Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.




Регулирование занятости и государственная политика в этой области

Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ.

Большую роль в обеспечении занятости играет государство.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.

§ программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.

§ программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.

§ программы содействия найму рабочей силы.

§ правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице

Цели государственного регулирования рынка труда:

§ обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;

§ создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

§ активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;

§ пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий.

Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

§ стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;

§ организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;

§ развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;

§ содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;

§ государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения — молодежи, инвалидам;

§ содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;

§ международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;

§ создание рабочих мест в государственном секторе — в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;

§ организация общественных работ.

Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:

§ обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;

§ бесплатное медицинское обслуживание.

4.В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат — обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность — от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.

Порядок признания граждан безработными

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается центром занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления:
- паспорта;
- трудовой книжки;
- документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию;
- справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.
Впервые ищущие работу (ранее не работавшие) предъявляют в центр занятости
паспорт и документ об образовании.
Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным обязательно должен предъявить индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную лечебным учреждением и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
При невозможности предоставления центром занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Подходящая работа

Подходящая работа – работа (в том числе работа временного характера), которая соответствует профессии гражданина, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Транспортная доступность подходящей работы от места жительства безработного определяется центром занятости с учетом развития сети общественного транспорта в городе, поселке.
Подходящей не является та работа, которая связана с переменой места жительства, не соответствует правилам и нормам по охране труда. Подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в области.
Временные или общественные работы, имеющие социально-полезную направленность, не требующие предварительной подготовки, являются подходящими для граждан:
- впервые ищущих работу и при этом не имеющих профессии;
- уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
- прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность;
- более одного года не работавших по трудовому договору;
- направленных центром занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
- отказавшихся пройти профессиональную подготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
- состоящих на учете в центре занятости более 18 месяцев, а также более трёх лет не работавших;
- обратившихся в центр занятости после окончания сезонных работ.

Безработными не могут быть признаны:

- граждане, не достигшие 16-летнего возраста;
- граждане, имеющие трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
- граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы;
- граждане, не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в центр занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный центром занятости для регистрации их в качестве безработных;
- граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
- граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
- занятые граждане (работающие по трудовому договору; по гражданско-правовому договору; члены производственных кооперативов; индивидуальные предприниматели; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; проходящие военную или альтернативную гражданскую службу; проходящие очное обучение в образовательных учреждениях; учредители коммерческих организаций).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: