Формирование и распространение инноваций. Предпосылки создания инновационного рынка




ТЕМА 2. ИННОВАЦИОННЫЙ РЫНОК

Инновации всех уровней могут выступать предметом как коммерческого, так и некоммерческого обмена. В коммерческом обмене используются лицензии, патенты, контрактные НИОКР. В некоммерческом обмене реализуются знания научно-технического, информационного, рекламно-технического характера; сведения, материалы и публикации общедоступного характера; научные открытия, которые не могут быть переданы в частную собственность. Обмен опытом, совместные исследования, обучение и социальные контакты являются некоммерческими способами передачи инноваций.

Качественное маркетинговое исследование рынка инноваций позволяет в будущем осуществлять эффективную инновационную деятельность, соответствующую требованиям и потребностям рынка. Прежде чем начать разработку нового продукта, организации необходимо определить, кто является целевой аудиторией инновационного продукта, и какие потребности потребителей он будет удовлетворять. Такой подход способствует правильному продвижению и позиционированию нового продукта (услуги, технологии) на рынке.

 

 

Рис. 2. 1Применение маркетингового подхода к инновационному процессу

 

 

В данном случае маркетинговые исследования являются актуальными на всех этапах инновационного процесса, начиная с формирования инновационной идеи и заканчивая этапом реализации и распространения инновации. Но на этом маркетинговая деятельность не заканчивается: целесообразно проводить маркетинговые исследования по результатам реализации и распространения инновации, чтобы определить новые направления для разработки следующих инновационных идей. Предприятие по результатам маркетингового исследования получает представление потребителей об инновационном продукте, оценивает различные варианты, устраняет наименее привлекательные, разрабатывает опытные образцы продукции, испытывает их и внедряет на рынке. Таким образом, формируется перманентное инновационное развитие деятельности предприятия, обеспечивающее продление жизненного цикла предприятия на основе использования своевременной и достоверной информации о запросах потребителей по результатам маркетинговых исследований.

Технический (инженерный) подход предполагает организацию производства для реализации инновационной идеи на основе технических расчетов и проектирования (т. е. нормативно), а затем предусматривает проведение мероприятий по поиску потенциальных потребителей инновационного продукта, т. е. маркетинг в данном случае осуществляется после завершения разработки инновационного продукта. Данная ситуация схематично представлена на рис.2.2.

Рис. 2.2. Применение технического (инженерного) подхода к инновационному процессу

 

Переход от технического к маркетинговому подходу продиктован современной ситуацией на рынке, когда потребители предъявляют все большие требования к инновационным продуктам (многофункциональность, долговечность, эксклюзивность, экономичность и т. п.).

Как свидетельствуют результаты ряда исследований, в среднем на 100 успешно реализованных нововведений около 75 появляются в ответ на нужды потребителей, и только 25 появляются как результат внедрения новых идей, возникающих в ходе проведения НИОКР.

Применение маркетингового и технического подхода в инновационной деятельности современных предприятий во многом определяется источником и характером возникновения инновационных продуктов. Общеизвестно, что инновации могут исходить от двух совершенно разных по своей природе источников: с одной стороны, инновации могут формироваться рынком, когда создание и реализация одной инновации приводит к цепной реакции появления новых потребностей, требующих удовлетворения на основе имитации и совершенствования существующих инноваций; с другой стороны, инновации могут исходить от самих предприятий, которые на основе фундаментальных и прикладных исследований открывают или разрабатывают новый товар, новую технологию, новую услугу или новую организационную систему, способные более успешно удовлетворять существующие или латентные потребности. В первом случае инновации называют притягиваемыми рынком, когда идея нового товара рождается в результате маркетингового исследования, определившего неудовлетворенные или вновь сформированные потребности. Во втором случае инновации называются проталкиваемыми предприятием, когда компания на основе определения потенциально прибыльного рыночного сегмента старается максимально выгодно реализовать инновацию потребителям, сформировать новые потребительские предпочтения, используя агрессивный маркетинг. На рис.2.3. представлена концепция инновационного маркетинга, объединяющая два подхода к созданию и распространению инноваций.

Рис.2.3. Концепция инновационного маркетинга, объединяющая два подхода к созданию и распространению инноваций

 

Два противоположных подхода на причины появления инноваций выражены в теориях технологического детерминизма и технологического дарвинизма.

Согласно теории технологического детерминизма любая инновация в области общественного устройства обусловлена сменой технологии. Она основывается на том, что существует жесткая связь между изобретениями и крупными переменами в общественной, политической и экономической системах. При этом она абсолютизирует роль научно-технического прогресса в развитии общества, рассматривая его как самодовлеющий фактор, действующий во многом независимо от других социальных обстоятельств и определяющий развитие общества. Смена технологий происходит в результате технологических революций.

С точки зрения технологического дарвинизма (эволюционной теории), изменения в обществе требуют радикальной смены технологии, имеющую большую ценность для выживания, чем существующие. Изобретения возникают в большом количестве беспорядочно, и значительная часть их никогда не используется. Многие изобретения остаются невостребованными до созревания условий, при которых эти изобретения становятся ценными для выживания. Таким образом, остаются только те изобретения, которые предоставляют преимущество для развития тех, кто их использует, на которые существует потребность. Технологические изменения являются результатом проведения НИОКР хозяйствующими субъектами при их стремлении максимизировать свою прибыль на достаточно большом отрезке времени.

В теории инноватики процесс создания и распространения новшеств - инновационный процесс, - включает 2 основные фазы: (а) создание новшества и его распространение; (б) диффузия. Первая фаза включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. Вторая фаза предполагает общественно-полезный эффект от инновации, который перераспределяется между производителями и потребителями.

Диффузия нововведения представляет собой процесс распространения нововведения, тиражирования, многократного повторения на других объектах. Форма и скорость этого процесса зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способности к практической утилизации этой информации.

В зависимости от степени распространения выделяют три типа инновационного процесса:

1) простой внутриорганизационный (натуральный) - предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации;

2) простой межорганизационный (товарный) - инновация выступает предметом купли-продажи; разделяются функции создателя новшества и его покупателя;
3) расширенный - связан с появлением новых производителей инноваций, с нарушением монополии производителя - пионера, что способствует через конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.
Если в первом случае организация является сама производителем и потребителем инноваций, то во втором и третьем случае инновация выступает предметом обмена на инновационном рынке. Рынок инноваций получил развитие в 1970-х годах, что стало результатом возросшего количества новинок с одной стороны и увеличения потребности в новых продуктах с другой. Современный инновационный рынок определяется как механизм, осуществляющий отбор инноваций, и обеспечивающий эффективное взаимодействие между субъектами в процессе создания и распространения инноваций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: