Классицизм русский музыкальный




Основное направление в русском музыкальном искусстве. Имеет прямые параллели к западноевропейскому музыкальному классицизму и во многом воспринял его традиции. Главными признаками русского музыкального классицизма выступают: выбор объекта изображения (устойчивое состояние); чувство меры в изображаемом явлении; принцип единства в многообразии; ясность и законченность формы; классический подход к трактовке жанров (в опере – единство музыки и драмы, в романсе – единство музыки и поэтического источника, в симфонических произведениях – присутствие сонатной формы - О.И.Соколов).

В русской музыке сложился позже западноевропейского, вследствие чего органично включает в себя и признаки романтического искусства.

Романтизм русский музыкальный

Одно из основных направлений русского музыкального искусства ХIХ века. Имеет множество аналогий к западноевропейскому романтизму: в образном строе (углубленное раскрытие внутреннего мира героев, красота природы), содержательном плане (автобиографические, исторические и фольклорные темы), концептуальном характера (разлад с действительностью и бегство от нее). Однако русский романтизм, и музыкальный в частности, был более свободен от гипертрофированных эмоций западноевропейского романтизма, находясь в равновесии с разумом. Этим объясняется присутствие в произведениях русского искусстве романтизма в структуре классического произведения. Рождение русской национальной композиторской школы, наравне с другими европейскими может рассматриваться также как проявление тенденции искусства романтизма.

Реализм в искусстве

Реали́зм — эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многогранен и многовариантен. Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50-х годах XIX века для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму.

Критический реализм, существовавший в 19 веке в искусстве европейских стран и США, был ориентирован на изображение жизни обездоленных слоев общества, противопоставленных богатым, сочувствие неблагополучной судьбе бедных.

 

Программность

Является одним из способов демократизации произведений композиторского творчества. Диктуется желанием композитора направить восприятие слушателя с целью сделать музыкальное произведение более доступным и понятным. Выражается в наличии словесных заголовков, эпиграфов, а иногда и развернутых пояснений автора к музыкальному сочинению. Существует музыкальная программность сюжетная, обобщенная и картинно-живописная. Активно разрабатывалась русскими композиторами. Является также проявлением романтической тенденции творчества, усиливая автобиографичность, сюжетность, картинность музыкальных произведений и воплощая романтическую идею синтеза искусств.

Симфонизм

Обобщающее понятие, производное от термина «симфония», но не тождественное с ним. В широком смысле это художественный принцип философски-обобщенного диалектического отражения жизни в музыкальном искусстве. Характеризуется сосредоточенностью в идейно-образном содержании на воплощении кардинальных проблемах человеческого бытия: философских (проблема жизни и смерти, добра и зла, судьбы и мечты, индивид и социум); общественно-исторических (война и мир, свобода и плен, тиран и народ, герой и толпа), или эмоционально-психологических (любовь и предательство, рок и личность, нравственное и безнравственное). Активно разрабатывался композиторами русской национальной композиторской школы. Симфонизм тесно связан с развитием музыкального материала, предстающего не только в виде последовательного процесса обновления, но и в виде значительного качественного преобразования музыкальных тем.

Симфонизм драматический

Отражает закономерности драмы: противоречие, его нарастание, переходящее в стадию конфликта, кульминацию, разрешение. Одна из существенных сторон драматического симфонизма – столкновение и развитие противоположных начал, которое часто осуществляется «по спирали», в диалектическом единстве противоположностей, в результате чего может возникнуть либо синтез противоположных начал, либо угасание одной линии и торжество другой. В оперном симфонизме как правило присутствуют две конфликтные музыкальные сферы, целенаправленно развивающиеся (каждая со своим итогом).

Симфонизм эпический

Отражает закономерности эпического повествования. Это проявляется в характере музыкальных образов, в интонационном строении музыкальных тем, где часто воссоздаются характерные обороты былинных напевов; на композиционном уровне, где присутствуют важные для эпоса разделы (зачин, повтор, концовка), чем создается замкнутость, симметричность конструкции, продиктованные принципами периодичности и повторности, идущими от былин. В отличие от драматического симфонизма эпический симфонизм оперирует более развернутыми, длительно разворачивающимися во времени формами, подменяющими целеустремленное развитие драмы сюитным чередованием картин. Не конфликтное столкновение и противоборство, а контрастное противопоставление масштабных и цельных образных сфер.

Симфонизация

Это проникновение в произведения несимфонических жанров (в оперу, балет, романс, инструментальную миниатюру) принципов симфонического развития. В общем плане симфонизация проявляется как усиление инструментального начала. Симфонизация романса, например, достигается путем усиления роли инструментального начала в виде развернутых разделов фортепианной партии: вступления, заключения, интерлюдий; а также в виде сквозного развития мелодической линии вокальной партии, в частности путем применения метода превышения кульминаций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: