Методические указания студентам по выполнению программы самоподготовки.




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА ДЕТСКИХ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующая кафедрой

д.м.н., проф. М.В. Голубева

«26» августа 2011 г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию № 3 для студентов

по учебной дисциплине «Детские инфекционные болезни»

студентов 6 курса специальности 060103 – Педиатрия

Раздел 5 Врожденные инфекции

Тема № 35 «Листериоз. Врожденный листериоз»

Тема № 40 «Микоплазменная инфекция»

 

 

Обсуждена на заседании кафедры

«26» августа 2011 г.

Протокол № 1

 

Методическая разработка составлена

доцентом, к.м.н. Погореловой Л.В.

 

 

Ставрополь, 2011

 

1. ТЕМА практического занятия №35:«Листериоз. Врожденный листериоз»

2. Продолжительность практического занятия 6 учебныхчасов (270 минут).

3. Мотивация. Листериоз занимает одно из ведущих мест в структуре перинатальных инфекций и протекает крайне тяжело. Листерии могут быть причиной самопроизвольных выкидышей, антенатальной гибели плода, преждевременных родов, гибели новорожденного в раннем неонатальном периоде, отставания детей в умственном развитии.

При врожденном листериозе летальность достигает у доношенных 30-70%, а недоношенные погибают в 100% случаев. В нозологической структуре перинатальной смертности доля листериоза составляет 0,7–2,5%, в странах Западной Европы эти показатели достигают 4–7%. У женщин с акушерской патологией листериоз определяется с частотой до 20%.

Сложность диагностики обусловлена многообразием и неспецифичностью клинических проявлений у новорожденных, трудностью лабораторной идентификации возбудителя.

 

Учебные и воспитательные цели.

3.1. Воспитательные цели: формировать у студентов необходимые свойства личности врача (гуманизм, высокая нравственность, сострадание, милосердие), клиническое мышление, патриотическое отношение к достижениям отечественной педиатрической науки, экологическое мышление, деонтологические аспекты общения с больными и их родителями, стимулировать навыки самообразование и самореализации личности.

3.2.Общая цель: Уметь диагностировать различные клинические варианты врожденной листериозной инфекций у детей первых месяцев жизни. Знать признаки лабораторной верификации, принципы комплексной терапии, мероприятий по профилактике внутриутробного листериоза.

 

Частные цели.

Студент должен уметь:

1. Соблюдать основные правила поведения у постели больного и этику взаимоотношений с родителями и родственниками.

2. Выявить жалобы, собрать и проанализировать анамнез (социальный, акушерский, наследственный, эпидемиологический, заболевания).

3. Осмотреть больного и выявить патологические симптомы со стороны различных органов и систем.

4. Отразить данные анамнеза и результатов осмотра в истории болезни с последующим обоснованием предварительного диагноза.

5. Составить план дополнительного обследования матери и ребенка.

6. По показаниям сделать спинно-мозговую пункцию и оценить результаты исследования жидкости.

7. Обосновать клинический диагноз.

8. Назначить лечение с учетом клинической формы заболевания, фазы заболевания.

9. Написать этапный и выписной эпикриз с оценкой течения болезни, результатов обследования, лечения, прогнозом, рекомендациями по реабилитации.

 

Студент должен знать:

1. Определение болезни и место в структуре инфекционной заболеваемости населения, перинатально патологии.

2. Свойства листерий, имеющие практическое значение.

3. Эпидемиологические особенности инфекции. Механизмы и пути инфицирования матери и плода. Эпидемиологическое значение беременных женщин с различными (манифестными, хроническими) формами инфекции.

4. Современные представления о патогенезе лсиериозной инфекции. Особенности иммунитета.

5. Патоморфологические изменения со стороны органов и систем.

6. Клиническую классификацию врожденного и приобретенного листериоза. Многообразие клинических проявлений.

7. Зависимость клинических форм заболеваний от срока внутриутробного инфицирования плода.

8. Клиническую симптоматику различных вариантов болезни (приобретенной и врожденной).

9. Течение, исход, прогноз в зависимости от формы заболевания.

10. Методы лабораторной диагностики листериозной инфекции (цитологический, вирусологический, серологический, иммунологический, молекулярно-биологический, инструментальный).

11. Клиническое значение определения специфических иммуноглобулинов класса Ig M и IgG.

12. Принципы этиотропной, патогенетической и симптоматической терапии.

13. Профилактику внутриутробного инфицирования.

14. Морально-этические аспекты работы педиатра при установлении диагноза врожденной герпесвирусной инфекции.

 

4. Схема интегративных связей.

Микробиология (раздел бактериология) – знание свойств листерий.

Патологическая анатомия – особенности морфологических изменений в различных органах при листериозной инфекции.

Неонатология – особенности адаптации в периоде новорожденности, возрастные особенности функционирования органов и систем.

Пропедевтика детских болезней – основы практических навыков в оценке состояния больных.

Педиатрия – разделы пульмонологии, ревматологии, нефрологии, неврология.

Клиническая фармакология – знание принципов фармакологической коррекции.

 

5. Вопросы для самостоятельной работы студентов во внеучебное время:

 

Вопрос Установочная инструкция
Актуальность проблемы Уточнить распространенность, летальность, наличие тяжелых форм, возможности моделирования эпидемического процесса.
Характеристика листерии Особенности морфологические и биохимические, сапронозные свойства листерий, моноцитстимулирующий фактор.
Эпидемиология Знать основные механизмы м пути передачи инфекции, закономерности внутриутробного инфицирования в различные сроки при первичной и хронической инфекции у матери.
Патогенез Обратить внимание на пути распространения возбудителя в организме, характер морфологических изменений в органах.
Клиника Оценить особенности вариантов приобретенной и врожденной инфекции.
Обследование лабораторное Уточнить эффективность различных методов диагностики в антенатальном периоде, во время родов и после рождения. Обратить внимание на важность мониторирования иммунохимических показателей.
Лечение Знать принципы лечения врожденной и приобретенной листериозной инфекции.

 

 

Вопросы для самоконтроля.

а). По базисным знаниям:

1. Дайте характеристику листерий.

2. Перечислите свойства листерий, имеющие практически важное значение.

3. Назовите возможные пути передачи инфекции при врожденных и приобретенных формах, расположите их по эпидемиологической значимости при различных возбудителях.

4. Оцените неврологический статус новорожденного (физиологические и патологические рефлексы).

5. Семиотика поражения мозговых оболочек, ЧМН, периферических нервов.

б). По теме занятия:

1. Какова распространенность герпесвирусных инфекций среди населения, статистика внутриутробного инфицирования, показатели летальности.

2. Эпидемиологические особенности врожденной листериозной инфекции. Назовите наиболее значимые пути заражения плода и новорожденного при листериозной инфекции.

3. Охарактеризуйте основные звенья патогенеза приобретенной и врожденной листериозной инфекции. Пути распространения листерий.

4. Клиническая классификация приобретенной и врожденной форм инфекции.

5. Укажите клинические симптомы септико-гранулематозной и нервной форма листериозной инфекции.

6. Какие клинические формы приобретенного листериоза знаете? Значение хронического листериоза у беременных?

7. Морфологические изменения в органах при листериозе.

8. Изменения в гемограмме при листериозной инфекции.

9. Перечислите методы лабораторной диагностики.

10. Укажите принципы лечения врожденного и приобетенного листериоза.

11. Профилактика листнериоза у новорожденных.

Методические указания студентам по выполнению программы самоподготовки.

4.1. Ознакомьтесь с целями занятия.

4.2. Восстановите приобретенные на предыдущих курсах знания.

4.3. Усвойте основные положения темы занятия.

4.4. Уясните, как следует пользоваться средствами решения поставленных задач.

4.5. Обратите внимание на возможные ошибки при постановке дифференциального диагноза.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: