Эпоха эллинизма. Эллинистическая культура




 

Ранняя смерть Александра способствовала распаду его огромной империи.Формально единство державы Александра еще сохранялось, но после убийства его жены и малолетнего сына оно стало призрачным. Переломным моментом стало поражение и смерть Антигона в битве при Ипсе в 301 г. После этого уже никто не пытался восстановить единство державы Александра. На ее обломках возникают три крупных государства - Египетское царство, в котором правила династия Птолемеев, царство Селевкидов, охватывавшее Сирию, часть Малой Азии, Месопотамию и Иран, и Македония, в которой утвердились потомки Антигона Одноглазого.За небольшой исторический период - конец IV и начало III в. до н. э. - мир Восточного Средиземноморья разительно изменился. Только Селевк I построил около 60 городов. А основанная еще Александром Александрия Египетская стала крупнейшим городом не только Египта, но и всего эллинистического мира. Эллинская цивилизация распространилась на Восток. И хотя термин "эллинизм" придумал немецкий историк Дройзен в середине XIX в., для греков и македонцев того времени было очевидно, что они живут в изменившемся мире, в мире, где Греция и Восток сливаются воедино.Происходят изменения и в политическом сознании. Для греков монархия была чем-то чуждым или древним, для македонцев царь был самым знатным из аристократов - не более того. Но уже Александр стал требовать, чтобы к нему обращались как к божеству, и его преемники, эллинистические монархи, переняли эту практику. На Востоке это воспринималось совершенно естественно: население Египта, Ближнего Востока, Месопотамии, Персии, Малой Азии веками подчинялось обожествленным абсолютным монархам. Птолемеи, к примеру, приняли титул фараонов - древних царей Египта - и именно так к ним и обращалось местное население.Монархия передавалась по наследству - старшему сыну. Большую роль стал играть двор монарха, кровавые дворцовые интриги и заговоры стали вполне обыденным явлением. Значительная роль отводилась царице. Царь самолично устанавливал законы, публиковал указы, которые были воплощением его божественной воли, а не решением общего собрания граждан полиса, как раньше в Греции. Литература, наука и искусство. Литература, наука и искусство эллинистической эпохи интересны и многогранны: они продолжают эллинские традиции, привнося в них новые, восточные элементы, обогатившие и разнообразившие греческую культуру. Деятели культуры и ученые творили уже в новых социальных условиях - из свободных граждан полисов они превратились в подданных эллинистических монархов, и эта метаморфоза не прошла бесследно.При поддержке просвещенных правителей основывались библиотеки и учебные заведения, где накапливались знания. Два первых египетских царя из династии Птолемеев под влиянием философа из школы Аристотеля Деметрия Фалерского основали Александрийскую библиотеку и Мусейон. Александрийская библиотека была крупнейшей в древности - в ней уже в середине III в. до н.э. хранилось около 400 тыс. свитков. С ней могла соперничать только Пергамская библиотека в Малой Азии. Александрийская библиотека была важнейшим центром учености в античном мире. Здесь впервые была заложена система каталогизации книг. К концу периода эллинизма она насчитывала уже около 700 тыс. свитков (греки обычно писали на сворачивавшихся в трубку кусках специально выделанного папируса - растения, произрастающего в долине Нила). Огромный ущерб нанес библиотеке пожар, случившийся во время Александрийской войны Юлия Цезаря в середине I в. до н.э., а окончательно она была уничтожена арабскими завоевателями. Мусейон ("храм муз", от него произошло слово "музей") был прообразом научно-исследовательских институтов. Ученые находились на содержании царя и имели все необходимое для работы - коллекции, инструменты, зоопарк, ботанический сад. Результаты не замедлили сказаться. Математики Евклид, Аполлоний из Перг, астрономы Эратосфен из Кирены и Аристарх Самосский внесли огромный вклад в развитие точных наук, превзойденный в значительной степени лишь в Новое время. Так, Эратосфену удалось довольно точно вычислить длину земного меридиана, а Аристарх и Селевк из Вавилона обосновывали гелиоцентрическую теорию строения Солнечной системы.В эллинистическую эпоху строились огромные сооружения, которые не без основания причислялись к "чудесам света": среди них огромный Александрийский маяк, "Колосс Родосский" (гигантская статуя бога Солнца Гелиоса на острове Родос), Пергамский алтарь в честь победы Пергамского царства над вторгшимися на его территорию племенами галатов, Галикарнасский мавзолей (гробница эллинистического правителя Мавсола). В отличие от классического времени более благоустроенными становятся и частные дома, что отражает рост уровня благосостояния. Скульптура становится более патетичной и более реалистичной одновременно: скульптуры стремятся изобразить не только "идеального человека", здорового и сильного гражданина полиса в расцвете лет, но и стариков и старух, детей, людей с физическими недостатками. Искусство становится более психологичным и более близким к человеку - и в этом, быть может, главное открытие и завоевание эллинистической эпохи. Человек отныне интересен художнику не только и не столько как гражданин, сколько как личность, индивидуальность.Проявляются новые тенденции и в литературе. Писатели и поэты часто становятся профессиональными литераторами, чего не было в классическую эпоху. Литераторы находились в материальной зависимости от поддерживавших их монархов, и поэтому свобода их творчества была ограничена. Знаменитый поэт Феокрит назвал одну из своих идиллий (небольших стихотворений) "Похвалой Птолемею". Другой поэт, Каллимах, написал поэму "Волосы Береники" о похищении из святилища пряди волос царицы Береники (супруги Птолемея III) и превращении этой пряди в созвездие.Эллинистическая литература была достаточно разнообразной: Аполлоний Родосский в подражание Гомеру пишет "Аргонавтику", а александриец Геронд сочинял мимы - вольные, бытовые и любовные, сценки. Литература ориентировалась на новую публику - публику, которая в отличие от свободных граждан полиса мало интересовалась политикой.Эллинистическая культура свидетельствовала о том, что греческая культура способна к трансформации, что она в новых условиях смогла впитать некоторые восточные элементы и как бы "приблизиться" к каждому отдельному человеку.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: