Инновационный продукт. Классификация инноваций




 

Результатом инновационной деятельности организаций является инновационные продукты, которые могут использоваться для целей самой организации или выступать предметом обмена на рынке. Инновация может рассматриваться как:

1) результат творческого процесса в виде новой продукции, технологии, методов и т.д.;

2) процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих.

Любая инновация в современном понимании характеризуется следующими основными моментами. Во-первых, в качестве инновации понимается объект - новая потребительская стоимость, основанная на достижениях науки и техники. Во-вторых, акцент делается на утилитарной стороне нововведения - способности удовлетворить общественные потребности с большим «полезным эффектом». В данном случае важнейшим признаком инновации выступает не техническая новизна, а новизна его потребительских свойств. Инновация является синонимом слова нововведение и может использоваться наряду с ним.
В-третьих, любая инновация является результатом умственной деятельности человека, и в ней велика доля интеллектуальной составляющей. При этом проблемой является коммерческая оценка значимости интеллектуальной собственности, как и в целом ряде случаев ее защита от недобросовестного использования.

Следует отличать инновации от изобретений, которые являются результатом умственной и творческой деятельности, но при этом могут остаться нереализованными. «Изобретение» становится «нововведением», если получает успех на рынке. Инновации должны приносить эффект - коммерческий или некоммерческий. С этой точки зрения инновацию можно рассматриваться как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание.

Инновация - это изменения в продукте, технологии, управленческих и социально-экономических процессах, осуществляемых организацией или отдельной личностью с целью получения определённых выгод.

Понятие «инновации» было введено в экономическую теорию австрийским экономистом Й. Шумпетером в первой половине ХХ века и рассматривалось как эффективное средство преодоления кризисов. В своей работе 1911 года «Теория экономического роста» ученый впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии и дал полное описание инновационного процесса. Сам термин «инновация» Й. Шумпетер стал использовать в 30-е годы ХХ века.

Инновация как термин на русском языке представляет собой буквальное прочтение английского слова innovations или немецкого – Innovaationen, перевод которого на русский язык обычно даётся как нововведение. В частности, В. Даль в «Толковом словаре» определял нововведения как введение новизны. В настоящее время понятие «инновация» широко используются как в зарубежной, так и в отечественной научной и учебной литературе, и существует несколько подходов к определению этого понятия.

Классическим является определение, предложенное Й. Шумпетером, который трактует инновацию как проведение новых комбинаций в следующих случаях:

- введение нового товара, т.е. либо товара, не знакомого потребителям, либо нового вида товара;

- внедрение нового метода производства продукции, то есть метода, который ещё практически не использовался в данной отрасли промышленности;

- открытие нового рынка, на котором данная отрасль промышленности данной страны не была представлена, при этом не важно, существовал ли рынок ранее или нет;

- завоевание нового источника сырья или полуфабрикатов, также без учёта более раннего существования этого источника;

- внедрение новой организационной структуры в какой-либо отрасли промышленности, например, создание монополистической ситуации или наоборот – её ликвидация.

В этом определении подчеркивается технический, экономический и организационный характер инновации. По мнению Й. Шумпетера, предметом инновации могут быть: продукт, производственный процесс, а также организация, при условии, что они являются новыми и внедрены.

Термин «инновация» нередко трактуется только с технической точки зрения. Такой узкий подход идентифицирует инновацию в промышленном производстве с новой техникой, технологией и изделиями. Так, например, Ф. Никсон, считает инновацию совокупностью технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования.

Более широкое определение предлагает И.П. Завлин. По его мнению, инновация – это использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и в других сферах деятельности. Автор подчеркивает, что инновационная деятельность может затрагивать все сферы деятельности человека.

По мнению многих авторов, целью инновационной деятельности является получение экономического эффекта. Так, А.Б. Титов трактует понятие «инновация» как процесс, в ходе которого научная идея доводится до стадии практического использования и начинает давать экономический эффект.

В свою очередь необходимо определить различия между понятиями «новация» и «инновация». Новация – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ какой-либо сферы деятельности по повышению её эффективности. Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического или другого вида эффекта.

По источнику появления инновации можно разделить на притягиваемые спросом (т.е. непосредственно удовлетворяющие наблюдаемые потребности) и инновации, проталкиваемые технологическим прогрессом (т.е. являющиеся результатом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Проталкиваемые технологическим прогрессом инновации нередко удовлетворяют не выраженные явно потребности потенциальных потребителей. В этом случае перед компанией для успешной реализации инновации встаёт задача создания рыночного спроса. Таким образом, инновации, не зависимо от того чем они инициированы должны иметь рыночную ориентацию.

Рыночную ориентацию инноваций отражают определения, предложенные Ж.Ж. Ламбеном, С.В. Васильевым и др. авторами. Авторы сходятся во мнении, что «инновация – это товар, услуга, концепция, технология, представляющие собой новое решение проблемы потребителя, более эффективное по сравнению с существующими решениями конкурентов».

 

 

Инновационные товары являются наиболее распространённым видом инноваций, на долю которых приходится значительный объём сбыта и прибыли. Инновационный товар – это товар, представляющий новое решение проблемы потребителя, более эффективное по сравнению с существующими решениями конкурентов.

В мировой экономической литературе авторы часто отождествляют понятия инновационный товар и новый товар, однако, между ними существует различия. Так, Ф.

Котлер даёт следующее определение новому товару – это товар, услуга или идея, воспринимаемые потенциальным покупателем как нечто новое. Новый товар не обязательно совершенно новое явление на рынке; каждый товар может стать новинкой

для покупателя, который раньше о нём не знал. Таким образом, очевидно, что не каждый новый товар может являться инновационным.

Охарактеризовать инновационный товар с разных позиций, по ряду признаков значит получить о нём данные, которые могут помочь приблизиться к потенциальной оценке его рыночных перспектив. Анализ литературы, посвященной проблемам инноваций, показывает наличие множества признаков классификаций нововведений, которые в разной степени могут быть отнесены и к инновационным товарам. На рисунке представлена комплексная классификация инновационных товаров.

Существует достаточное количество определений инноваций, но все их можно обобщить по группам в зависимости от того, какой из следующих точек зрения придерживаются авторы:
1) объективный (в отечественной литературе в данном случае в качестве определенного термина часто выступает слово «нововведение») в качестве инновации выступает объект-результат НТП: новая техника, технологии - крупные изобретения, которые становятся основой формирования новых поколений и направлений техники; улучшающие -мелкие и средние изобретения, характерные для стабильного развития научно- технического цикла; псевдоинновации - направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий
2) объективно-утилитарный: инновация - новая потребительская стоимость, основанная на достижении науки и техники; акцент делается на способности удовлетворить общественные потребности с большим полезным эффектом;
3) процессный: инновация как комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерцию новых потребительских ценностей-товаров, техники, технологии, организационных форм;
4) процессно-утилитарный: инновации - процесс создания, распространения и использования нового практического средства с целью большего удовлетворения общественной потребности;
5) процессно-финансовый: инновации как процесс инвестиций в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии и научные исследования.

Инновационный продукт, права на который предлагаются на рынке, имеет общие признаки потребительской стоимости, характерные для традиционных товаров. Но он отличается от предшествующей и существующей группы товаров определенным уровнем новизны, что позволяет его пользователю получать дополнительную прибыль. Устаревшие технологии и товары на одном рынке могут переходить на другие рынки и оставаться там до определенного времени достаточно новыми.
Новизна - это совокупность свойств, характеризующих радикальность изменения объекта и дающих ему право называться новым.

Выделяют определённые уровни новизны:

- на уровне предприятия;

- на уровне определенного рынка;

- на мировом рынке.

Новый товар (продукт или услуга), который предлагается на рынок, может быть новым для потребителя и/или производителя.

С точки зрения производителя, инновация обладает определённым уровнем новизны и отражается на готовности изготовителя к выпуску новой продукции. Она может быть выражена в снижении издержек, использовании новых материалов, средств производства, методов организации производства и сбыта. В качестве критериев эффективности могут выступать рост прибыли, лидерство на рынке, увеличение масштабов продаж.

С точки зрения потребителя, уровень новизны и эффект от использования инновации определяется как возможность удовлетворить новую потребность или удовлетворить по-новому традиционную потребность. Для потребителя товар может не нести новых технических решений, но при этом являться новым. Новизна проявляется в готовности потребителя к использованию новой продукции и может быть выражена в удовлетворении новой потребности, либо в новом способе удовлетворения существующей потребности.

Уровень новизны товаров напрямую связан со степенью риска и важностью управленческих проблем, решаемых в ходе инновационных процессов, связанных с ним (рис.1.4)

Рис. 1.4. Уровни новизны продуктов

В американской практике новизну товара определяют с учетом его жизненного цикла на рынке. Максимум продаж на рынке является показателем предела новизны товара, после чего он становится «традиционным», «устаревшим», «серийным».

В зависимости от уровня новизны продукты и технологии могут не только удовлетворять существующие потребности, но и формировать новые потребности. Модификации существующих продуктов, товары-имитаторы, в некоторых классификациях (Т. Робертсона) определяются как непрерывные новшества. Они оказывают наименее разрушительное влияние на сложившиеся схемы поведения. Большинство новых товаров имеют непрерывный характер.

Наибольшую прибыль обычно приносят модификации или варианты уже существующих продуктов, поскольку они не требуют существенных усилий на разъяснения полезных свойств, и потребителям гораздо легче воспринять подобное новшество.

Выделяют также динамически непрерывные инновации - это создание нового товара или вариации уже существующего, который, однако, обычно не изменяет устоявшиеся схемы поведения потребителей при покупке и использовании товара.

Прерывные инновации - это абсолютно новые товары, которые в корне меняют («прерывают») модели поведения покупателей. Данные (фундаментальные) инновации определяются как базисные технологии (по Меншу) влекут за собой появление новых отраслей, формирование новых поколений и направлений техники. Американский исследователь Менш выявил, что наиболее крупные инновации, имеющие большое влияние на общество, происходят в фазе депрессии экономики. Это подтверждает появление крупных инноваций в период 1935-1945 гг., и позже в 1970-е гг. Условия выживания и система потребностей в данный период подвергаются большим изменениям, при этом многие прежние технические решения оказываются недейственными, что заставляет искать новые идеи. В фазе депрессии внедрение базисных инноваций оказывается единственной возможностью прибыльного инвестирования, и, в конце концов, «нововведения преодолевают депрессию».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: