I этап – осознание цели, задач и ориентировка в условиях методической деятельности.




Первое требование к уроку – необходимость органичного слияния трех решаемых задач в триединую.

Второе требование – атмосфера урока: доброта, уважение, взаимопонимание, общая заинтересованность, коллективный поиск, взаимное удовлетворение от «познавательных побед».

Сотрудничество как способ формирования умения учиться. Должно быть реализовано на уроке не только учебное сотрудничество, но и все его другие виды. И в первую очередь непосредственно – эмоциональное.

Третье требование – умение учителя проявить свою теоретическую ( лингвистическую, математическую ) подготовку. Урок должен быть грамотным и по трактовке понятий, и по отбору дидактического материала. Нарушения этого требования нередки (какая буква смягчает согласный звук в слове Нина?).

Четвертое требование – урок должен быть относительно законченным, целостным «педагогическим произведением».

Обдумывая урок, прежде всего определить его «ядро», ту главную цель, которая должна быть достигнута, затем наметить этапы движения к этой цели и только с позиции принятых решений искать способы и средства обучения для каждого из звеньев работы – от постановки учебной задачи и действий по ее решению до применения детьми нового знания или умения в различных ситуациях.

Многие учителя руководствуются только формальными требованиями типа: начинать урок с проверки домашнего задания (с каллиграфической и словарной работы), использовать ТАСО, средства наглядности. Соблюдение этих установок без их обоснования внутренней логикой учебных действий, как убеждает практика, ни в коей мере не гарантирует эффективности урока.

Соответствует ли учебный материал теме и цели урока?

Достигнута ли цель урока? По чему можно судить об этом?

Внутренняя готовность учащихся к усвоению учебного материала.

Мастерство учителя.

 

Этапы подготовки и проведения урока

 

I этап – осознание цели, задач и ориентировка в условиях методической деятельности.

1) Ориентировка в предметном содержании урока, т.е. в самом материале.

- Что именно предстоит изучать? Зачем? Какова роль этого явления (в языке, речи и т.д.)?

- Что я сам об этом явлении знаю? Какими признаками оно характеризуется, как они выявляются?

- С какими другими понятиями связано изучаемое: с какими стоит в одном ряду, на какие опирается, для каких служит базой? Почему это понятие вводится именно в данный момент обучения?

2) Ориентировка в конкретных условиях обучения.

- Что учащиеся об этом понятии знают, что узнают в будущем? Что должны узнать, отработать на данном уроке, в какой степени, до какого уровня?

- Какие признаки понятия должны быть в центре внимания?

- На какие смежные знания и умения в ходе работы следует опереться?

- Какие учебные действия необходимы для освоения материала?

- Какие конкретные трудности должны быть преодолены? Каковы возможные ошибки учащихся, еще не овладевших всеми признаками понятия?

- Какая другая работа может быть органично связана с освоением данного понятия, умения? Почему?

3) Ориентировка в методическом арсенале способов и средств обучения.

- Какие способы организации учебной работы, виды заданий, средства обучения, отвечающие общему замыслу, урока я знаю?

- Как предлагает работать учебник? Какова цель каждого из заданий, логика их расположения?

- Какие способы работы, какой конкретный материал подсказывают другие средства методической помощи?

- Как, по каким критериям оценить, освоили ли ученики понятие, способ действия?

II этап – составление плана урока.

1. Какова цель урока, т.е. каким должен быть конечный результат? (Какое понятие ввести, какие его признаки помочь учащимся осознать, какие действия они должны освоить или закрепить?)

2. Как прийти к достижению цели урока, через решение каких промежуточных задач?

3. Какие дополнительные задачи обучения следует реализовать на этом уроке? На каких его этапах? Почему?

4. Как организовать урок?

1) Как поставить перед детьми учебную задачу, чтобы включить их в активную деятельность: а) что нужно сделать, чтобы учащиеся обнаружили, что какого-то знания или умения им недостает; б) как сделать, чтобы это знание или умение оказалось им «нужным», чтобы возникло желание узнать, научиться, преодолеть «барьер»?

2) Как обеспечить усвоение на уроке необходимой информации? (можно ли организовать, чтобы дети сами «открыли» нужный признак, закон способ действия; если да, то как этого добиться; если нет, то как поступить: отослать ли школьников к учебнику, сообщить все в готовом виде или, сообщив часть информации, организовать совместный поиск окончательного ответа?)

3) Как добиться освоения детьми необходимых действий и в целом осознанное владение материалом? (Как использовать способы и средства обучения, в какой последовательности, какой дидактический материал и.т.д.?)

III этап – реализация на практике намеченного плана – проведение урока.

Умения учителя:

- умение организовывать деятельность учащихся на каждом этапе урока;

- умение общаться с учащимися, обеспечивая желаемую атмосферу урока;

- умение контролировать ход работы, т.е. сопоставлять замысел с его реализацией.

IV этап –итоговая самооценка урока, которая предполагает:

а) решение вопроса о том, удалось ли осуществить намеченную программу;

б) анализ конкретных результатов обучения, выявление достижений, удач, недостатков, просчетов;

в) внесение необходимых уточнений, изменений в план дальнейшей работы по теме.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: