Периоды работы по формированию произношения у учащихся с ТНР.




 

Речь детей с общим недоразвитием из-за причины неправильного произношения звуков и значительных затруднениях при произнесении слов различной слоговой структуры крайне неразборчива, что выражается в искажении или замещении звуков, перестановке, пропусках звуков и слогов.

Первый этап – формирование(постановка) звуков. На первом этапе правильная артикуляция и правильное звучание сравнивается с неправильным. Обращается внимание на положение артикуляционных органов. В начале первого периода сравниваются далекие звуки: [к] - [м], [к] - [н], [п] - [м], позже - близкие (со второй половины октября). Затем идет различение звуков, выделение из ряда других звуков. По мере усвоения звуков проводится и их дифференциация. При дифференциации выделяются существенные особенности каждого звука. Работу начинаем со звуков: [а], [у], [м], [п], [о], [в], [к], [н], [х], [т], [ф], [и], [э], [б], поскольку они являются более легкими для произношения. Позднее начинается работа над звуками [л], [с], [з], [ы], а также над сочетаниями всех перечисленных звуков согласных с гласными [и], [е]: пи, ми, ти; пе, ме, те и др. Позже всего отрабатываются звуки [ш], [ж], [р], [ц], [ч], [щ], сочетание мягких согласных с гласными [а], [о], [у].Специфической особенностью детей с ОНР является то, что они испытывают затруднения в произношении мягких звуков. Параллельно работаем над слуховым восприятием.

Кроме отработки звуков, большое место отводится произнесению слов, предложений. Упражнения на произношение чередуются с упражнениями на развитие слухового восприятия. Сначала различаем слова, затем фразы. Закрепляем звуковой и слоговой состав: например заучивание слов по слогам,отхлопывание, зрительная опора на схему слова. Также при произношении слов, фраз следует учить восприятию и воспроизведению слоговых рядов с изменяющимся слоговым составом. Позже подбираются рифмованные фразы с четким ритмом. После того как удалось добиться легкого произнесения какого-либо ряда, последовательность меняется, ведется работа над ударением.

Дети подготавливаются к анализу и синтезу слов: выделяют звука из ряда гласных, определяют место звука в ряду, делят слова на слоги, выделяют ударную гласную, выделяют согласные в конце слова, затем вводятся обратные слоги, они подкрепляются схемой. Далее выделяют согласный в начале слова или слога. Делается полный анализ слов.

Структура уроков по произношению:

1. Развитие моторики речевого аппарата (5-7 мин).

2. Изучение звука (15-20 мин).

3. Усвоение слов и предложений различной сложности на материале пройденного, т. е. правильно к этому времени произносимых звуков (15-20 мин).

4. Подготовка к анализу и синтезу звукового состава речи (5-7 мин).

На втором этапе идет деление предложения на слова. Строятся простые распространенные и нераспространенные предложения.

К концу первого периода уточняется и расширяется словарь учащихся, формируются навыки грамматически правильной речи. Все это обеспечивает готовность к усвоению грамоте. Для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, но и имел четкие представления о звуковом составе языка (слов) и умел бы анализировать звуковой состав слова. Умение слышать каждый отдельный звук, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово - важнейшие предпосылки для успешного обучения грамоте.

 

5. Уроки произношения (структура, содержание).

 

Структура уроков определяется необходимостью формирования звуковой и звуко-слоговой структуры речи; вместе с тем учитывается необходимость подготовки ученика к овладению грамотой. Распределение материала внутри урока может быть различным.

Примерная структура уроков произношения.

1. Развитие моторики речевого аппарата (5-7 мин). Артикуляционные упражнения обязательно входят в каждый урок первого периода. Они могут проводиться или непосредственно перед изучением нового звука, или в ходе урока. Во втором полугодии артикуляционные упражнения, по усмотрению учителя, могут быть частично или полностью заменены упражнениями в произнесении различных звуковых комплексов.

2. Изучение звука (15-20 мин). Сюда относятся упражнения в различении на слух определенных пар или групп звуков, а также упражнения на закрепление изучаемых звуков в слогах, словах и предложениях. В отношении усвоения слов и предложений различной сложности эта часть урока может рассматриваться как закрепление пройденного.

3. Усвоение слов и предложений различной сложности на материале пройденного, т. е. правильно к этому времени произносимых звуков (15-20 мин). Это упражнения на запоминание и различение фраз, рядов слов или слоговых сочетаний и на тренировку произносительных навыков, на развитие чувства ритма, речевого дыхания. В отношении звуков эта часть урока может рассматриваться как закрепление пройденного.

4. Подготовка к анализу и синтезу звукового состава речи (5-7 мин). Это упражнения на нахождение места звука в слове, на деление слов на слоги.

Анализ звукового состава речи частично переносится на уроки грамоты. Через 20-25 мин после начала урока рекомендуется провести 2-3-минутную зарядку или подвижную игру.

Это примерная структура урока. В построение каждого урока учитель вкладывает свои мысли, свой опыт и соображения, свои знания. При планировании каждого урока он должен ясно представлять себе то, что он должен делать: закрепление, усвоение нового или повторение. Необходимо тщательно продумать и подобрать наглядные пособия, зонды, зеркала, шпатель, спирт, вату, игровой материал. В классе должно быть большое стенное зеркало размером 60х150 см.

Успешное обучение возможно лишь при условии постоянного учета индивидуальных особенностей ребенка. В первые дни необходимо провести обследование.

При обследовании произношения выявляются:

· затруднения в произношении слов различной слоговой структуры и предложений;

· недостатки в произношении звуков;

· возможности слухового воспроизведения, состояние слухового внимания, различение звуков и слов, сходных по звучанию, слуховая память, степень подготовленности к анализу;

· темп и плавность речи;

· особенности строения артикуляционного аппарата и состояние речевой моторики.

Все данные обследования вносятся в речевую карту, которая заводится на каждого ребенка. Данные учитываются при составлении плана индивидуальной работы с учеником.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: