Анализ психологической теории по дисциплине




Правительство Российской Федерации

Государственный университет – Высшая школа экономики

Факультет психологии

 

 

Анализ психологической теории по дисциплине

«Введение в психологию»

 

 

Студент группы № __БПС161___

Любкина Анна Сергеевна

 

Москва, 2016

Теория ранней селекции Д. Бродбена

Представьте, что Вы находитесь во время перерыва в столовой университета, где одни студенты активно обсуждают прошедший семинар, другие рассказывают о своих планах на выходные, третьи рассуждают о качестве еды в столовой, и всё это происходит в одном месте и в одно время. И всё же большинство из нас способно присоединиться к одному разговору и полностью игнорировать другие. Но как нам это удается?

Ответ на этот вопрос может дать теория ранней селекции, разработанная британским экспериментальным психологом Дональдом Бродбентом в 1958 году. Согласно этой теории вся сенсорная информация сначала беспрепятственно поступает в сенсорное хранилище (стадия сенсорной параллельной переработки), а затем, на стадии последовательной переработки, отфильтровываются только те впечатления, которые объединены общим физическим признаком: направлением, громкостью, цветом и т.д. Также роль в отфильтрововании информации играет прошлый индивидуальный опыт. Отвергнутая информация в течении очень короткого времени сохраняется в сенсорном хранилище и при быстром переключении может быть обработана. Фильтр защищает вторую стадию от перезагрузки и открывает доступ только одному каналу. Под словом «канал» в психологии подразумевается путь переноса сенсорных сообщений, который может быть отвергнут или отобран для дальнейшей обработки. В рамках этой теории каналы образуются на стадии сенсорной параллельной переработки (каналы мужских и женских голосов, звуков, идущих слева или справа, каналы различных цветов и яркости).

Попробуем проанализировать эту теорию в соответствии с критериями, которые мне удалось выделить во время работы с материалами Владимира Дмитриевича Шадрикова:

1. Позволяет увидеть ранее не наблюдавшиеся соответствующие эмпирические отношения

Теория Д. Бронбента является первой целостной теорией внимания, изучению которого ранее не придавалось особого значения. Теория позволяет увидеть механизм, благодаря которому человек выборочно воспринимает информацию об окружающей его среде и объясняет принципы работы этого механизма.

2. Теория должна приводить к систематической экспансии знания в область интересующих феноменов

Данная теория, как ранее упоминалась, стала первой систематизированной теорией о человеческом внимании и принципах его работы. Модель системы переработки информации Бронбента привлекла внимание к вниманию как предмету психологии и повлекла за собой поиски альтернативных моделей, а следовательно расширению знаний в данной области.

3. Верифицируемость

Как сам Д.Бродбент, так и его предшественники и последователи проводили множество различных экспериментов и исследований. Бродбент подтвержал свою теорию следующим эксперементом: Для проверки этого предположения он использовал методику дихотического слушания. В одно ухо испытуемого он предъявлял три цифры, а в другое ухо в то же самое время – три другие цифры. Испытуемый, таким образом, мог слышать, например, правым ухом – 4, 9, 3; левым ухом – 6, 2, 7. В одном случае испытуемых просили воспроизвести цифры, воспринимаемые через какое-либо одно ухо: 493 или 627.

В другом случае их просили воспроизвести цифры в порядке их предъявления. Поскольку предъявлялось по две цифры одновременно, испытуемые могли воспроизвести одну из цифр первой пары, но им приходилось назвать их обе, прежде чем продолжать последовательность. Отчет испытуемого выглядел так: «4, 6… 2, 9… 3, 7 ».

С учетом количества воспроизводимой информации (шесть единиц) и скорости предъявления (две в секунду) Д. Бродбент ожидал, что точность воспроизведения будет около 95 %. Однако в обоих экспериментах испытуемые воспроизводили меньше ожидаемого результата: в первом случае – 65 %, во втором – 20 %. Ученый объяснил эту разницу необходимостью испытуемого при проведении второго эксперимента более часто переключать внимание с одного источника информации на другой.

Однако в 1960 г. выпускники Оксфорда Дж. Грей и А. Ведденберн провели эксперимент, результаты которого поставили теорию селекции Д. Бродбента под сомнение. Они предъявляли через левое и правое ухо слоги, составляющие вместе одно слово, и случайные цифры так, что, когда одно ухо слышало слог, другое слышало цифру.

Если теория Д. Бродбента, основанная на физической природе слуховых сигналов, верна, то испытуемые, когда их просили повторить то, что они слышали через один канал, должны были бы произнести нечто невнятное, а именно: «объ-два-тив » или «шесть-ек-девять ». Вместо этого они произносили слово «объектив », демонстрируя способность быстрого переключения с одного канала на другой.

Во втором эксперименте ученые использовали ту же процедуру, только вместо отдельных слогов предъявляли целые фразы (иногда эту задачу называют «Дорогая тетя Джейн» или «Какого черта»). Как и в эксперименте с цифрами и разделенными словами, испытуемые склонны были слышать целую фразу, т.е., как констатировали Дж. Грей и А. Ведденберн, испытуемые в этой ситуации действовали разумно.

По утверждению Р. Солсо, авторы исследования «играли не вполне честно »: стремление понять смысл разделенного слова или фразы заставляло испытуемых быстро переключаться с канала на канал, что не характерно для обычного восприятия информации. Как бы то ни было, теория ранней фильтрации, основанная на принципе «все или ничего », потребовала дальнейших доказательств или опровержений. [1]

Таким образом положения теории легко подвергают проверке и имеют право претендовать на истинность.

4. Широта

Теория охватывает все виды сенсорного восприятия и способна объяснить механизмы их обработки. Также она объясняет переключения внимания, отмеченные в эксперименте, наличием сенсорного хранилища, где отвергнутая информация хранится в течение короткого промежутка времени.

Теории не имеет гендерных, возрастных или иных ограничений и имеет место для всех людей.

5. Теории всегда возникают на базе того, что уже наблюдалось и о чем сообщалось

Данная теория обобщает и подтверждает многие исследования и эксперименты, проведенные ранее. Д.Бродбент в своих методах использовал метод дехотического прослушивания, предложенный в 1953 году инженером-акустиком Колином Черри. Черри исследовал слуховое внимание, рассматривая человека, как радоиприёмник. Подтверждение его выводов можно найти в данной теории[2]. Также свое отражение находит здесь математическая модель коммуникации Шеннона-Уивера[3].

6. Простота (экономность)

Теория достаточно экономна, не содержит внутри себя сложных, труднодоступных закономерностей и спорных понятий.Любой феномен, который затрагивает теория, легко объясним в рамках концепции, которая легко отражается схемой.

 

Список литературы

1. Веб-сайт «Мир психологии» (https://www.psyworld.info/model-rannej-selekcii-brodbenta)

2. Веб-сайт «Студопедия» (https://studopedia.org/3-111798.html)

3. Веб-сайт «EUCIP» (https://www.nvtc.ee/e-oppe/Ija/b_4_1/_2.html)

4.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: