(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Коррекционная работа способствует развитию познавательной активности учащихся, улучшает их адаптацию в среде сверстников, повышает уровень их самооценки. В рекомендациях автора программ коррекционного обучения детей с ЗПР С.Г.Шевченко представлены направления работы для пробуждения познавательной активности и реализации резервных возможностей детей с ЗПР /9/:
× «развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению:
× артикуляционного аппарата,
× фонематического слуха,
× мелких мышц руки,
× оптико-пространственной ориентации,
× зрительно-моторной координации и др.;
× обогащение кругозора детей, формирование отчетливых, разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые способствуют осознанному восприятию ребенком учебного материала;
× введение, в соответствии с принципом осознания школьниками процесса обучения, в состав содержания образования знаний о собственном «Я» ребенка, формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию к школьным условиям (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых этой ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и др.);
× приоритет знаниям, полученным на основе практического опыта, так.как эти знания обогащают содержание обучения непосредственными наблюдениями детей;
× формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и самооценку;
× усиление роли общеучебных и общепознавательных способов деятельности: умения наблюдать, анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать, доказывать, классифицировать, запоминать произвольно и опосредованно и др.;
× расширение содержания учебной деятельности, требующего от школьников интеллектуального напряжения;
× обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться;
× адаптация содержания учебного материала, через очищение от сложности подробностей, выделение в каждой теме базового материала, подлежащего многократному закреплению, дифференцировка заданий в зависимости от коррекционных задач;
× отбор, комбинация методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов, использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания);
× взаимообучение, диалогические методики;
× оптимальность темпа с позиции полного усвоения;
× обогащение и систематизация словаря и развитие речи средствами всех учебных дисциплин».
Для повышения эффективности интегрированного обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия:
1. Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
3. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.
4. Вариативные приемы обучения:
o Поэлементная инструкция.
o Повтор инструкции.
o Планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные).
o Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный)
o Речевой образец
o Демонстрация действий.
o Визуализация представлений (мысленное вызывание ощущений разной модальности).
o Опора на рифму.
o Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные)
o Подбор по аналогии.
o Подбор по противопоставлению.
o Чередование легких и трудных заданий (вопросов)
o Совместные или имитационные действия.
o Начало действия.
o Сопряженная или отраженная речь.
o Начало фразы.
o Описание и анализ ситуаций с исключение 1 детали (молния без грома).
o Описание и анализ ситуаций, включающих прямо противоположные детали (это правда или нет, что зимою черен снег).
o Разведение соединенных объектов и нахождение последствий этого (рыба без воды).
o Сведение несоединимых объектов, нахождение новой функции (ручка и травинка).
o Многократное усиление функции.
o Создание проблемных ситуаций.
o Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания.
o Обращение к товарищу с вопросами.
o Работа со словарями на время.
o Сравнение (чем похожи и чем отличаются)
o Наблюдение и анализ (что изменилось и почему?)
o Найди ошибку.
o Шифровка (применение символики для шифровки букв, слов, заданий).
o Группировка по общности признаков.
o Исключение лишнего.
o Образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий.
5. Введение физминуток через 15-20 минут урока.
6. Создание ситуации успеха на занятии.
7. Благоприятный психологический климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие.
8 Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).
9 Значительная детализация учебного материала и пошаговая тактика обучения по теме. Рекомендуется учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий. Устанавливать взаимосвязь между изученным и новым материалом.
10 Синхронизация темпа урока с возможностями ученика (индивидуализация темпа выполнения задания).
11 Оптимальное распределение времени на проведение каждого компонента занятия (например, на изучение нового материала в начальной школе не должно отводиться больше 10-15 минут, в среднем звене- 15-20).
12 Точность и краткость инструкция по выполнению задания.
Примеры коррекционных приемов по учебным предметам представлены в ПРИЛОЖЕНИИ:
математика – ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
русский язык – ПРИЛОЖЕНИЕ 7.
английский язык – ПРИЛОЖЕНИЕ 8.
Работа по коррекции учебной деятельности у учащихся с ЗПР должна быть направлена на развитие и совершенствование умения:
× работать в определённом темпе;
× осознавать цель инструкции;
× удерживать в памяти инструкцию;
× отвечать на вопрос и выполнять задание в соответстие с инструкцией;
× выполнять инструкцию с первого предъявления и осуществлять самоконтроль;
× рационально организовывать своё время на занятии;
× анализировать ответы друг друга;
× проверять работу и организовывать свой труд на занятии;
× выражать мысли грамматически правильно оформленным предложением;
× формулировать задания для коллективной работы в определённое время;
× своевременно обращаться за помощью;
× работать по индивидуальным карточкам;
× работать самостоятельно, если задание доступно для выполнения;
× анализировать работу друг друга;
× делать вывод в конце задания;
× соблюдать речевой этикет.
Работа по коррекции двигательной сферы может проводиться как во время уроков, так и после уроков, например, на занятиях группы продленного дня. Следует включать специальные упражнения на:
· развитие и совершенствование статической основы движений
· развитие динамической координации движений;
· развитие ритмической организации движений, переключаемость;
· упражнения с предметами;
· развитие графических навыков.
Примеры упражнений представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 5