Виды таможенных платежей




Понятие таможенных услуг структура и классификация

 

Таможенные услуги относятся к важной сфере услуг, обслуживающих внешнеторговую деятельность экспортеров и импортеров. Кроме того, таможенные органы предоставляют услуги не только субъектам внешнеэкономической деятельности на определенном этапе внешнеторговой сделки, но и государству, выполняя функцию по регулированию, а также возможности защиты экономики, здоровья населения и охраны окружающей среды.

Деятельность по совершению таможенных операций является лицензируемой, контроль за которой осуществляют таможенные органы и органы экспортно-импортного контроля.

Все услуги, предоставляемые заинтересованным лицам, содержат в себе основной перечень действий совершаемых над имуществом, товаром, транспортным средством необходимых для проведения таможенного оформления и контроля. В зависимости от выбранного таможенного режима и характера товара, имущества, транспортного средства, таможенный агент согласно приведенной структуре подготавливает либо проверяет правильность составления документов.

В соответствии со ст. 403 ТК России таможенные органы осуществляют следующие основные функции:

1)Осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

2)Взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

3)Обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

 

4)Обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВТД и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

5)Обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

6)Ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;

7)Осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;

8)Ведут таможенную статистику внешней торговли;

9)Обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

10)Осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

11)Устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками ВЭД, иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением ВЭД.

Виды таможенных платежей

 

Действующее законодательство под таможенными платежами понимает налоги, сборы и иные обязательные платежи, взимаемые таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и других установленных законодательством случаях.

Следует различать "таможенные платежи" и "платежи, предусмотренные таможенным законодательством", несмотря на то, что в работе они используются как равнозначные. Последнее понятие является более широким и включает в себя как сами таможенные платежи, так и некоторые другие обязательные платежи, осуществляемые в таможенной сфере, например: средства от реализации конфискатов, пени, штрафы и взыскания стоимости товаров, проценты за предоставление отсрочки либо рассрочки таможенного платежа, суммы обеспечения уплаты таможенных платежей. Не все таможенные платежи уплачиваются исключительно таможенным органам. Некоторые таможенные платежи, как правило, не связанные непосредственно с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (плата за информирование и консультирование и др.), могут уплачиваться таможенным лабораториям, научно-исследовательским и учебным заведениям Государственного таможенного комитета РФ, т.е. учреждениям, не входящим в систему таможенных органов. Таможенные платежи с товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, уплачиваются государственному предприятию связи, которое перечисляет указанные платежи на счета таможенных органов.

Виды таможенных платежей определены ст. 110 ТК РФ, в соответствии с которой к ним относятся:

1) таможенная пошлина;

2) налог на добавленную стоимость;

3) акцизы;

4) сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий;

5)сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

6) таможенные сборы за таможенное оформление;

7) таможенные сборы за хранение товаров;

8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

9) плата за информирование и консультирование;

10) плата за принятие предварительного решения;

11) плата за участие в таможенных аукционах.

Платежи различаются как по юридической природе, так и по экономическому содержанию. Среди них есть налоги (таможенная пошлина, НДС, акцизы) и обязательные платежи неналогового характера (платы, таможенные сборы и др.) Такое деление таможенных платежей имеет существенного значение для практики таможенного регулирования. Например, только по таможенным платежам, имеющим налоговую природу, может быть представлена отсрочка или рассрочка в уплате.

Одни таможенные платежи могут взиматься по правилам, установленным только федеральными законами, другие же могут регулироваться подзаконными актами.

При определении правового статуса декларанта таможенное законодательство особо обращает внимание на то, что независимо от того, является ли декларант лицом, перемещающим товары, или таможенным брокером, он выполняет все обязанности и несет в полном объеме ответственность, предусмотренную ТК, за свои действия или бездействие.

Обязательство по уплате таможенных пошлин и иных налогов в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ возникает с момента принятия таможенной декларации должностным лицом таможенного органа. Принцип таможенного декларирования означает, что все основные данные, необходимые для расчета и уплаты таможенных платежей, а также выполнения таможенных формальностей, должны быть представлены самим лицом, перемещающим товар, или таможенным брокером.

 

В случае неуплаты таможенных платежей в установленные сроки в установленном порядке суммы причитающихся платежей взыскиваются таможенными органами с лиц, ответственных за их уплату. Последние несут ответственность перед таможенными органами за правильное исчисление и своевременную уплату таможенных платежей.

До помещения товаров и транспортных средств, ввозимых на российскую таможенную территорию, под определенный таможенный режим ответственность за уплату таможенных платежей несет перевозчик (таможенный перевозчик), за исключением особых случаев, предусмотренных таможенным законодательством. На этом этапе товары и транспортные средства могут быть сданы на склад временного хранения. В этом случае лицо, ответственное за уплату таможенных платежей, различно в зависимости от того, кому принадлежит склад.

Если его владельцем является таможенный орган, то ответственность за уплату таможенных платежей несет лицо, поместившее товары и транспортные средства на склад временного хранения, а при отсутствии такового - собственник или владелец товаров и транспортных средств.

Если же владельцем склада временного хранения является частное лицо, то оно и будет нести ответственность за уплату таможенных платежей по товарам и транспортным средствам, хранящимся на складе. В договоре хранения возможно возложить ответственность за уплату таможенных платежей на лицо, помещающее товары и транспортные средства на склад. В этом случае владелец склада будет нести солидарную ответственность с указанным лицом за уплату таможенных платежей.

После помещения товаров и транспортных средств под конкретный таможенный режим ответственность за уплату таможенных платежей регулируется нормативными актами ГТК России, устанавливающими порядок нахождения товаров и транспортных средств под определенным таможенным режимом. Например, при помещении товара под режим транзита ответственность за уплату таможенных платежей несет перевозчик (ст. 40 ТК РФ). Именно он при выдаче товаров без разрешения таможенного органа, утрате товаров или недоставлении их в таможенный орган назначения должен уплатить таможенные платежи, полагающиеся соответственно при таможенных режимах выпуска для свободного обращения или экспорта.

В ст. 56 ТК РФ установлено, что ответственность за уплату таможенных платежей в отношении товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, несет владелец такого магазина.

Ответственность за уплату сборов за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление действия лицензий, а также сборов за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата несет лицо, которому выдается лицензия или аттестат

Ответственность за уплату таможенных сборов за хранение товаров несет лицо, поместившее товары на хранение.

Ответственность за уплату таможенных сборов за таможенное сопровождение товаров несет перевозчик.

При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ ответственность перед таможенными органами за уплату таможенных платежей несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, и лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таможенные услуги относятся к важной сфере услуг, обслуживающих внешнеторговую деятельность экспортеров и импортеров. Кроме того, таможенные органы предоставляют услуги не только субъектам внешнеэкономической деятельности на определенном этапе внешнеторговой сделки, но и государству, выполняя функцию по регулированию, а также возможности защиты экономики, здоровья населения и охраны окружающей среды.

Сегодня таможенные органы России находятся в стадии активного институционального развития, на которое оказывают влияние два важных фактора. Первый - предстоящее присоединение Российской Федерации к Всемирной торговой организации, в рамках которого российское таможенное законодательство и таможенное администрирование должны быть гармонизированы в соответствии с общепризнанными нормами в области таможенного дела. Именно данные обстоятельства вызвали необходимость принятия в 2009 г. нового Таможенного кодекса РФ (далее - ТмК РФ), создавшего необходимые предпосылки для формирования практически новой, соответствующей мировым стандартам правовой базы таможенного дела и организационно-правовых основ деятельности таможенных органов России.

Второй важный фактор, вызывающий кардинальные изменения в деятельности таможенных органов, - реформирование системы государственного управления в соответствии с утвержденной Правительством РФ Концепцией административной реформы в Российской Федерации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1) Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ

2) Распоряжение ГТК РФ от 22.03.2001 N 258-р (ред. от 11.01.2010)

3) Азаревич, Т. «День сегодняшний и завтрашний: Таможня и внешнеэкономическая деятельность» / Т. Азаревич. – 2009.

4) Таможенное право РБ. – Москва: Амалфея 2009.

5) ФТС РФ от 06.04.2007 N 01-06/12871"О разъяснении некоторых положений таможенного законодательства"

6) ГТК РФ от 16.12.1998 N 01-15/26471 (ред. от 28.06.2002, с изм. от 17.07.2002) "О направлении методических рекомендаций по применению электронного реестра перевозчиков - нарушителей российского таможенного законодательства"



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: