Прогрессивные тенденции у Гомера.




Социально-историческая основа.

Гомеровский эпос содержит явные указания на общинно-родовую организацию общества. Однако тот социально-исторический период, который изображен в гомеровских поэмах, далек от наивного и примитивного общинно-родового коллективизма, он отличается всеми признаками весьма развитой частной собственности и частной инициативы в рамках родовых организаций.

а) Сословия.

Гомеровское общество разделено на сословия, поскольку сословие есть не что иное, как общность людей, объединенных по тому или иному общественному, профессиональному признаку на основе либо юридических узаконений, либо обычного права.

У Гомера мы находим постоянно генеалогию героев, происходящих от Зевса. Вождь окружается у Гомера обычно своей дружиной, которая относится к нему с благоговением. Власть вождя связана с крупным землевладением. Частые войны и всякого рода предпринимательства тоже вели к обогащению наиболее имущей части родовой общины. У Гомера мы находим описание великолепных вещей и дворцов. Его герои умеют прекрасно говорить. Они похваляются богатством, железом и медью, золотом и серебром, любят обильные пиршества.

б) Торговля, ремесло и земельная собственность.

Старинная родовая община, основанная на натуральном хозяйстве, конечно, не торговала, а обмен был настолько примитивен, что не играл ведущей экономической роли. В поэмах Гомера же намечается совершенно другая ситуация.

Здесь весьма часто делают взаимные богатые дары, которые иной раз приближаются к тому, что в экономике носит название обмена. Настоящая торговля упоминается в эпосе крайне редко. Однако она уже существует. С торговлей развиваются и ремесла. Ремесленников в поэмах Гомера очень много: кузнецы, плотники, кожевники, горшечники, ткачи, золотых и серебряных дел мастера, а также прорицатели, певцы, лекари и глашатаи. Уровень ремесла здесь чрезвычайно высок. Как мы увидим ниже, поэтическое изложение буквально пересыпано упоминаниями разного рода добротных изделий, художественно сработанного оружия, одежды, украшений и домашней утвари.

В эпосе Гомера мы встречаем прослойку нищих, которая уже совсем немыслима в родовой общине, где все являются своими и родными. Об их жалком, ничтожном и унизительном положении можно судить по Иру, который стоял на пороге перед пирующими женихами и выпрашивал себе подаяния и с которым Одиссей, тоже в виде подобного нищего, затеял драку.

в) Рабы.

na("Источник: Античная литература\n AA887C6349604690464B4D137B7C78A22D685E6650A754AF424C595F5B95A42670617C770EA9866A5E6F4D86595A56836D7C60327F7D5060056856A7574C4247454CB8786E69693E50735FBB11A2504045435058747EB373717A49EE975D496B128B4841485966A1796F697250619835527B549CC04E5157A97A6A7C6E61597E48A1782549564893CB5A7169667B627C5A6B846A52625B1C4959474E3B60B16C766E4364806F8168454B551342456C7A3075A569496E516189A55E90485A42016174AA4C3B6045715078") Гомер говорит также о рабах, правда, пока еще исполняющих работу пастухов и домашних слуг. Есть также особые рабы, как свинопас Евмей, владеющий собственным рабом и собственным домом, и нянька Одиссея Эвриклея, которой подчинены все слуги. Как предвестье надвигающегося классового рабовладения можно рассматривать дикую расправу Одиссея с неверными рабами - особенно казнь козопаса Мелантия и повешение служанок

na("Источник: Античная литература\n AA887DAD874D5D5845414ADFAB646A632E7A566E956A547E5A5E985A575CA42660736E7B0E7553655B79405D55834643756D652E716083BE1EA05169874E534C5B40B87D6E72BB2F85BF737F1173454B4C81885B6E7C60647E6C472852B848790F4B9A4F509F606F66716977436958E5537F4843114F5F5F6465A864637E447B4BAF9D104D424A51CB487A686C7CB1694164537351A34D034B4B425125676D7178AF5E7952744E794E58841648516A64EB69656C5C6F43A043605B494D4881DD49656FA22F6D5865446C5F625F445257") В "Илиаде" рабство носит еще патриархальный характер, в то время как в "Одиссее" отчуждение раба от господина безусловно растет. Число рабов-мужчин значительно уступает числу рабынь-женщин. Все ремесленники - свободные.

 

Прогрессивные тенденции у Гомера.

а) Антивоенные и антиаристократические тенденции.

na("Источник: Античная литература\n AA887DAD466B5A55554B4D0C617C7FA23066496C55729A655246985E5D5D7627A06065B30365866A55754F5D55835C486560AF3E6F744D761F6046755653834A524F767F6478BB2D55754C691768444E5B4B5F506D617D6BBA6E4720457094B90445484F524C7DA17973A7614E68982857BA43550D41549D616C6675736F507E5C739D2D555B53571C5D6B636AB0BC465C6E416B9C6D5B1D4D584A4632AC73727F625EA842694F78524F8AC1684C647A2677A57055719F6C4074595E5C454B10786AAA6AFF794668406F53624152") В гомеровских поэмах как будто бы на первый план выдвигается героика аристократической знати, которую он тем не менее изображает критически. Гомер осуждает войну вообще. Именно эту беспощадную и стихийную войну олицетворяет собой фракийский бог Арес.

na("Источник: Античная литература\n AA887D634C6856904A55471A66746F702E7794725B6C46655C8C574F469977386B6F7C7B06A54360906943565C484F4E6B6E61FC7A7F5F7E1E64436A4F538D897F9F7AB7736A7521856C51600869518E4B524D956D637F6D7A7B4228975B56750B5B5A814F5FA3706570777D4661980657705D5E10449D9D63657A7A73745FBE48715D214556534E149872A96D707F6D536241699C644ACE5A5E445DE07C7F787E625EA680444F754E5A840F57456C6BEB7D656642689F6357A55E54404544156C747C6A37A85461446951714041565C40") Война признается только при условии ее морального оправдания. И в этом смысле все симпатии Гомера на стороне Гектора, который сражается и погибает за свою родину.

б) Гражданственность и чувство родины.

Гомер - выразитель идеи развитой и ревниво оберегаемой гражданственности. Полис ставится выше всего. Человек внеполисный, внегосударственный, внегражданственный вызывает только сожаление и презрение. Не знающие законов гражданской жизни циклопы в "Одиссее сознательно изображены в гротескном виде. В "Одиссее" незнакомцу всегда задается вопрос:

"Где твой город и где твои родители?" А "дикие" всегда трактуются как лишенные морального сознания. Они не чувствуют потребности помогать страннику и не испытывают стыда перед богами, то есть они лишены всего того, благодаря чему человек создает общественно-политическую жизнь. К этому нужно добавить еще и очень острое чувство родины, которым пронизаны обе поэмы. Идея возвращения героя на родину, любви к ней и к своим соотечественникам, несмотря на катастрофы, преобразовали первоначальный сказочно-авантюрный сюжет "Одиссеи" и сделали ее произведением гуманизма и высокой морали. Одиссей отверг бессмертие, которое обещала ему нимфа Калипсо, ради возвращения на свой бедный скалистый остров. Менелай, после нескольких лет тяжелых испытаний вернувшийся домой, не может без слез думать о своих товарищах - земляках, погибших вдали от родины. Для Гектора высшее счастье - сражаться и умереть за родину.

в) Переход от мифологии к поэзии.

Гомера совершенно реальная, но они изображены в такой форме, которая имеет мало общего с примитивными и грубыми народными верованиями. Гера, Кирка и Калипсо - это прекрасные женщины в роскошных туалетах, утопающие в наслаждениях и испытывающие тонкие переживания. Само изображение свидания Зевса и Геры, по мнению многих исследователей, есть не что иное, как пародия на старый миф о священном браке Земли и Неба. Очень много пародийного и в знаменитой битве богов. Жрецы и пророки, правда, встречаются у Гомера, но едва ли они имеют какое-нибудь иное значение, кроме чисто сюжетного, то есть кроме художественного использования. Поэтическое изображение Гомером богов и демонов соответствует его героическому стилю. Это совершенно такие же художественные персонажи, как и самые обыкновенные герои и люди. Гомеровские поэмы, таким образом, окончательно превращают эпос в чисто

поэтическое создание. Именно поэтому они отличаются совершенно неповторимым и непревзойденным иронически-юмористическим изображением божественного и героического мира, характерным для восходящей цивилизации.

na("Источник: Античная литература\n AA887C634960465E475445156EB4656C22644FA05B755167454C464D5F46A42C7964BE7D0A68486C906B5C485D465E4E6B7C7D206AB082BE1670436E4A444F89475F7F75666A732849BD40741175515F434D4B5BBC606D63746B4A2D5F67987B0B525A4D4A93A37079796373466943295ABA5F430A445D55A963797E707E5B654CA151275441444F055AB4A94F76BC6B566A49BB416C441F8B5E8A4F287C74BC7B6A8D6C406C8176454E4A004D4E6279EB727B6C49605F604D7A965285574F176361AA723F6F586545674FA3") Гомеровские поэмы отличаются еще одной особенностью - крайним развитием эпического любования вещами, созданными руками искусных мастеров. Ни один эпос в мире не дал подобного любования в таких размерах, как "Илиада" и "Одиссея", где десятки стихов посвящаются тем или другим произведениям. Наконец, эстетическая культура восходящего гуманизма сказалась у Гомера еще как склонность его к авантюрно-сказочным сюжетам, которые ближе к первобытной мифологии в своем непосредственном содержании. Эти сюжеты имеют откровенную целевую установку - услаждать, восхищать и забавлять досужего и эстетически прихотливого слушателя. Неувядаемые образцы авантюрно-сказочной мифологии Гомер дал в "Одиссее" (песни IX-XII). И хотя авантюрно-сказочный элемент издавна имел место в греческом эпосе, все же его высокое художественное развитие и его причудливое переплетение с героическим эпосом есть всецело достижение восходящего гуманизма.

Таким образом, антивоенные, антиаристократические, даже антимифологические и всякого рода светские тенденции и мотивы в поэмах Гомера совершенно очевидны. С ними мы постоянно встречаемся и при чтении самого Гомера, и при изучении научной литературы о нем.

г) Итог.

na("Источник: Античная литература\n AA887769406B5D5E464D50DD487A66672F6898A04672546B4D8C495D40516821A06B7063037A4A6D90678D485D5A5B4E6863A22C7A74417C0F7E8373495C4F49415766BBAE76693D457B5D7E0BA2464E43454D9574AB716C6B7C442448614B67CE5D52434A546B6677686F6D87A45A2B436F41541F5D5954A9687B7863625E7955AD9D254F585F480B47BA6372766E6D5871846B5C64410E485C545A25656063B67F436C4E654F708B4A540951526F7D3B7977654FAE9F7C4F6059424D524A0C617A6FA2317A596E4D62576757") Идеология Гомера, уходя своими корнями в общинно-родовую формацию, отражает также и восходящую цивилизацию, восходящий гуманизм, включая критику разлагающейся родовой аристократии, скептическое отношение к богам и героям, вполне определенную антивоенную тенденцию и вообще гуманизм в морали, религии и эстетике. Не чужд Гомеру также и критический подход к новому, только что зарождающемуся рабовладельческому обществу.

Положение гомеровского эпоса, если можно так сказать - между двумя социально-историческими формациями. Это сделало его идеологию очень глубокой и содержательной. Гомер, с одной стороны, еще живет в пределах общинно-родовой формации, живо ее чувствует., даже любуется ею, но видит и ее язвы; с другой стороны - он начинает осознавать и недостатки наступающей новой формации. Это и поставило его как бы выше обеих формаций и обеспечило ему небывалый успех до последних дней античного мира.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: