ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ




Отечественная история

Справочные материалы для подготовки к тестированию

СОдержание

1. История как наука ……………………………………………………….... …….1
2. Примеры решения тестовых заданий ……………………………………. …….2
3. Персоналии………………………………………………………………… .……7
4. Даты ………………………………………………………………………… …...11

 

ИСТОРИЯ КАК НАУКА

Понятие и предмет истории

Существует множество определений понятия «история». Прежде всего, история (1) – это наука, изучающая прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Однако часто встречается более простое определение: история (2)– это наука, изучающая процесс развития человеческого общества.

Предмет истории тоже трактуется неоднозначно. В западной исторической науке предметом истории принято считать человека. В отечественной исторической науке традиционно предметом истории считаются закономерности общественного развития.

Методы исторического исследования

Обобщить исторические источники и сложить из них целостную картину прошлого позволяет методология исторической науки. Методология – это учение о способах исследования исторических фактов, научного познания.

Методологию составляет совокупность методов. Метод – способ изучения закономерностей через их конкретные проявления – факты. Выделяют такие методы:

1. Историко-генетический метод – раскрытие изменения явления в процессе его исторического движения.

2. Идеографический метод – описание событий и явлений.

3. Типологический (историко-типологический)метод – классификация исторических явлений и событий.

4. Сравнительный метод – сопоставление исторических объектов в пространстве и времени.

5. Системный метод – раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития, анализ системы и структуры того или иного явления.

6. Ретроспективный метод – последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события.

7. Синхронный метод – изучение различных исторических событий, происходящих в одно и то же время.

8. Хронологический метод (проблемно-хронологический) – изучение последовательности исторических событий в пространстве, времени и выявление сходств и различий между ними.

Функции истории

Предназначение истории очень велико и неординарно, она выполняет в обществе самые разнообразные функции.

Познавательная функция состоит в выявлении закономерностей исторического развития.

Воспитательная функция состоит в формировании гражданских, нравственных качеств.

Интеллектуально-развивающая функция состоит в развитии логического мышления.

Практически-рекомендательная функция состоит в выработке научно-обоснованного политического курса.

Мировоззренческая функция – позволяет сформировать свое отношение к событиям текущего периода, формирует мировоззрение.

Прогностическая функция – предвидение будущего.

Функция социальной памяти заключается в том, что изучение истории – способ идентификации общества, личности.

Подходы к изучению истории

Подход – это точка зрения на проблему. Некоторые из них:

Теологический подход – рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа.

Формационный (марксистский) подход – исторический процесс рассматривается как последовательная смена 5 общественно-экономических формаций в истории всего человечества. Разработчики подхода – К.Маркс, Ф. Энгельс.

Цивилизационный подход – история рассматривается как процесс «круговорота локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения». Разработчики подхода – Н. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер.

Мирсистемный подход – ориентирует исследование на раскрытие целостности исторических закономерностей в рамках определенного региона или всего мира, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Разработчик – Ф. Бродель, И. Валлерстайн.

Эволюционный подход – история рассматривается как процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития.

 

ПРИМЕРЫРЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

1. Установите соответствие между методом и его определением:

идеографический – описание событий и явлений

типологический – классификация исторических явлений, событий, объектов

историко-генетический – раскрытие изменения явления в процессе его развития

сравнительный – сопоставление исторических объектов в пространстве и времени

ретроспективный – последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события

системный – раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития, анализ системы и структуры того или иного явления

2. Установите соответствие между функцией исторического знания и ее определением:

прогностическая – предвидение будущего

практически-рекомендательная – выработка научно-обоснованного политического курса

социальной памяти – способ идентификации общества, личности

воспитательная – формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств

3. Установите соответствие между подходом и его определением

теологический – рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа

марксистский (формационный) – история рассматривается как последовательная смена 5 общественно-экономических формаций в истории всего человечества

цивилизационный – история рассматривается как процесс «круговорота локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения

эволюционизм – процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития

4. Установите соответствие между подходами и их авторами (разработчиками):



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: