Понятие, задачи и принципы государственного регулирования экологопользования




Правовые основы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Основой государственного регулирования природопользования является экологическое законодательство, обеспечивающее правовую защиту природной среды. Правовое регулирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов осуществляется на базе совокупности нормативных правовых актов, к которым относятся законы, указы, постановления и распоряжения правительства, нормативные акты министерств и ведомств, а также международные правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения.

Основу современного законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования составляют:

Ø Конституция РФ

Ø кодексы:

· Кодекс о недрах

· Водный кодекс;

· Кодекс о земле;

· Лесной кодекс;

· Налоговый кодекс;

Ø законы: «Об охране окружающей среды»;

    • «Об особо охраняемых природных территориях»
    • «О животном мире;
    • «Об охране атмосферного воздуха
    • «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
    • «О питьевом водоснабжении»

Особое место среди правовых актов экологического законодательства занимает Закон «Об охране окружающей среды» в новой редакции, который охватывает весь комплекс правовых отношений, возникающих по поводу взаимодействия общества с окружающей средой, и механизмы реализации экологических мероприятий. Этот закон призван обеспечить правовые основы экологической безопасности, природоохранной деятельности, защиту прав человека на благоприятную для его жизни и здоровья среду обитания, определить экологические основы охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений.

 

Понятие, задачи и принципы государственного регулирования экологопользования

 

Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды – это определенная нормативно-правовыми актами деятельность компетентных органов, направленная на сохранение естественных экологических систем и рациональное использование природных ресурсов с целью обеспечения благоприятных условий жизни человека.

Государственное регулирование экологопользования и охраны окружающей среды осуществляется через регулирование экономической и экологической систем РФ.

К основным задачам государственного регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды относятся:

ü формирование и совершенствование нормативной правовой базы;

ü использование экономических регуляторов природопользования (нормирование, лицензирование и др.);

ü организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов экологопользования;

ü осуществление государственного контроля и надзора в области охраны окружающей среды и природопользования;

ü осуществление государственного управления и государственного контроля в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения;

ü ведение Красной книги;

ü разработка и осуществление программ и проектов в области охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха;

ü обеспечение населения информацией о состоянии окружающей среды, экологическое воспитание и просвещение.

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов:

ü законности управления;

ü приоритета охраны окружающей природной среды;

ü комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;

ü плановости государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды;

ü сочетания государственного регулирования с местным самоуправлением;

ü разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов.

Принцип законности в государственном регулировании экологопользования и охраны окружающей среды. Государственные и общественные организации, должностные лица, государство и его органы действуют на основе законности. Это требование касается и всех граждан.

Законность в регулировании экологопользования имеет две основные стороны: точное и неуклонное соблюдение в деятельности по регулированию всех нормативно-правовых актов и принятие правильного решения в случае коллизии применяемого законодательства.

Принцип приоритета охраны окружающей природной среды предполагает также наличие двух основных сторон: требований охраны экологических систем решение должно приниматься, исходя из интересов сохранности экологических систем и использование одних природных объектов должно осуществляться не во вред другим природным объектам и окружающей среде в целом.

Принцип комплексного (всестороннего) подхода в процессе государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды обусловлен объективным законом единства природы, всеобщей взаимосвязью происходящих в природе явлений. Он проявляется в том, что в рамках данного вида управления реализуются все вытекающие из законодательства функции, в сфере государственного управления оказываются все природопользователи, призванные выполнять экологические требования, при принятии административных решений принимаются во внимание все виды вредных воздействий на состояние природы, ведется их учет.

Принцип плановости государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды заключается в следующем: важнейшие мероприятия по регулированию экологопользования закрепляются в планах, которые после их утверждения обретают обязательную силу, а за результатами реализации в жизнь разработанных планов и программ должен осуществляться постоянный контроль.

Принцип сочетания государственного регулирования с местным самоуправлением выражается в следующем: максимальное вовлечение граждан в дело регулирования экологопользования и расширение демократических начал в регулировании экологопользования должно сопровождаться установлением точно определенной индивидуальной ответственности каждого за вверенный участок работы.

Принцип разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций в организации государственного управления природопользованием и охраной природы как принцип проявляется в том, что органы, наделенные контрольно-надзорными функциями управления использованием и охраной природных ресурсов не могут выполнять функций по хозяйственному использованию соответствующих ресурсов. Этот принцип должен быть применим к специально уполномоченным государственным органам в области природопользования и охраны окружающей среды. Посредством данного принципа обеспечивается объективность экологического контроля и надзора и эффективность действия права окружающей среды в целом. К сожалению, в современной России этот принцип соблюдается далеко не всегда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: