Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности




преследует несколько целей. Первая - обеспечение национальной безопасности. Дело в том, что расширение внешнеэкономических связей обуславливает, с одной стороны, повышение эффективности функционирования национальной экономики на основе международного разделения труда, с другой - влечет усиление ее зависимости от зарубежных поставщиков сырья, комплектующих изделий, оборудования и сельскохозяйственной продукции. Примером использования такого рода зависимости стало применение ближневосточными странами - экспортерами нефти - "нефтяного оружия" против стран - потребителей энергоресурсов. Вследствие спровоцированного этим энергетического кризиса США и другими развитыми государствами были реализованы программы структурной перестройки национальной экономики, направленные на снижение потребления энергоресурсов и уменьшения зависимости от их импорта. В социальном плане очень опасной является зависимость от иностранных поставок продовольствия, поэтому многие государства идут на поддержание собственного менее эффективного сельскохозяйственного производства, выделяя ему бюджетные субсидии и защищая его высокими таможенными пошлинами от импорта дешевой сельскохозяйственной продукции.

К вопросу национальной экономической безопасности относится необходимость прямого или косвенного сдерживания экспорта невосполнимых природных ресурсов, реальная ценность которых выше текущей рыночной цены, а также регулирование платежного баланса страны.

Обеспечение экономической безопасности на основе замкнутого, абсолютно изолированного от внешней среды национального хозяйства является бесперспективным, не позволяя воспользоваться возможностями международной специализации и кооперации, оно сдерживает развитие экономики страны. Выход может быть найден в формировании системы взаимной технологической и финансовой зависимости экономик разных стран при государственном регулировании, а в некоторых случаях государственной монополии на осуществление внешнеэкономических трансакций.

Вторая цель государственного регулирования внешней торговли - протекционизм, защита предприятий отдельных отраслей национальной экономики, на положение которых могут повлиять зарубежные производители аналогичной продукции. Повышая таможенные пошлины, государство ослабляет конкурентную борьбу в этих отраслях, поддерживает высокий уровень цен, позволяя национальным компаниям прибыльно функционировать при издержках, превышающих средний мировой уровень вследствие объективных причин природно-географического характера. Этот фактор является особенно значимым для экономики России, природно-климатические условия которой обусловливают более высокий уровень производственных издержек во всех отраслях, включая те, которые в экономической науке традиционно не относились к рентным. В соответствии с теорией сравнительных преимуществ, впервые сформулированной еще Д.Рикардо, данное обстоятельство не является непреодолимым препятствием для участия страны в международной кооперации и разделении труда, для взаимовыгодного сотрудничества со странами, экономика которых функционирует в более благоприятных природных условиях, но его необходимо учитывать во внешнеэкономической политике государства, при формировании рамочных условий внешнеэкономической деятельности предприятий. Дело в том, что в условиях абсолютно открытой рыночной экономики одним из важнейших факторов, определяющих направления движения капитала, становится разница в издержках производства товаров-аналогов. Регионы (иногда - целые государства) с более высоким уровнем производственных и транспортных затрат становятся депрессивными, теряя капитал, накопленный в предшествующей своей истории. Практика Российских либеральных реформ, сопровождающихся непрерывным вывозом капитала из страны, как в натуральной, так и денежной форме, подтверждает это.

Использование импортных пошлин в качестве средства протекционистской политики должно быть избирательным. Во-первых, чрезмерно высокие пошлины сдерживают развитие международной торговли, вызывают ответные протекционистские меры со стороны других государств. Во-вторых, создавая льготные условия для целых отраслей национальной экономики, государство тем самым может законсервировать их техническую отсталость. В-третьих, высокие пошлины всегда ложатся дополнительным бременем на потребителей продукции защищаемых отраслей, увеличивают их издержки, снижают доходы и искажают их реальную экономическую эффективность. Однако применение импортных пошлин для защиты отечественного рынка может быть оправдано более высокими издержками производства продукции, определяющимися особенностями природных условий.

Третья цель внешнеэкономического регулирования - обеспечение полной занятости трудовых ресурсов - тесно связана с предыдущей. Использование таможенных пошлин защищает отечественных работодателей, увеличивая тем самым количество рабочих мест, но ухудшает экономические условия деятельности предприятий - потребителей их продукции. Общее же повышение таможенных пошлин сдерживает развитие международной торговли, затрудняет формирование новых рынков. Поэтому государства в ряде случаев допускают ущемление своих текущих интересов в вопросе обеспечения полной занятости ради решения перспективных задач. Примером служит соглашение, заключенное в 1993 году США, Канадой и Мексикой о создании зоны свободной торговли, аналогичной западноевропейскому общему рынку и предусматривающей устранение таможенных барьеров. Безусловно, в краткосрочном плане оно может привести к некоторому сокращению количества рабочих мест в США - национальный капитал устремится в Мексику, где минимальная заработная плата примерно в пять раз ниже, чем в Соединенных Штатах, но в перспективе снятие таможенных барьеров обеспечит новые рынки сбыта американскому капиталу.

Помимо таможенных пошлин, оказывающих косвенное воздействие на структуру экспортно-импортных операций, в государственном регулировании внешней торговли активно используются квотирование и лицензирование закупок и продаж определенных видов продукции. Квотирование означает установление количественных ограничений на вывоз и ввоз товаров. Во многих странах для защиты сельского хозяйства применяются квоты на импорт продовольствия, имеющие в ряде случаев запретительный характер. Экспортные квоты практикуются в отношении сырьевых ресурсов, в особенности, если их внутренняя цена значительно ниже мировой.

Лицензирование - предоставление государством права на ввоз или вывоз продукции. Лицензии разделяются на открытые генеральные и индивидуальные. Открытая генеральная лицензия дает государственное разрешение на осуществление экспортных или импортных операций с конкретным видом продукции на определенный срок всем субъектам внешнеэкономической деятельности. Индивидуальные лицензии выдаются конкретным экспортерам (импортерам) на экспорт (импорт) определенного количества или стоимости каждого отдельного товара. Квотирование и лицензирование являются административными методами управления, но в случае, если лицензии реализуются на аукционе, это может служить дополнительным источником пополнения бюджетных средств. При селективном распределении квот и лицензий существует реальная возможность частного присвоения рентных доходов предприятиями (в том числе и государственными), утечки государственных валютных ресурсов, коррупции.

Главная цель внешнеэкономической политики в современных условиях - содействие стабильному росту и повышению эффективности национальной экономики, дальнейшая интеграция России в систему международного разделения труда в условиях глобализации мирового хозяйства.

Глобализация - растущая экономическая открытость все большего числа национальных хозяйств, экономическая взаимозависимость стран всего мира в результате международной диффузии передовых технологий, ускорения международных потоков капитала, товаров и услуг.

Для процесса глобализации характерен опережающий по отношению к материальному производству рост объемов международных торговых, финансовых и инвестиционных потоков. Национальные государства уже не могут регулировать экономическую жизнь внутри страны, не считаясь с процессом глобализации.

Основные преимущества глобализации получают наиболее развитые страны мира, для которых она расширяет экономическое пространство с едиными стандартами ведения хозяйственной деятельности.

В ходе глобализации возросла вероятность неблагоприятного воздействия внешних факторов на отечественное хозяйство и появилась необходимо обеспечение экономической безопасности страны. Единого понимания сущности экономической безопасности нет, исследователи определяют её критерии и систему показателей.

Определяют пороговые значения по следующим критериям:

• объем ВВП, за пределами которого невозможно самостоятельной экономическое развитие страны на современном конкурентно-способном базисе, инвестирование и финансирование основных сфер деятельности, т.е. способность экономики к расширенному воспроизводству;

• удельный вес в промышленности высокотехнологичных, обрабатывающих отраслей, в том числе, наукоемких;

• удельный вес импорта во внутреннем потреблении;

• уровень жизни основной массы населения (черта бедности);

• воспроизводство природно-экологического потенциала;

• объемы государственных материальных, золотовалютных и финансовых резервов.

При выходе за эти предельные значения могут возникать препятствия нормальному ходу воспроизводства, складываться негативные тенденции.

В «Концепции национальной безопасности РФ» выделены следующие угрозы экономической безопасности РФ:

• тенденция к превращению России в топливно-сырьевую периферию развитых стран;

• усиление импортной зависимости;

• утечка капитала;

• рост государственного внешнего долга;

• чрезмерная открытость экономики.

Пороговым значением безопасности многие специалисты считают долю импорта во внутреннем потреблении 30%, в том числе по продовольствию - 25%.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: