МЕТОДИКА ЗНАКОМСТВА УЧАЩИХСЯ С ИЗМЕРЕНИЕМ ВРЕМЕНИ И СИСТЕМОЙ МЕР ВРЕМЕНИ




Вся жизнь человека тесно связана со временем, с умением измерять, распределять, ценить время. Время течет непрерывно, его нельзя ни остановить, ни возвратить, поэтому восприятие промежутков времени, сравнение событий по продолжительности очень затруднено. Временные представления у детей развиваются медленно, в процессе длительных наблюдений, накопления жизненного опыта, изучения других величин.

Первые представления о времени дети получают в дошкольный период. Смена дня и ночи, смена времен года, повторяемость режимных моментов в жизни ребенка – все это формирует временные представления.

Временные представления у первоклассников формируются в процессе их практической деятельности: режим дня, ведение календаря природы, восприятие последовательности событий при чтении сказок, рассказов, при просмотре кинофильмов, ежедневная запись в тетрадях даты работы.

Программа предусматривает в 1 классе знакомство детей с названиями дней недели и их последовательностью. В качестве наглядного пособия полезно иметь в классе отрывной календарь или модель настольного календаря, работать с которым надо научить детей.

Начиная с 1 класса необходимо приступить к сравнению знакомых, часто встречающихся в опыте детей временных промежутков. Например, что длится дольше: урок или перемена, учебная четверть или зимние каникулы, что короче повремени: занятия ученика в школе или рабочий день родителей? Такие занятия способствуют развитию чувства времени. В процессе решения задач, связанных с понятием разности, дети приступают к сравнению возраста людей и постепенно овладевают важными понятиями: старше – моложе – одинаковые по возрасту.

Ввиду большой практической потребности полезно ознакомить первоклассников с тем, как по часам определяется время, при этом достаточно, чтобы дети научатся пока вести отсчет времени с точностью до часа.

Знакомя детей с месяцем и годом, учитель использует табель-календарь. По нему дети выписывают названия месяцев по порядку и количество дней в каждом месяце. Сразу же выделяют одинаковые по продолжительности месяцы, отмечают самый короткий месяц в году – февраль (28 или 29 дней). По календарю учащиеся определяют порядковый номер месяца (Как называется пятый месяц в году? Которым по счету является июль?), устанавливают день недели, если известно число и месяц, и наоборот, устанавливают, на какие числа месяца приходятся определенные дни недели (В какой день недели будет праздник 8 Марта в этом году? На какие числа приходятся воскресенья в марте?).

Понятие о сутках раскрывается через близкие детям понятия о частях суток – утро, день, вечер, ночь. Опираются на представление временной последовательности: вчера, сегодня, завтра. Детям предлагают перечислить чем они были заняты от вчерашнего утра до сегодняшнего утра, что будут делать начиная с сегодняшнего вечера и до завтрашнего вечера. Такие промежутки времени называют сутками. Далее можно провести аналогичную работу по календарю: сколько полных суток прошло от начала месяца до сегодняшнего дня, которые по счету сутки наступили? Чтобы установить связь с изученными единицами времени, можно предложить задания на сравнение: «Что дольше длится: 5 суток или неделя, 20 суток или 1 месяц?»

Конкретные представления о часе и минуте формируются через практическую деятельность детей, через наблюдения. Так, час – это примерно продолжительность одного урока и перемены. Чтобы ощутить время продолжительностью в 1 мин, включают упражнения, с помощью которых дети узнают, что можно успеть сделать за 1 мин.

На первом же уроке по знакомству с часом и минутой сообщаются отношения между мерами времени: в 1 сутках 24 часа, в 1 часе 60 минут. Для закрепления включаются упражнения вида: «Сколько часов составляют двое (трое, четверо) суток? Сколько минут составляет половина часа (треть часа; четверть часа)?»

При знакомстве с часами полезно заблаговременно изготовить с учащимися на уроках труда циферблат с подвижными стрелками и, используя эту модель часов, выполнять практические упражнения. Все часы устроены таким образом, что, пока большая стрелка движется от одного маленького деления до другого, проходит 1 минута, а пока маленькая стрелка движется от одного большого деления до другого, проходит 1 час. Счет времени ведется от полуночи до полудня (12 ч дня) и от полудня до полуночи.

Упражнения с использованием модели часов:

1. Назвать обозначенное время и обозначить время, которое называет

учитель или сами ученики.

2. Даются разные формы чтения показаний часов, например: 9 часов

30 минут, 30 минут десятого, половина десятого; 4 часа 45 минут, 45 минут пятого, без 15 минут пять, без четверти пять.

3. Задачи на определение продолжительности события, начала или

конца его (в пределах одних суток).

Усвоению отношений между единицами времени помогает таблица мер, которую следует повесить в классе на некоторое время, а также систематические упражнения в преобразовании величин, выраженных в единицах времени (сколько минут составляет 1 час и 30 минут, сколько суток составляет 72 часа), их сравнении, нахождении различных долей любой единицы времени, решение задач на вычисление времени.

В 3 классе учащиеся знакомятся с веком и секундой. Конкретные представления о продолжительности секунды дети получают на основе наблюдения (устанавливают, что можно сделать за 1 с).

Век – самая крупная из рассматриваемых единиц времени. Некоторые представления о продолжительности отрезка времени в 100 лет дети могут получить, сравнивая свой возраст, возраст близких людей, «возраст» нашего государства с веком.

Знания о системе единиц времени расширяются. Дети узнают на уроках природоведения, что сутки – время, в течение которого Земля делает полный оборот вокруг своей оси, и год – время, в течение которого Земля делает полный оборот вокруг Солнца.

В 3 классе рассматривают простейшие случаи сложения и вычитания величин, выраженных в единицах времени. Необходимые преобразования единиц времени здесь выполняют попутно, без предварительной замены заданных величин. Чтобы предупредить ошибки в вычислениях, которые намного сложнее, чем вычисления с величинами, выраженными в единицах длины и массы, рекомендуется чаще давать вычисления в сопоставлении:

 

30 мин 45 с 30 м 45 см

_ _

20 мин 58 с 20 м 58 см

Для развития временных представлений используется решение задач на вычисление продолжительности события, его начала и конца. Простейшие задачи на вычисление времени в пределах года (месяца) решаются с помощью табеля-календаря, а в пределах одних суток – с помощью модели часов.Третьеклассники знакомятся с 24-часовыми счислением времени суток. Началом суток является полночь (0 ч), что счет в течение суток идет от начала суток, поэтому после полудня (12 ч) каждый час имеет другой порядковый номер (1 час дня – это 13 ч, 2 часа дня – 14 ч). Усвоению этой системы отсчета помогает изображение ее с помощью отрезка.

Аналогично изображают отрезками на прямой века. Пользуясь такой «лентой времени», третьеклассники устанавливают, в каком веке произошло то или иное историческое событие, в каком веке мы живем, в каком году начнется 21 век.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: