Жанры обиходные, приуроченные




КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

В КУРСЕ «ИСТОРИЯ МУЗЫКИ (отечественной)»

Историзм

Ведущая категория мышления русских композиторов-классиков второй половины ХIХ века. Проявляется в концептуальном характере замыслов музыкальных произведений, чаще оперных, где воплощаются «вечные» для истории России вопросы и проблемы. Проявляется в художественной реконструкции переломных для истории России эпох. Показательным является эффект авторского присутствия: через воодушевленный страстный эмоциональный уровень музыкального повествования, путем авторской оценки происходящего и с точки зрения государственности, и с точки зрения психологии народных масс и отдельных исторических личностей.

Народность

Ключевая категория музыкального искусства второй половины Х1Х века. Была выдвинута эстетикой Н.Г. Чернышевского, где понятия «народное» и «прекрасное» практически отождествлялись. В музыкальном искусстве народность была провозглашена М.И. Глинкой в его гениальной фразе «создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем».

В музыкальном языке народность выражается в сознательном приближении стиля произведений русских композиторов к стилю русской, преимущественно, протяжной песни, включая ее и формообразующие закономерности, например, варьирование. В образном плане характеризуется глубочайшим проникновением в суть народного характера.

Фольклор

Фолькло́р (от англ. folk-lore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, былины, сказания, анекдоты, сказки, эпос и др.), народная музыка (песни, танцы, плачи, частушки, инструментальные наигрыши и др.), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), народный танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное творчество. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от современного искусства и художественной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне). Фольклор был неотделим от быта, жизненного уклада.

Фольклоризм

Фольклоризм — термин, предложенный франц. фольклористом 19 в. П. Себийо для обозначения увлечений и занятий фольклором. В советской фольклористике с 30-х годов ХХ в. (М.К. Азадовский и др.) обозначал использование фольклора в художественном творчестве, публицистике и т.д. Особенно широкое распространение и международное признание термин получил в России с сер. 60-х годов ХХ в., преимущественно использовался для обозначения «вторичных», «неаутентичных» фольклорных явлений (воспроизведение фольклора на сцене, на фестивалях, в художественной самодеятельности и т.п.). Многие зарубежные ученые связывают с понятием фольклоризма лишь отрицательные явления «массовой культуры», характерные, в частности, для «индустрии туризма» (Г. Мозер и др.). В российской науке устанавливается дифференцированный подход к фольклоризму. Так, сложилось понимание, что фольклоризм — социально обусловленный, исторически развивающийся процесс освоения и трансформации фольклора в общественном быту, культуре и профессиональном искусстве.

До недавнего времени фольклоризм в искусстве рассматривался лишь на уровне интереса автора (писателя, композитора, хореографа) к народному поэтическому творчеству, на уровне способов усвоения и использования им фольклорного материала. При этом прежде всего отмечались два способа использования фольклора: цитирование и стилизация. Уже более полувека разработка проблемы взаимоотношения искусства и фольклора поднялась на качественно новую ступень. Если раньше исследователи уделяли основное внимание установлению источников, выявлению фольклорных элементов в художественных произведениях, то теперь акцент делается на «установлении» самого типа фольклоризма, т.е. характера связей, логики отношений между произведением искусства и фольклором на разных общественно-исторических и идейно-эстетических уровнях.

Проблема оказалась не такой простой. Выяснилось, что ученые фольклористы и искусствоведы, литературоведы по-разному понимают фольклоризм. Во-первых, даются разные определения понятию «фольклоризм». Для одних - это «сознательное обращение автора произведений искусства к фольклору» (У.Б. Долгат), для других - это «взаимодействие двух совершенно разных художественных систем» - профессионального искусства и фольклора (Д.Н. Медриш). Для третьих - это «возрождение в современной культуре образов и приемов фольклора, когда последний воспринимается уже как утрачиваемая художественная ценность». Согласно этой точке зрения, чем меньше фольклора будет в живом бытовании, тем большее значение обретет фольклоризм - любые модификации, переделки народно-поэтической системы, приспособление ее к условиям, другой художественной системы современной музыкальной культуры, театра, литературы» (В.Е. Гусев, B.C. Цукерман).

Песенность

Ведущее качество произведений композиторов русской музыкальной классической школы. Предстает в мелодиях, передающих распевную вокальную интонацию, широко и длительно развертывающего, с большого дыхания, соединяющих красоту ритмического рисунка с яркой и напряженной экспрессией. В значительной степени определяет и фактуру произведений, насыщенную самостоятельными голосами. В драматургии крупных музыкальных произведений - это воспроизведение малых куплетно-вариационных форм.

Монодия

Монодия - древнейший вид одноголосья. Монодийной была музыка Древней Греции, Древнего Рима, песни европейских менестрелей — трубадуров, труверов и миннезингеров, древнейшие традиции богослужебного пения в христианской церкви: григорианский хорал, византийские и древнерусские распевы, средневековые паралитургические песни — итальянские лауды, испанские и португальские кантиги, одноголосные кондукты, все региональные формы восточного макамата (азербайджанский мугам, персидский дестгях, арабский макам и т.д.).

Не следует путать монодию с одноголосно изложенной развитой интонационно и ритмически мелодической линией, так как это две абсолютно разные фактуры. Как правило, немонодийные мелодии подразумевают гармонизацию и могут содержать элементы скрытой полифонии. Монодия же появилась задолго до рождения полифонии.

Подголосочный склад

Склад (нем. Satz, Schreibweise; англ. setting, constitution; франц. conformation) — понятие, определяющее специфику развёртывания голосов (голоса), логику их горизонтальной, а в многоголосии также вертикальной организации. Подголосочный склад – явление, характерное для народной музыки. Особый вид многоголосия, при котором кроме основного (ведущего) голоса существует еще один или несколько подчиненных (подголоски). Подголосочная полифония – организация голосов, при которой вместе с основной мелодией звучат её подголоски, то есть несколько отличающиеся варианты (отчасти это совпадает с понятием гетерофония). Характерна для русской народной песни.

Жанры обиходные, приуроченные

Обиходный (обиходно-бытовой) жанр, то есть относящийся к повседневному, обычному употреблению. В церковной музыке используются обиходные звукоряды. Обихо́дный звукоря́д — звукоряд, лежащий в основе древнерусской церковной монодии, знаменного распева. Обиходный звукоряд состоит из четырёх трихордов (так называемых «согласий», имеют названия "простое", "мрачное", "светлое" и "тресветлое") одинаковой целотоновой структуры, отделённых друг от друга полутоном.

Приуроченные жанры представлены в народном творчестве, так как фольклорный жанр — это исторически сложившаяся взаимосвязь фольклорного произведения с его жизненным назначением (функцией). Фольклорное произведение сочетает в себе как прикладную, утилитарную, так и эстетическую функции. Соотношение этих функций в произведении может быть различным. Одни песенные и инструментальные жанры в большей мере проявляют прикладной характер — это содействующие трудовому процессу припевки, колыбельные для укачивания ребенка, пастушьи наигрыши для выпаса скота и пр. Другие жанры, напротив — ярко выказывают эстетическое начало: это эпическая традиция, лирическая песня и пр. Однако в огромном массиве обрядового песенного фольклора восточных славян провести четко границу между ними невозможно — прикладная и эстетическая стороны между собой тесно связаны. Основным критерием при определении жанра той или иной песни выступает ее функциональное назначение в общинной жизни. Традиционные народные песни могут быть обязательной составляющей какого-либо действия или обряда, т.е. быть приуроченными, а могут исполняться независимо от перечисленных обстоятельств — в любое время, по желанию исполнителей, то есть быть неприуроченными. Таким образом, принято различать две основные группы песенных и инструментальных жанров, приуроченные и ненриуроченные песни и инструментальные наигрыши.

Приуроченные:

• обрядовые (к ритуалам календарного и семейного цикла — заклички, жнивные, свадебные песни и пр.);

• по видам деятельности (общение с ребенком — колыбельные, пестушки и т. п.; работа артелью — трудовые припевки бурлаков, плотогонов и т. п.; сбор ягод, картофеля — ягодные, картофельные песни и пр.);

• сезонные (к определенному сезону — весенние, летние).

Дальнейшее определение жанра песни или инструментального наигрыша идет по степени уточнения конкретных условий его исполнения. Среди приуроченных песен различают календарные (а среди них — святковские, масленичные, веснянки, духовские или купальские, жнивные и пр. жанры, обозначающие в каком именно обряде эти песни звучат), семейпо-бытовые (крестьбинские, свадебные песни, похоронные и свадебные плачи, причитания и др.). К неприуроченным жанрам относятся большая часть песен эпической традиции, плясовые, лирические песни и инструментальные наигрыши, сопровождающие любые застолья и массовые увеселения. К этому же классу принадлежат частушки и основная часть детского репертуара. Подразделение на конкретные жанры эпической песенной традиции зависит от образно-поэтического содержания песен. Жанры, не приуроченные к чему-либо:

• обрядовые песни (святочные, масленичные, троицкие, купальские, жнивные и т.д.);

• семейно-обрядовые песни (крестьбинские, пестушки, потешки, колыбельные; свадебные);

•трудовые припевки •плачи (свадебные, похоронные, рекрутские);

• духовные стихи (в Великий пост; в похоронно-поминальной обрядности);

• хороводы и игры;

• лирическая песня;

•инструментальные наигрыши;

• эпические песни (былины, исторические песни, баллады, духовные стихи);

•плясовая песня;

• частушка;

• детский репертуар (загадки, сказки с песнями, скороговорки, игры, дразнилки);

• хороводы и игры;

• лирическая песня;

•инструментальные наигрыши.

В эпической традиции различают духовные стихи (религиозная тематика), былины (сюжеты о героях народного эпоса — богатырях и других мифологических персонажах), исторические песни (сюжеты, основанные на реальных исторических событиях).

Жанры, которые, будучи неприуроченными, часто относятся к традиционным лирическим песням, которые так и называют — приуроченная лирика. Кроме того, в этот класс жанров входит часть хороводов и игровых песен, духовные стихи (их могут исполнять как в поминальной обрядности или во время Великого поста, так и на посиделках в ряду прочих эпических жанров), некоторые инструментальные наигрыши. Сами исполнители очень четко разделяют песни, исполнение которых в обряде носит обязательный характер, и песни, которые вообше-то поются «абы когда», но и в данном обрядовом контексте их можно использовать.

Духовная музыка

Вокальные или вокально-инструментальные произведения на канонические тексты (на латыни или на церковно-славянском языке) религиозного характера, исполняемые во время церковной службы.

Православная музыка

Православная музыка - словосочетание, обычно обозначающее музыку, связанную с богослужением византийского обряда в Православной Церкви или с православным богослужением Древней Руси. Имеются в виду различные виды как православного богослужебного, так и не богослужебного пения. Делится на несколько видов:

древняя — распевы, возникшие во времена Византии (византийский распев у греков и другие богослужебные распевы у прочих православных народов, входивших в её состав или находившихся под её религиозно-культурным влиянием), на Кавказе (например — грузинский распев и проч.), на Западе (до Великой схизмы), а также в Древней Руси: знаменный, столповой, путевой, большой и др. распевы;

партесная (многоголосная) — зародилась в XVII веке на Украине и Белоруссии под влиянием католической партесной музыки, затем с XVIII века стала распространяться и в России. Богослужебную партесную музыку писали многие композиторы, например — Н. П. Дилецкий, А. Л. Ведель, Д. С. Бортнянский, М. С. Березовский, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов (знаменита его «Всенощная»), А. А. Архангельский, П. Г. Чесноков и др.;

духовные стихи, канты, колядки и т. п. (песни на духовные темы), являющиеся не богослужебным видом православного пения.

Распев

Распев (старинное — роспев), самостоятельная система монодии, характеризующаяся определённым фондом мотивов-попевок и закономерностями их организации в мелодиях.

Зна́менное пение (зна́менный распев) — основной вид древнерусского богослужебного пения. Название происходит от невменных знаков — знамён (др.-рус. «знамя», то есть знак), использовавшихся для его записи. Известны различные типы знаменного распева и соответствующие им типы знамён — кондакарный, столповой, демественный, путевой.

Модальность

Модальность (от лат. Modus — мера; этимологически modus, возможно, перевод др.-греч. Τρόπος — способ, образ, манера; нем. Modalität, англ. modality) в музыке — принцип лада, центральной категорией которого является звукоряд.

Под модальными ладами чаще всего подразумевают октавные «старинные лады» греков (ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский и локрийский) и/или церковные тоны богослужебной монодии католиков. Словосочетание «модальная гармония» относят к многоголосной модальной музыке. В отношении любой модальной музыки ранее было принято говорить, что она написана «в ладах» (подразумевается — в старинных ладах), в советском музыкознании — «в ладах народной музыки», также называвшихся «натуральными».

Колокольный звон

Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов. Он бывает нескольких видов:

1. Трезвон — это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, т. е. звон во все колокола трижды или звон в три приема. Трезвон выражает торжество.

2. Двузвон — это звон во все колокола дважды, в два приема.

3. Перезвон — это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так повторяют много раз.

4. Перебор — это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и заканчивая самым большим, а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз.

Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: благовест и собственно звон.

Благовестом называются мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения. Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. Если колокол очень большого или огромного размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары.

Благовест, в свою очередь, бывает двух видов:

1. Обыкновенный или частый – производится самым большим колоколом;

2. постный или редкий – производится меньшим по величине колоколом, в седмичные дни Великого Поста.

Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не больше двух или трех. Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие колокола: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный или будничный; 5) пятый или малый колокол.

Эпос

Эпос (греч. éżpos — слово, повествование, рассказ). Эпос - это понятие, которое определяет и литературный жанр (синоним - былина), и один из трех литературных родов (эпос, лирика и драма). Отличие родов литературы и жанров в том, что роды объединяют в себе разные жанры, понятие "род" гораздо шире понятия "жанр". Поэтому имеется два ответа на вопрос о том, что такое эпос.

Эпос - род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как сказка, предание; разновидности героического эпоса - эпопея, эпическая поэма, повесть, рассказ, новелла, роман, очерк. Эпосу, как и драме, свойственно воспроизведение действия, развёртывающегося в пространстве и времени, — хода событий в жизни персонажей. Специфическая же черта Эпоса — в организующей роли повествования. Носитель речи (сам автор или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда — к рассуждениям. Повествовательный пласт речи эпического произведения непринуждённо взаимодействует с диалогами и монологами персонажей. Эпическое повествование то становится самодовлеющим, на время отстраняя высказывания персонажей, то проникается их духом в несобственно прямой речи; то обрамляет реплики героев, то, напротив, сводится к минимуму или временно исчезает. Но в целом оно доминирует в произведении, скрепляя воедино всё в нём изображённое. Поэтому черты Эпоса во многом определяются свойствами повествования. Речь здесь выступает главным образом в функции сообщения о происшедшем ранее. Между ведением речи и изображаемым действием в Эпосе сохраняется временная дистанция: эпический поэт рассказывает «... о событии, как о чем-то отдельном от себя... » (Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957, с. 45).

2). Другое отличие - героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей. Часто используется особая структура (эпические жанры состоят из строф в 8 строк, и в них применяются формулы). Использование формул — фундамент устной импровизационной поэзии, без которого она не может существовать. Формула — это сочетание слов, которое используется (с незначительными изменениями или без них) всякий раз, когда возникает подходящая для этого ситуация. Формула может быть короткой (из двух слов) или длинной (до десяти строк). Эпические формулы - это те словосочетания или целые строфы, которые являются "площадкой" для выстраивания сюжетной линии произведения. Примеры формул:

· «добрый молодец»;

· «мать-сыра земля»;

· «славный Киев-град»;

· «владыка мужей Агамемнон»;

· «Зевс – тучегонитель».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: