая ответ ранее, сообщала об этом включением фонарика. Команда, которая дала правильный ответ, получала одно очко. Если обе команды не нашли правильного ответа, вопрос переходил залу. Лицо, ответившее на вопрос, вправе было передать полученное очко любой команде по своему усмотрению. Выигрывает та команда, у которой знаков наберётся больше других. Победившая команда была награждена грамотой за победу, вторая команда - за участие.

По результатам проведенной игры нами сделан вывод, что есть положительная динамика в познавательной активности учащихся, ребята получили необходимые навыки коллективной работы, формирование умений использовать правовые знания в повседневной жизни, воспитание правовой культуры, актуализация и углубление знаний по правам человека.

Правовоспительная работа по изложенной выше методике должна проводиться в каждом периоде социализации студентов. Недостатки, дефекты правосознания необходимо постоянно выявлять и устранять. Поэтому воспитательную работу следует проводить повсеместно. Это обусловлено тем, что правовое воспитание имеет разное воздействие на воспитуемых: на одних – воспитание чувства уважения к нормам права; на других – формирование убежденности в соблюдении правовых предписаний; на третьих – готовность к совершению правомерных действий; на четвертых – правовая активизация. Обязательным условием успешного проведения правовоспитательной работы является активность всех субъектов.

Смею предположить, что модель формирования правосознания студентов неюридических специальностей в образовательном процессе О.В. Зандовой успешно апробирована нами в ходе педагогической практики в ГБПОУ "Шадринский политехнический колледж".

Данные мероприятия на базе колледжа проводились впервые, безусловно, в большей степени, актуально для такого учреждения СПО, где вчерашние школьники начинают самостоятельную жизнь, меняется их статус, появляется новый круг общения, ослабляется контроль со стороны родителей. Именно в этот момент профилактическая работа призвана предостеречь подростков от опасных шагов. Мы считаем, предложенные нестандартные уроки поспособствовали повышению уровня правовой грамотности студентов колледжа, становления гражданской позиции, роста интереса учащихся к правовым дисциплинам, мотивации законопослушного поведения, уменьшения уровня правового нигилизма и соответственно повышения общего уровня правосознания.

В традиционной методике правового воспитания подростков в общеобразовательных учреждениях есть свои положительные результаты, но следует сказать, что этого не достаточно и стремительно изменяющееся мировое информационное пространство требует введения новых технологий и методик в образовательный процесс, что мы и постарались учесть.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: