Модель системы коррекционной психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития




II Модуль коррекционно-диагностический.

Задачей данного модуля является вы­явление особенностей развития детей с комплексными нарушениями, что опреде­ляет перспективу построения коррекционно- педагогической работы. В контексте исключи­тельно важного положения Л.С. Выготского «о зоне ближайшего развития», доминирую­щим принципом здесь выступает - принцип динамического изучения ребенка, благодаря которому появляется возможность отчет­ливо обрисовать не только психологический портрет ребенка на данный момент, но и определить его потенциальные возможности в обучении.

В ходе динамического наблюдения за деть­ми в коррекционно-развивающем процессе определяются:

- состояние мотивационной сферы и на­выков;

- индивидуальные особенности деятель­ности ребенка (темп прохождения материала, объем усвоения учебного мате­риала, степень самостоятельности и др.);

- уровень общения со взрослыми и детьми в процессе деятельности;

Наблюдение за ребёнком в процессе обуче­ния, в режимных моментах и свободной дея­тельности позволяет составить полное пред­ставление о характере и содержании ведущей деятельности, её особенностях (возможности осуществления самостоятельных действий, активности в достижении результата, харак­тере используемой помощи).


 

Модель системы коррекционной психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития



 

 


Важными условиями второго модуля яв­ляется:

- систематическая диагностика, в кото­рой выявляются особенности развития детей в процессе обучения и воспитания, а также отслеживаются показатели продвижения ре­бенка в ходе психолого-педагогической дея­тельности.

- систематическое наблюдение, по­зволяющее оценивать качество развития и обучения ребенка, следует проводить не только с помощью экспериментально- диагностических психологических меро­приятий, но и на основе систематического психолого-педагогического наблюдения за детьми в ходе учебно-развивающей деятель­ности. Таким образом, полученные данные не будут носить сугубо ситуативный характер, а будут объективными в отношении каждого ребенка.

- осуществление контроля и корректи­ровки в процессе обучения с целью комбини­рования содержания изучаемого материала или сокращения его объема, также проведе­ния изменений методов и форм работы в слу­чае их неэффективности.

- при динамическом психолого-педагоги­ческом изучении ребёнка отмечаются его ра­ботоспособность, внимание, степень утомле­ния, выявляются также негативные факторы, которые при первичном обследовании были скрыты и проявились уже в ходе педагогиче­ской работы.

- по показаниям осуществляется меди­цинское сопровождение.

Для реализации и решения задач, возни­кающих из образовательных потребностей детей с комплексными нарушениями разви­тия в процессе обучения, необходимо разра­батывать индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка, который пред­ставляет собой интегрированную модель психолого-педагогического пространства, создаваемого всеми специалистами различ­ного профиля и семьи, с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка с комплексными наруше­ниями развития. Индивидуальный образова­тельный маршрут отражает специфические средства овладения необходимым (программ­ным) содержанием; способы организации психолого-педагогической помощи, проек­тирование индивидуальных программ обучения и развития, а также способы деятельности, с помощью которых ребенок постигает необходимые знания, умения, навыки и продвигается в развитии.

Границы модуля-II очень расплывчаты, так как он служит промежуточным образованием, являющимся с одной стороны диагностическим потому, что первичное обследование по нашему мнению, не завершено и не может дать точных показаний для принятия окончательного решения в отношении дальнейшего обучения. С другой стороны этот модуль является и коррекционно-педагогическим, т.к. ребёнок погружается в учебно - образовательную сферу, однако действия педагога находятся на стадии поиска, уточнения, определения наиболее верного пути для дальнейшего обучения. Итогом работы модуля II является принятие коллегиальных решений в отношение каждого ребёнка на основе результатов комплексной диагностики и на основе данных психолого-педагогического изучения ребенка в коррекционно-развивающем процессе начальной ступени, а именно уточняется группа, класс, где должен учиться ребенок и определяются положения постороения коррекционной психолого - пеадгогической работы.

III Модуль коррекционно-развивающий.

Этот модуль представляет собой организованный целенаправленный коррекционный психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействуя педагогов, психологов, родителей и детей. Составной и неотъемлемой частью педагогического процесса является коррекционная психолого-педагогическая деятельность. Среди основных задач этого этапа можно выделить следующие:

- уточнение и постановка целей психолого-педагогической работы; проектирование вариантов оптимальных условий для воспитания и обучения детей;

- реализация индивидуальных коррекционных программ и технологий обучения и развития;

- реализация на практике коррекционного психолого-педагогического взаимодействия специалистов с детьми, специалистов с родителями, родителей со своим ребенком.

Цель коррекционной психолого-педагогической работы с детьми, имеющими ком­плексные нарушения - это содействие их всестороннему развитию, выявление поло­жительных и сглаживание отрицательных сторон личности, преодоление социальной недостаточности, что в итоге подводит де­тей к социальной адаптации, приспособле­нию к условиям жизни в социальной среде. Необходимо, используя потенциальные воз­можности детей, развить у них жизненно необходимые навыки, чтобы они могли са­мостоятельно себя обслуживать, ориентиро­ваться в предметах, явлениях общественной жизни, общечеловеческих ценностях, в явле­ниях собственной жизни и деятельности. До­стижение обозначенных целей обеспечивает­ся решением следующих задач:

1. Развитие психических функций и позна­вательной деятельности в процессе обучения и воспитания.

2. Расширение знаний и представлений об окружающем.

3. Формирование и развитие коммуника­тивных навыков.

4. Развитие навыков социализации.

5. Формирование базиса личностной куль­туры, правильного поведения.

Реализовать развивающую направленность процесса обучения и воспитания детей с ком­плексными нарушениями развития возможно в специальных условиях, которые в данном случае мы рассматриваем как интегрирован­ную модель психолого-педагогической со­гласованной деятельности специалистов по содержательным и организационно- методи­ческим аспектам.

Выводы:

Своеобразие сложных нарушений у детей данной категории, где сочетаются дефекты зрения, слуха, интеллектуальная недостаточ­ность, нарушения опорно-двигательной си­стемы, речевые расстройства требуют научно­го обоснования процесса развития, обучения и воспитания. Учитывая это обстоятельство, следует признать, что методологическое уче­ние о детях с множественными нарушениями развития строится на стыке различных науч­ных областей: психологии, педагогики, ряда специальных дисциплин, медицинского бло­ка, социальной педагогики.

Система психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями основы­вается на принципе психолого-педагогической теории связи психического развития ребенка с его воспитанием и обучением, который был сформулирован известными отечественными исследователями Л.С.Выготским, П.Я.Гальпе­риным, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Элькониным и др. Глав­ный тезис этой теории заключается в том, что психическое развитие ребенка опосредствова­но его воспитанием и обучением.

Изучая закономерности психических яв­лений, психологи вскрывают сущность про­цесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются дей­ствия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Устанавливая закономер­ности познавательных процессов (ощуще­ний, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научно­му построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения со­держания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности форми­рования личности, психология оказывает со­действие педагогике в правильном построе­нии воспитательного процесса

По отношению к общей системе специаль­ного образования, коррекционное психолого- педагогическое образование детей с ком­плексными нарушениями развития является интегрированной подсистемой, которая об­ладает рядом качеств: целостность и единство составляющих ее элементов; многомодульность, которая отличается вариативностью. В настоящее время система коррекционной помощи детям с комплексными нарушения­ми находится в стадии развития, несмотря на это, может реализовываться в различных специальных коррекционных учреждениях и опираться на разработанные программы, методические и нормативные материалы и управление органами руководства образова­нием различных уровней.

Успех работы с такими детьми зависит от компетентности и высокого профессиона­лизма педагога, психолога. Универсальность его знаний и возможностей предопределя­ется умением ориентироваться в различных отраслях специальной педагогики, глубоким пониманием специальной психологии, опре­деленными сведениями и некоторой под­готовленностью по ряду медицинских дис­циплин. Обретение этих качеств становится залогом возможности и успешности в разра­ботке вариативных моделей индивидуальных коррекционных программ, инновационного инструментария диагностики, обучения, вос­питания и реализации основных направле­ний психолого-педагогической помощи де­тям со сложными нарушениями развития в специально образовательных условиях, кото­рые необходимо организовывать в учрежде­нии и семье.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М„ 1995.

2. Дети с ограниченными возможностями: проблемы инновационных тенденций обучения и


3. воспитания: Хрестоматия / сост. Н.Д.Соколов, Л.В.Калашникова. - М., 2001.

4. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением централь­ной нервной системы в группах кратковремен­ного пребывания / под ред. Е.А. Стребелевой. - М., 2004.

5. Усанова О.Н. Дети с проблемами психиче­ского развития. - М., 1995.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: