Автоматизация в системе права
Преподаватель: Рузаева Елена Васильевна
Студент: Будникова Дарья Михайловна
Существуют большие возможности существенно повысить эффективность работы юриста с помощью компьютера. На сегодняшний день современные технологии активно внедряются и в юридическую деятельность, и их применение становится неотъемлемой частью функционирования данной системы. Будущее не за горами и возможно скоро настанет такое время, когда на смену юристам придут роботы-машины .Действительно ли на место юристов и судей придут компьютеры? Замена судей и юристов машинами вызывает обоснованные сомнения, но в полезности информационных технологий для юридической профессии в целом едва ли кто-то сомневается. Технологии в юридической отрасли, не всегда охотно встречающей перемены, приживаются хорошо – особенно если они помогают переработать огромные объёмы информации и сэкономить много времени.
Хотя к необходимости обширного применения новых технологий многие продолжают относиться скептически, однако работу крупной компании без современных IT-разработок представить сложно. Многие компании традиционно вкладывает деньги в разработку мелкого софта, обеспечивающего выполнение и автоматизацию текущих задач офиса. Спектр применения автоматизированных решений достаточно широк: генерация подписей, конвертация документов в разнообразные форматы, внутренние базы данных,онлайн–правосудие и т.д. Используются как мелкий софт для решения текущих задач офиса, так и сложные IT-системы, такие как Casebook или Casepro.
Предлагаю внимательнее изучить сервис Casepro:
Система учета и управления судебными делами, как заявляют ее разработчики, позволяет оптимизировать работу сотрудников на всех этапах: досудебного рассмотрения дел, судебного делопроизводства и исполнительного производства. Casepro призван упростить и ускорить работу, снизить нагрузку на юриста и взять на себя выполнение рутинных операций. Система позволяет вести все судебные и иные дела компании в одном интерфейсе, создавать и отслеживать события по делу, добавлять участников и документацию, назначать задачи и ответственных лиц, контролировать их выполнение, а также вести встроенную базу знаний для подготовки юридических заключений. Таким образом повышается прозрачность процессов судебной работы и деятельности сотрудников юридического департамента. Также в Casepro настраиваются напоминания о дедлайнах – как за несколько дней, так и за пару часов. Кроме того, система способна адаптироваться под бизнес-процессы компании – можно сконфигурировать состав полей и блоков для любого типа дел, а потом выбрать готовые шаблоны. Система интегрирована с другими сервисами: так, чтобы заполнить карточку арбитражного дела актуальной информацией, включающей номера и даты начала производств, список участников и копии судебных актов, достаточно ввести в специальное поле номер дела. Карточка в Casepro синхронизируется с Картотекой арбитражных дел.
Новую систему уже решили протестировать такие компании, как "Россельхозбанк", ФАНО и "Ростелеком". "В Casepro учтены ключевые составляющие, необходимые для адаптации и эффективной работы в системе: внесение информации о делах в требуемом формате и последующее ее отражение в отчетах, сокращение рутинности при учете и аналитике судебных и административных дел организации.
Автоматизация юридического делопроизводства
Говоря о юридическом делопроизводстве, следует понимать, что это частное направление отрасли делопроизводства в целом, имеющее свои характерные особенности. В основе общего лежит понятие дела как подборки документов, объединенных по любому произвольному признаку (и хранящихся в организации вместе согласно номенклатуре (списку) дел.
Что касается учета судебных дел внутри компании, то, как правило, отдельный распорядительный документ на этот счет отсутствует. Недостатком данного подхода является то, что у юридического отдела нет регламентирующего документа, где были бы прописаны основные правила, включая сроки реакции на документы из судов. В то же время в каждом районном и арбитражном суде имеется инструкция по судебному делопроизводству, где все сроки и правила четко прописаны.
Суть делопроизводства юриста заключается в том, что он:
- занимается подготовкой документов – исковых заявлений, ходатайств, отзывов и т.д.
- ведет документооборот - регистрирует входящие, исходящие и внутренние (реже) документы, которые он получает из суда, направляет их в суды или госорганы, согласовывает внутри компании.
- обеспечивает хранение документов в привязке к делам.
Следовательно, основная задача юриста в данной отрасли состоит в том, чтобы обеспечить ведение документооборота в привязке к конкретному делу (судебному или нет), для чего необходимо вести учет судебных и иных дел.
Учет судебных дел
База судебных арбитражных дел расположена на сайте(ГАС Правосудие) в открытом доступе,там можно найти всю информацию по делу
Учет судебных дел внутри юридического департамента необходимо вести для управленческих целей, вне зависимости от того, есть ли информация о делах на сайтах госорганов и судов или нет. Если мы говорим о таких категориях дел, как претензия или регистрация товарного знака, то информации о них, разумеется, ни на каких внешних источниках не размещена.
Основными инструментами ведения делопроизводства юристов по-прежнему остаются офисные приложения MS Word и MS Excel.
Можно сделать вывод,что процессы общего и юридического производства во многом схожи. С каждым днем на рынке предлагают все больше и больше различных систем автоматизации корпоративного делопроизводства. Очевидно, что при использовании MS Excel при учете дел возникает ряд трудностей, поэтому юридическое делопроизводство также нуждается в автоматизации. Если место юриста автоматизировано, то количество дел, которые он может вести увеличивается многократно.
Юрайт представляет собой автоматизированную систему судебного и иного регламентированного законом делопроизводства. Юрайт обеспечивает информационно-аналитическую и управленческую (организационную) поддержку всего благодаря следующим возможностям:
1. Регистрация входящих, исходящих и внутренних документов, поступающих по делу.
2. Ведение карточек дел любого вида: исков, претензий, исполнительных производств, с указанием всех основных параметров.
3. Ведение электронного реестра любых регламентированных дел.
4. По итогам работы с судебно-арбитражными делами, а также претензиями, исполнительными листами, программа позволяет быстро формировать следующие варианты отчетности:
1)предъявленные к компании претензии
2) результативность исполнительного производства
3) общие результаты судебно-арбитражной, претензионной и исполнительной работы
Удаленный суд
С удовольствием воспринимается юристами и потенциальная возможность работать удалённо. Облачные сервисы, облегчающие командную работу, последние годы широко используются в юридических компаниях. Сейчас этот тренд дошел и до судов: так, летом 2013 г. британское правительство представило программу реформирования системы уголовного правосудия под названием ("Правосудие быстрое и неотвратимое"), это удалённое заседание суда в режиме телеконференции. Первый "виртуальный суд" прошёл в мировом суде Бирмингема – самом загруженном в стране, и был признан удачным. А суд города Чжэнчжоу китайской провинции Хэнань впервые провел судебный процесс с использованием популярного в стране интернет-мессенджера WeChat. Судья и адвокаты связывались через приложение из разных точек страны и записывали голосовые сообщения для материалов дела. С помощью этого мессенджера китайские власти собираются ускорить рассмотрение административных дел и снизить загруженность судов – первый "удалённый" процесс вместо традиционного рабочего дня отнял у суда всего полчаса. При помощи компьютеров можно будет "предвидеть" решение суда: так, в США создали компьютерную программу, которая уже справляется с такой задачей, верно угадывая 7 из 10 решений Верховного суда США. "Человеческие" эксперты, специализирующиеся на подобных прогнозах, верно предсказывают исход дела лишь в 60 % случаев.