Примерный перечень контрольных вопросов для подготовки к аттестации по дисциплине «Экология»




· какие основные компоненты биосферы выделял В.И. Вернадский?;

· в чем состоит роль живых организмов в развитии биосферы?;

· каковы основные функции биосферы?;

· что такое большой и малый круговорот веществ?;

· как распределяется солнечная энергия в биосфере?;

· как происходит передача энергии и веществ в биосфере?

· какова структура экосистемы и ее характеристики?;

· какие вам известны типы взаимосвязей и взаимоотношений организмов в экосистемах?

· в чем заключается правило пирамид энергии?

· что такое биом? В чем отличие экосистем различных регионов России?;

· что такое сукцессии? Какие у них характеристики?;

· в чем заключаются принципы функционирования экосистем?;

· что такое популяция? Какова структура и динамика развития популяции?;

· как определить экологическую нишу?;

· что такое экологический фактор? Какие классификации экологических факторов известны?;

· какие абиотические факторы являются важнейшими?;

· в чем особенность биотических факторов?;

· какова роль антропогенного фактора?;

· что такое адаптация, и какова ее роль в биосфере?;

· в чем состоит принцип коэволюции и каково значение коэволюции для развития видов?;

· каковы основные задачи экологии человека?;

· чем отличается экосистема человека от других экосистем?;

· что понимается под загрязнением биосферы?;

· каковы основные загрязнители атмосферы, литосферы, гидросферы, космоса?;

· в чем состоит классификация загрязнений?;

· каковы основные материальные загрязнения?;

· какие основные тенденции и прогнозы изменений биосферы под воздействием антропогенных факторов?;

· какие техногенные процессы оказывают наибольшее негативное влияние на биосферу?;

· в чем суть демографических проблем мирового сообщества и России?;

· в чем заключается проблема нерегулируемого народонаселения Земли?;

· каковы основные последствия урбанизации?;

· в чем сущность отношений «бедных» и «богатых» стран?;

· в чем проявляется влияние биосферы на экономические и социальные отношения в обществе?;

· какие основные особенности ухудшения экологической обстановки в России и в ее промышленно развитых регионах?;

· почему в современной России природопользователи фактически не выполняют требования природоохранного законодательства?;

· каковы основные принципы обеспечения стабильности биосферы?;

· что понимается под экологическими кризисами и катастрофами?;

· каковы этапы экологических кризисов в развитии человечества?;

· каковы признаки и различия природных и техногенных процессов в биосфере?;

· в чем особенности современного экологического кризиса?

· какие основные задачи решаются при реализации рационального природопользования?;

· в чем состоит сущность рационального природопользования?

· как классифицируют ресурсы биосферы?;

· приведите возможные сценарии истощения запасов природных ресурсов при разных типах природопользования;

· каким образом осуществляют эколого-экономическую оценку природных ресурсов?

· какова динамика запасов и потребления традиционных источников энергии?

· какие виды альтернативной энергетики вам известны?

· какие виды природоохранных норм и нормативов вам известны?

· чем отличаются санитарно-гигиенические нормативы от производственно-хозяйственных нормативов?

· в каких случаях используются комплексные нормативы?

· как осуществляется регламентация поступления загрязняющих веществ в окружающую среду?

· что такое санитарно-защитная зона, каким образом устанавливается ее ширина?

· что такое экологические лицензии и сертификаты?

· что является предметом государственной экологической экспертизы?

· в чем состоят предмет и задачи экологического мониторинга?;

· какие методы и механизмы экономического регулирования природопользования вам известны?

· каковы экономические причины экологического кризиса?

· что такое равновесные природоохранные издержки?

· почему Россия в текущей экономической ситуации не может поддерживать природоохранные издержки на уровне равновесных?

· почему экологический ущерб является комплексной величиной?

· какие методы экономической оценки ущерба от негативного воздействия на окружающую среду вам известны?

· каким образом можно оценить эффективность затрат на осуществление природоохранных мероприятий?

· какие виды платежей за пользование природными ресурсы действуют в России?

· какие виды платежей за негативное воздействие на окружающую среду вам известны, как осуществляется расчет платы?

· перечислите основные методы экономического стимулирования средозащитных функций

· что такое экологическое право и каковы его источники?;

· что такое экологические правонарушения и какие виды ответственности за них применяются к виновным?;

· какова последовательность построения системы управления качеством окружающей среды?;

· каковы особенности государственной экологической политики в России?;

· в чем заключаются принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды?;

· каково значение принятых международных соглашений в области охраны окружающей среды?;

· каковы критерии устойчивого развития?

· как формируется путь к устойчивому развитию?;

· какие цели преследует концепция устойчивого развития?;

· перечислите основные принципы разработки и внедрения малоотходных и безотходных производств;

· какие основные технологии и средства защиты атмосферы от промышленных выбросов вам известны?

· какие существуют системы водоснабжения?

· каковы пути рационализации потребления водных ресурсов?

· перечислите основные методы очистки сточных вод;

· какие существуют направления рекультивации земельных ресурсов?

· как осуществляется защита окружающей среды от физических воздействий?

 

 

Уважаемые студенты, этот перечень вопросов является примерным и отражает содержание изученного курса. Вы выбрали альтернативный способ сдачи экзамена, но это не означает, что вам не следует к нему готовиться! В ходе экзамена вам будут предложены ситуации для решения, которое вы должны будете представить после обсуждения, при этом будет оцениваться вклад каждого студента в решение проблемы по следующим критериям:

- участие в обсуждении (активность, конструктивность, предметность);

- участие в представлении выработанного решения (полнота, содержательность, знание материала, обоснованность суждений и т.п.);

- качество ответов на вопросы.

В совместной работе вам следует учитывать, что Эксперты (студенты имеющие «автомат») уже получили свою оценку, они могут ее только понизить плохим качеством работы в группе.

Помните, что абсолютно правильных или неправильных решений в деловых играх не существует, главная цель этих игр будет состоять в том, чтобы вы продемонстрировали свои знания курса.

 

При неудачном стечении обстоятельств (присутствие наблюдателей, неявка групп к своему времени, ваше плохое поведение и прочее) экзамен будет проводиться в стандартной форме – по билетам для всех студентов без исключения (и для «автоматчиков» тоже)!

 

Успехов на экзамене.

С уважением, Д.Н. Макарова

 

P.S. К экзамену НЕ допущены следующие студенты:

Белхароев Мурад

Боров Ислам

Гусейнов Тарлан

Капля Руслан

Кобзарева Дарья

Сарыев Илья

Федоренко Роман

Щипанов Дмитрий



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: