III. Значение Религиоведения.




Прежде чем раскрыть тему о значении учебного курса «Религиоведение» нужно, более детально познакомится с принципами изложения учебного курса. Основные п ринципы изложения. При раскрытии содержания дисциплины, в расположении теоретического материала и фактов, в дидактике и методике преподавания религиоведения были реализованы некоторые принципы, без которых мы не сможем достигнуть поставленной цели. Охарактеризуем их.
Исходный принцип - строгая объективность, конкретно-историче-
ское рассмотрение предмета.
Не приняты абстрактные стереотипы,
согласно которым "темная" и "светлая" краски заранее предназна-
чаются для живописания явлений религии или свободомыслия.
Излагаются научно обоснованные положения, прочно установленные
факты; используются результаты, полученные в мировом религиове-
дении, философии. Подбор и расстановка теоретического и фактиче-
ского материала осуществляются с намерением как можно более
точно воспроизвести историю, чтобы в ней искусственно не
образовывались пустоты и "белые" пятна.
Другой принцип - рассмотрение религии, религиозной
философии, свободомыслия в контексте развития духовной культуры.

Религиоведение занимается исследованием своеобразных ее областей
в их истории и современности, а значит, в своем аспекте решает
ряд культурологических проблем. Выявляются особенности религии
как феномена культуры, свойства религиозно-культурных образо-
ваний, специфика религиозной философии, своеобразие различных
выражений свободомыслия в духовной жизни общества и личности.
Еще один принцип - анализ мировоззренческих вопросов под
углом зрения проблем бытия человека, его сущности и существо-
вания, цели и смысла жизни, смерти и бессмертия,
иначе говоря,
в плане рассмотрения ряда вопросов философской антропологии.
Принято понимание мировоззрения в широком смысле слова:
мировоззрение образуют наиболее обобщенные знания на мир в
целом и" отдельные явления в нем, на человека и человечество,
место их в мире, на общество и его отдельные сферы, на процесс
познания; оно синтезирует экономические, социально-политические,
правовые, нравственные, художественные, религиозные, философские
и другие взгляды. Мировоззрение включает картину природы,
систематизирующую достижения естествознания, картину общества,
результирующую данные обществознания, картину человека, обоб-
щающую содержание человековедения. Главное измерение решения
мировоззренческих проблем проходит по линии "человек - природа",
"человек - общество и история", "человек - человек".
Следующий принцип - изложение вопросов на языке толерант-
ности, терпимости, диалога религиозных и нерелигиозных мировозз-
рений о человеке, обществе, мире.
Мировоззрения - религиозные и
нерелигиозные - имеют ряд слоев: 1) совокупность исходных
интегрирующих представлений, понятий, идей, образующих "фунда-
мент" и "каркас" мироосознания, мирообъяснения, отношения к миру;
2) объяснение основ бытия отдельных областей природы, общества,
человека - космоса, биосферы, экосистемы, экономики, политики, права, морали, искусства, психики, сознания и пр.; 3) представления
и идеи, описывающие те или иные события, явления в природе,
обществе, человеке; 4) общечеловеческие элементы (объективно-
истинные знания, нравственные представления, выражающие необ-
ходимые условия всякого человеческого совместного существования,
общезначимые художественные ценности и пр.) и особенные,
свойственные только некоторым культурам компоненты. Исходные
базисы религиозных и нерелигиозных мировоззрений различны.
Различны в этих мировоззрениях и принципы объяснения процессов
и событий в природе, обществе, человеке. Но экономические,
социально-политические, экологические, нравственные, эстетические
и другие идеи, ценности могут совпадать, а общечеловеческие -
совпадают.
Наконец, обозначим следующую принципиальную позицию: свобода
совести интерпретируется с учетом истории становления данного
понятия, мирового опыта (в том числе и в нашей стране) обеспечения
прав человека в этой области.
Осмысление свободы совести велось и
ведется на разных уровнях и в разных аспектах - общефилософском
и теологическом, этическом и эстетическом, политологическом и
правоведческом, логико-познавательном и пр. В государственно-право-
вых документах
- конституциях, законах, постановлениях - использу-
ется юридическое понимание свободы совести, формулируются
положения, обеспечивающие право на такую свободу. И это вполне
естественно.
Но правовое понимание и правовые нормы не должны
быть оторваны от историко-культурного контекста, должны принимать
во внимание более широкое осмысление феномена свободы совести. В
противном случае государственно-правовые документы не будут служить
надежным основанием обеспечения равного права на такую свободу
граждан с разными мировоззрениями, убеждениями и образом мыслей.
Содержание, дидактика (часть педаг., разрабатыв. теорию образов. и обуч., а также воспит. в процессе обучения) и методика изложения сообразованы с
положениями о свободе мысли, совести, религии и убеждений в
международных правовых документах, таких, как: "Всеобщая декла-
рация прав человека" ООН от 10 декабря 1948 г., "Международный
пакт о гражданских и политических правах" от 16 декабря 1966 г.,
"Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству
в Европе" от 1 августа 1975 г., "Парижская хартия для новой
Европы" от 21 ноября 1990 г., а также с соответствующими
положениями Конституции России и Закона России "О свободе
вероисповеданий" от 25 октября 1990 г.

Касаясь значения курса «Религиоведения» следует, прежде всего, отметить, что цели и задачи курса, Преподавание и освоение религиоведения
вносят свой вклад в гуманитаризацию образования, овладение достижениями мировой и отечественной культуры, свободное самоопределение студенческой молодежи в мировоззренческих позициях, духовных интересах и ценностях. Курс принимает непосредственное участие в профессиональной подготовке студентов, готовящихся к научной деятельности в области фундаментальных исследований, к работе в педагогической, правовой области, в сфере обслуживания, здравоохранения, культуры, искусства, журналистики. Опосредованно он оказывает помощь в профессиональной подготовке студентов других специальностей.
В высших учебных заведениях преподается немало обществовед-
ческих дисциплин - история, философия, культурология, экономика,
политология, социология, правоведение, психология, искусствоведение
и др. Религиоведение конкретизирует гуманитарные знания студентов
применительно к анализу религии. В этом курсе не только раскрываются некоторые теоретические положения, но и дается информация о совокупности интересных фактов, без знания которых трудно понять многие события в прошлом и настоящем - в экономической, политической истории, в истории науки, искусства, литературы, морали, в современной общественно-политической жизни и т. д. Тем самым вносится вклад в восстановление и развитие исторической памяти. Чтобы человек имел возможность делать свой мировоззренческий выбор, перед ним должны предстать различные варианты решений.

Религиоведение обращается к рассмотрению мировоззренческих
вопросов в специфическом аспекте
и предлагает соответствующие
варианты ответов. Осваивая эту дисциплину, студент приобретает
навыки ведения мировоззренческого диалога, овладевает искусством
понимания других людей, чей образ мысли является иным. Это
поможет ему избежать догматизма и авторитаризма, с одной стороны,
релятивизма и нигилизма - с другой. Религиоведение своими средствами способствует реализации свободы совести. Формируя понятие свободы совести, давая информацию о правовых нормах по этому вопросу, оно способствует становлению гражданских качеств личности, дает ориентацию и в определенных социально-политических процессах, выявляет общее и
особенное в политике различных партий и общественных движений
в религиозном вопросе. Знание программных документов и практиче-
ской деятельности этих партий и движений в аспекте отношения к
религии и свободе совести способствует росту политической культуры.
Велика значимость курса для утверждения гуманистических цен-
ностей современного мира, обеспечения гражданского согласия, гар-
монизации межчеловеческих отношении,
в том числе представителей
различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений. Усвоение
теоретических положений и фактов подсказывает направления поиска
путей сохранения цивилизации и выживания человечества в ядерный
век, выработки нового отношения к природе в условиях нарастающей
угрозы экологического кризиса. Излагаемые в курсе идеи зовут к
участию в благотворительной деятельности и милосердию, к противо-
стоянию бессовестности и вседозволенности, жестокости и насилию,
попранию прав личности, к совместным действиям в социальном
оздоровлении общества, в его нравственном возрождении.

 

Религиоведение позволяет несколько в ином аспекте рассмотреть Роль религии в истории человечества, и ее функциональное назначение в социуме. Вопрос о том, какую роль играет религия в жизни индивида и общества, на протяжении многих столетий была острой и проблемной, по ней шла ожесточенная полемика, которая иногда перерастала в кровавые столкновения и заканчивалась для одной из конфликтующих сторон тюрьмами, изощренными пытками и казнями. На ранней стадии, как магия, так и религия зарождаются и функционируют в ситуациях эмоционального стресса, предлагают выход из ситуаций и состояний, не имеющих никакого эмпирического разрешения, только посредством ритуала и веры в сверхъестественное. Они основаны строго на мифологической традиции и обе существуют в атмосфере чуда, в атмосфере постоянных проявлений чудотворной силы, окружены запретами и предписаниями, которые отграничивают сферу их влияния от мира профанного (профан-совершенно несведущий Ч.).

Хр. усиливает моральный аспект своего учения вводя понятие «чистилища», где происходит очищение душ умерших от неискупленных ими при жизни грехов, после чего душа умершего может попасть в рай. Т. с., уже тогда в Хр. был заложен институт социального контроля за поведением человека. Начиная с того периода пророки и святые, писатели и художники, отдельные философы и ученые, законодатели и главы государств — стали уделять значительное внимание религиозным вопросам, осознавая или интуитивно чувствуя, какую роль играет религия в жизни индивида и общества.Т. с. постепенно и последовательно стала набирать силу Интегрирующая роль р., к-рая способствует стабильности социальных институтов, устойчивости социальных ролей. Р. обеспечивает сохранение и развитие ценностей сакральной культуры и осуществляет передачу этого наследия следующим поколениям. Исходя именно из этих функциональных особенностей Р., многие философы и ученые жестко критикуя интеллект. основу, фанатизм и мракобесие Р. пытаются поддержать интегрирующ. роль Р. Ибо, человечеством еще не создан более мощный социальный институт по контролю за поведением человека. Однако эта интегрирующая роль сохраняется только в обществе, где доминирует более или менее единое по своим догматам, этике и практике вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются противоречащие тенденции, если в обществе имеются противостоящие конфессии, то религия может выполнять дезинтегрирующую роль.

Р. как один из исторических типов мировоззрения проявляет свои функции в основном в формировании мировоззрения людей. Т. с. можно заключить, что Религия — это система верований и действий, посредством которых группа людей борется с высшими проблемами человеческой жизни. К ним условно можно отнести следующий обособленный набор верований, символов, ритуалов, доктрин, институтов и обрядовых практик, позволяющих носителям данной традиции утверждать, сохранять и прославлять свой, наполненный смыслом, мир.

В этой1 связи, в Р. как социальном институте можно выделить следующие функции:
- объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);
- культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);
- нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

 

Профессор Н. Д. Сагадиев.

Июль 2016 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: