Старший дошкольный возраст




Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью для достижения общей

цели.

Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры.

Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Правила поведения в детском саду, в группе, в совместной деятельности со взрослыми. Обращение к воспитателю. Коллектив группы, совместная деятельность, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в детском саду, группе, общественных местах.

 

Одной из задач ФГОС дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Развитие у воспитанников дошкольных образовательных организаций социальных, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности является необходимым условием для формирования антикоррупционного мировоззрения.

 

Выстраивать систему антикоррупционного воспитания необходимо с учетом интеграции базовых направлений развития и образования (образовательных областей) ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Каждая из этих областей решает ряд задач. Так, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

 

В образовательной области «Речевое развитие» можно использовать:

-составление словесных иллюстраций к рассказам, стихам;

-беседы;

-разучивание стихотворений, пословиц, чтение рассказов.

Рекомендуемые литературные произведения, способствующие формированию нравственных ориентиров (совестливость, справедливость, ответственность): И.А. Крылов «Чиж и голубь», Л.Н. Толстой «Лев и мышь», «Косточка», «Старый дед и внучек», Н.Артюхова «Большая береза», В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора», Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш», «Серая шейка», С. Аксаков «Аленький цветочек», В. Берестов «Бабушка Катя», «Заячьи лапы», А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», К. Паустовский «Растрепанный воробей», И. Токмакова «Это ничья кошка», В. Осеева «Синие листья», «Печенье», М. Зощенко «Не надо врать», А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Русские народные сказки: «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Царевна –лягушка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Пословицы: «Хорошо тому добро делать, кто его помнит», «Рука руку моет, и обе белы живут», «Милость велика, да не стоит и лыка», «Своего спасибо не жалей, а чужого не жди», «Худого человека ничем не уважишь», «Лучше не дари, да после не кори», «Тонул – топор сулил, вытащили – топорища жаль», «Плохо не клади, вора в грех не вводи», «Не в службу, а в дружбу».

 

В образовательных областях «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» рекомендуется использовать беседы, сюжетно-ролевые игры, театрализованные постановки, способствующие:

- формированию представлений воспитанников о профессиях, призванных обеспечивать в обществе соблюдение закона и правопорядка;

- формированию представлений воспитанников о правилах поведения, принятых в обществе;

- формированию представлений воспитанников о таких понятиях, как «честность», «порядочность», «правдивость», «правила», и противоположных им понятиях «ложь», «коррупция», «преступление»;

- формированию знаний о современном этикете, культуре поведения в отношениях с разными людьми.

 

Основной формой обучения является игровая деятельность. Педагогам в ходе сюжетно-ролевых игр рекомендуется ознакомить детей с профессиями, представители которых призваны обеспечивать соблюдение законности и правопорядка. Помимо информационно-просветительского блока особое внимание следует обращать на привлечение воспитанников к поддержанию порядка в группе. Воспитанникам предлагается выполнять небольшие поручения, связанные с соблюдением порядка. Наиболее простое поручение из них – это дежурный, контролирующий соблюдение отдельных правил. Активное использование подобных ролевых игр будет способствовать закреплению таких понятий, как «правила», «порядок», «наказание». При этом педагог должен быть примером, выступать в качестве основного гаранта соблюдения правил поведения в группе. Особенно важно не нарушать правила для поощрения деятельности воспитанника. Дети должны понимать, что не воспитатель придумывает и меняет правила взаимоотношений в группе, детском саду, а выступает в качестве транслятора общих правил жизни, принятых в обществе.

Заключение

Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. определяет коррупцию как социально-юридическое явление, означающее «злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица». Многоликость коррупции («Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лайяй») сопровождается ее крайне негативным, тлетворным, разрушающим влиянием на государство, общество, граждан. Этим определяется необходимость, значение системной антикоррупционной деятельности, частью которой является антикоррупционное воспитание обучающихся в общеобразовательных организациях.

Общее образование – основной институт педагогического воздействия на становление и развитие личности гражданина России. Основным субъектом, реализующим цели и задачи, определяющим непосредственные пути и методы антикоррупционного воспитания, является педагогический коллектив общеобразовательной организации.

Формирование и реализация системы антикоррупционного воспитания требуют от педагогического коллектива нестандартных, творческих и ответственных подходов. Во внимание должны быть приняты все базовые компоненты этой системы, их взаимосвязи, информационно-просветительская, ценностная и деятельностная составляющие, формирующие личность возможности урочной, внеурочной, внеклассной, общественно полезной деятельности.

Общим итогом предпринимаемых усилий должна быть действующая, действенная, развивающаяся система антикоррупционного воспитания. Базовый критерий ее эффективности – повседневное правомерное, нравственное поведение обучающихся. Он свидетельствует о массовости, результативности профилактики коррупции как непременного условия изживания этого явления.

Библиография

Федеральные законы

1. Конституция Российской Федерации. – М., 2000.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М., 2002.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М., 2000.

Научная и учебно-методическая литература

1. Амиров К. Ф., Амирова Д. К. Антикоррупционное и правовое воспитание. Учебное пособие для учащихся 10 –11 классов общеобразовательных учреждений, студентов колледжей и вузов. – Казань, 2010.

2. Антикоррупционное воспитание: система воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении. Методические рекомендации /Под научной редакцией С. В. Жолована. – СПб., 2010.

3. Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России: социально-экономические и правовые аспекты. – М., 2001.

4. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В.Е. Крутских. – 2-е изд. – М., 2000.

5. Волженкин Б. В. Коррупция. – СПб, 1998.

6. Гаухман Л. Коррупция и коррупционное преступление // Закон-ность. – 2000. – № 6.

7. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 3-е изд. – М., 2013.

8. Журавлева О. Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения

школьников на уроках истории и обществознания: методическое по-собие. – М., 2009.

9. Замалетдинов Р. Р., Ибрагимова Е. М., Амирова Д. К. Формирование антикоррупционной культуры у школьников: учеб. пособие для учащихся 10 –11 кл. общеобразоват. учреждений. – Казань, 2010.

10. Кириллова Л. Е., Кириллов А. Е. Профилактика нарушений, связанных с проявлениями коррупции в сфере образовательной деятельности: метод. пособие. – Казань, 2011.

11. Коррупция. Политические, экономические, организационные и правовые проблемы / под ред. В. В. Лунеева. – М., 2001.

12. Коррупция и антикоррупционная политика: словарь-справочник. – М., 2008.

13. Сафронова И. В., Фокеева И. М. Формирование антикоррупционной нравственно-правовой культуры: методическое пособие / науч. рук. В. И. Пискарёв. – Казань, 2010.

14. Учебно-методическое сопровождение антикоррупционного образования: обучающий семинар / ред.-изд. сов.: Е. Г. Скобельцына, А.В. Леонтьев, В. И. Пискарев. – Казань, 2011.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: