Журнал The Chief, май 2005 года




Текст: Анастасия Иванова

 

Покидая свое рабочее место, бывший сотрудник компании может «прихватить» на память полюбившуюся авторучку с логотипом фирмы, фотографию обожаемого начальника и... ценную информацию, которая составляет коммерческую тайну. В такой ситуации грамотный руководитель должен не только уметь правильно «махать кулаками после драки», но и иметь четкое представление о том, как ее предотвратить.

 

В одно рекрутинговое агентство пришел факс: «Считаем необходимым сообщить Вам следующую информацию: гражданин (ФИО, паспортные данные, сведения о прописке) был трудоустроен в крупную торговую компанию Петербурга на должность начальника отдела логистики. Он обокрал компанию на очень крупную сумму денег. Будьте бдительны при отборе кандидатов!».

Хищение информации, составляющей коммерческую тайну, — дело куда более деликатное, нежели откровенная кража. Бизнес-словарь дает этому противоправному явлению такое определение: «умышленное разглашение коммерческой тайны без согласия ее владельца лицом, которому коммерческая тайна известна в связи с профессиональной или служебной деятельностью, совершенное из корыстных или иных личных побуждений и причинившее крупный ущерб хозяйствующему субъекту».

Всем понятно, что информационные ресурсы организации сегодня имеют столь же важное стратегическое значение, как материальные и финансовые. Допустим, ваш конкурент «случайно» узнал о том, что вы собираетесь выпустить на рынок инновационный товар. Не успеете и глазом моргнуть — а к нему, нехорошему, уже торопятся ваши покупатели. Которые, кстати, уже и не ваши совсем. Кроме того, пренебрегающий этическими нормами участник рынка может использовать добытую нечестным путем ценную информацию для того, чтобы навести порядок в собственной фирме (перенять, так сказать, положительный опыт) или причинить существенный урон вашей. Методы такого вредительства различны: можно всячески мешать сбыту вашей продукции, разрушать годами наработанные деловые связи, срывать переговоры и сделки или, в конце концов, просто распространять опасную для вашей репутации «дезу». Тут уж никак не обойтись без морального ущерба, размеры которого оценить сложно. Известно, что материальные убытки, которые американские бизнесмены ежегодно терпят от промышленного шпионажа, исчисляются десятками миллиардов долларов. В выигрыше оказываются недобросовестные конкуренты и народные «любимцы» — американские адвокаты.

 

Dura lex?

Попытки законодательного регулирования защиты коммерческой тайны предпринимаются и в нашей стране. 29 июля 2004 года подписан Федеральный закон «О коммерческой тайне» (N 98-ФЗ), статья 3 которого гласит, что информацией, ее составляющей, называется «научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны». Этот режим, в свою очередь, подразумевает правовые, организационные, технические и иные меры по охране ее конфиденциальности.

Почему-то вспоминается культовый советский фильм «Самая обаятельная и привлекательная». Точнее, момент, где героиня Ирины Муравьевой ничтоже сумняшеся раскрывает герою Александра Абдулова секрет мягкости ее стирательной резинки. В этом случае технологию отмачивания резинки «Архитектор» в керосине вполне можно считать ноу-хау. А вот коммерческой тайной, пожалуй, нет. Ибо информация находится в свободном доступе и никаких мер по его ограничению девушка не предпринимала. Даже наоборот.

Федеральный закон комментирует генеральный директор ООО «Юридическая Компания «Результат» Елена Логвинова: «Факт появления такого закона сам по себе внушает оптимизм. Однако «туманностей» в нем достаточно. Во-первых, закон имеет очень обобщенный вид и в разделах регулирования возникающих правоотношений часто ссылается на другие отрасли права. А во-вторых, получается, что сотрудники компании должны юридически охранять буквально каждый свой шаг, чтобы предотвратить правонарушение. Ведь иногда понять, что это и была коммерческая тайна, удается только после ее разглашения. Самое слабое место закона, на мой взгляд, — это ответственность работника, возникающая в результате трудовых отношений с работодателем, который чаще всего и является обладателем коммерческой тайны (п. 2 ст. 14). Обычно в таких ситуациях очень сложно найти состав злодеяния, поэтому нарушитель привлекается лишь к дисциплинарной ответственности, что отнюдь не компенсирует материальных потерь пострадавшей стороны».

Весной этого года в юридическую компанию «Перспектива-Сервис», которая занимается защитой интеллектуальной собственности, обратилась фирма-разработчик программного обеспечения, обвинявшая своих бывших сотрудников в передаче недавно созданного программного продукта конкуренту. По их словам, тот теперь тиражирует программу и получает нечестную прибыль. Сумма ущерба оценивалась потерпевшей стороной в 1 миллион долларов, но никаких конкретных подтверждений вины (разоблачающей видеозаписи, фрагмента переписки с «покупателем» коммерческой тайны, чистосердечного признания «информационных несунов») правообладатель не предъявил. То есть невозможно было доказать состав правонарушения, как и предвещал предыдущий респондент. В итоге компания не стала предпринимать попыток привлечь правонарушителей ни к уголовной, ни даже к гражданской ответственности.

Есть еще одна некрасивая история, тоже связанная с новыми технологиями. Сотрудники одной компании перед самым своим увольнением чудесным образом «запомнили» секретный пароль, дающий доступ к некой базе данных, состоящий из внушительного количества знаков. Этот пароль очень пригодился предусмотрительным шпионам, решившим затем пуститься в самостоятельное плавание по волнам IT-бизнеса. И снова потерпевшая фирма не смогла доказать в суде, что урон ей нанесла именно такая «подрывная деятельность».

 

Не в деньгах счастье

Юрист компании «Перспектива-Сервис» Алексей Игнатьев считает, что судебное преследование нарушителей Закона «О коммерческой тайне» вообще целесообразно начинать, только если потенциальная материальная компенсация составляет не менее 20 тысяч долларов. «Размер убытков, вызванных хищением и разглашением коммерческой тайны, определить еще сложнее, чем в случае с другими объектами интеллектуальной собственности, такими как товарные знаки, патенты на изобретения, авторские и смежные права. А зачем защищать ценную информацию, если ее нельзя потом обратить в деньги?»

Затем, чтобы создать прецедент в глазах других сотрудников компании, — ответит грамотный руководитель, берущий прицел на перспективу. Новорожденный закон будет еще долго обкатываться на практике. Скорее всего, потребуется немало времени, чтобы действия обладателей коммерческой тайны дошли до автоматизма: «украл — вычислили — в суд». Не факт, что в результате судебного разбирательства истец непременно получит желанную денежную компенсацию. Но моральное удовлетворение от твердой уверенности в собственной правоте ему гарантировано. Опять же, воспитательный фактор: стоит подать в суд на одного «засланного казачка», чтобы остальным правонарушителям (пусть даже потенциальным) жизнь медом не казалась, чтобы понимали, что от заслуженного возмездия не уйдут. В таком случае отделу по связям с общественностью или отделу персонала стоит проследить за тем, чтобы новость о выигранном деле получила широкую публичную огласку. Причем, желательно без искажений и ошибочных толкований. Полезным может оказаться и такой инструмент внутренних коммуникаций, как, казалось бы, морально устаревшая «газета-молния», вывешенная в местах массового скопления сотрудников.

 

All they need is love

Судебное преследование в рамках действующего законодательства, таким образом, можно отнести как к реактивным (когда уже все случилось), так и к превентивным (чтобы не случилось впредь) мерам. Последние включают в себя целый комплекс административно-технических мероприятий, направленных на сохранение конфиденциальности важной информации. Это, во-первых, многоступенчатая проверка анкеты сотрудника при приеме на работу, которой занимается служба безопасности: не был ли кандидат на должность судим, не зарегистрирована ли на его имя организация, о которой ходят нехорошие слухи. Во-вторых, это составление психологического портрета будущего сотрудника, где поможет беседа с его предыдущим начальством. Если вам прямо скажут, что интересующий вас персонаж — вор (как в факсимильном предупреждении, о котором говорилось в начале статьи), лентяй или просто морально неустойчивый тип, пожалуй, есть над чем призадуматься.

Во многих организациях сотрудники, в силу служебных обязанностей получающие доступ к важной информации, при приеме на работу подписывают «Обязательство о неразглашении коммерческой тайны предприятия», содержащее, в том числе, такие любопытные пункты. «Я, [ФИО], обязуюсь в случае попытки посторонних лиц получить от меня сведения о коммерческой тайне предприятия немедленно сообщить [должностное лицо или подразделение предприятия]». Или «Обязуюсь в случае моего увольнения все носители коммерческой тайны предприятия (рукописи, черновики, чертежи, магнитные ленты, перфокарты, перфоленты, диски, дискеты, распечатки на принтерах, кино-, фотонегативы и позитивы, модели, материалы, изделия и пр.), которые находились в моем распоряжении в связи с выполнением мною служебных обязанностей во время работы на предприятии, передать [должностное лицо или подразделение предприятия]». Каждый «секретный сотрудник» должен так же свято охранять коммерческую тайну тех организаций, с которыми его компания поддерживает деловые отношения.

Руководитель, опасающийся хищения и разглашения «секрета фирмы», может ввести в своей компании и такие драконовские порядки как перлюстрация электронной почты, тщательный обыск работников на проходной, установку в каждом кабинете видеокамер и подслушивающих устройств. То есть дать бедолагам-подчиненным понять, что за каждым их шагом следит Большой Брат. Однако в такой ситуации неизбежны стрессы, межличностные конфликты, истерики и нервные срывы. Тут и до откровенного стукачества недалеко. Заставлять сотрудников работать «за страх, а не за совесть» — далеко не лучшее решение проблемы. Это почти то же самое, что не разрешать подросткам покупать сигареты, вместо того чтобы вести с ними серьезную воспитательную работу, в результате которой они сами сознательно откажутся от порочного зелья.

Директор одного рекрутингового агентства уверен, что профилактика всегда оказывается эффективнее лечения. Допустим, от вас ушел высококвалифицированный специалист, которого в вашей компании недооценили (завалили непосильной работой, задушили нереальными сроками, унизили как личность, ограничили в творческом поиске — нужное подчеркнуть). Тогда не удивляйтесь, если обиженный человек как минимум охотно и в душераздирающих подробностях расскажет обо всем этом своим будущим нанимателям. В том числе, поделится инсайдерской (внутренней) информацией об уровне заработной платы в вашей фирме, о ближайших планах отдела продаж или о тайных проделках финансового отдела. А там, кто знает: возможно, эти сведения будут использованы против вас. Поэтому внимательный руководитель совместно с отделом персонала должен делать все возможное для создания здоровой и доброжелательной атмосферы в коллективе. Любите, цените и уважайте своих подчиненных! Довольный работник, радеющий за родную компанию, никогда не причинит ей зла. И какие бы жесткие меры по защите коммерческой тайны ни предпринимались службой безопасности, все же решающим является пресловутый человеческий фактор.

 

Журнал The Chief, май 2005 года



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: