Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы




(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире
и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

 

Коррекционная работа способствует развитию познавательной активности учащихся, улучшает их адаптацию в среде сверстников, повышает уровень их самооценки. В рекомендациях автора программ коррекционного обучения детей с ЗПР С.Г.Шевченко представлены направления работы для пробуждения познавательной активности и реализации резервных возможностей детей с ЗПР /9/:

× «развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению:

× артикуляционного аппарата,

× фонематического слуха,

× мелких мышц руки,

× оптико-пространственной ориентации,

× зрительно-моторной координации и др.;

× обогащение кругозора детей, формирование отчетливых, разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые способствуют осознанному восприятию ребенком учебного материала;

× введение, в соответствии с принципом осознания школьниками процесса обучения, в состав содержания образования знаний о собственном «Я» ребенка, формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию к школьным условиям (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых этой ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и др.);

× приоритет знаниям, полученным на основе практического опыта, так.как эти знания обогащают содержание обучения непосредственными наблюдениями детей;

× формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и самооценку;

× усиление роли общеучебных и общепознавательных способов деятельности: умения наблюдать, анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать, доказывать, классифицировать, запоминать произвольно и опосредованно и др.;

× расширение содержания учебной деятельности, требующего от школьников интеллектуального напряжения;

× обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться;

× адаптация содержания учебного материала, через очищение от сложности подробностей, выделение в каждой теме базового материала, подлежащего многократному закреплению, дифференцировка заданий в зависимости от коррекционных задач;

× отбор, комбинация методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов, использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания);

× взаимообучение, диалогические методики;

× оптимальность темпа с позиции полного усвоения;

× обогащение и систематизация словаря и развитие речи средствами всех учебных дисциплин».

 

Для повышения эффективности интегрированного обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия:

1. Индивидуальная помощь в случаях затруднения.

2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.

3. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.

4. Вариативные приемы обучения:

o Поэлементная инструкция.

o Повтор инструкции.

o Планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные).

o Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный)

o Речевой образец

o Демонстрация действий.

o Визуализация представлений (мысленное вызывание ощущений разной модальности).

o Опора на рифму.

o Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные)

o Подбор по аналогии.

o Подбор по противопоставлению.

o Чередование легких и трудных заданий (вопросов)

o Совместные или имитационные действия.

o Начало действия.

o Сопряженная или отраженная речь.

o Начало фразы.

o Описание и анализ ситуаций с исключение 1 детали (молния без грома).

o Описание и анализ ситуаций, включающих прямо противоположные детали (это правда или нет, что зимою черен снег).

o Разведение соединенных объектов и нахождение последствий этого (рыба без воды).

o Сведение несоединимых объектов, нахождение новой функции (ручка и травинка).

o Многократное усиление функции.

o Создание проблемных ситуаций.

o Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания.

o Обращение к товарищу с вопросами.

o Работа со словарями на время.

o Сравнение (чем похожи и чем отличаются)

o Наблюдение и анализ (что изменилось и почему?)

o Найди ошибку.

o Шифровка (применение символики для шифровки букв, слов, заданий).

o Группировка по общности признаков.

o Исключение лишнего.

o Образец выполнения задания с подроб­ным поэлементным анализом каждого из производимых действий.

5. Введение физминуток через 15-20 минут урока.

6. Создание ситуации успеха на занятии.

7. Благоприятный психологический климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие.

8 Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).

9 Значительная детализация учебного материала и пошаговая тактика обучения по теме. Рекомендуется учебный материал преподносить небольшими пор­циями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий. Устанавливать взаимосвязь между изученным и новым материалом.

10 Синхронизация темпа урока с возможно­стями ученика (индивидуализация темпа выполнения задания).

11 Оптимальное распределение времени на проведение каждого компонента занятия (например, на изучение нового материала в начальной школе не должно отводиться больше 10-15 минут, в среднем звене- 15-20).

12 Точность и краткость инструк­ция по выполнению задания.

Примеры коррекционных приемов по учебным предметам представлены в ПРИЛОЖЕНИИ:

математика – ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

русский язык – ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

английский язык – ПРИЛОЖЕНИЕ 8.

 

Работа по коррекции учебной деятельности у учащихся с ЗПР должна быть направлена на развитие и совершенствование умения:

× работать в определённом темпе;

× осознавать цель инструкции;

× удерживать в памяти инструкцию;

× отвечать на вопрос и выполнять задание в соответстие с инструкцией;

× выполнять инструкцию с первого предъявления и осуществлять самоконтроль;

× рационально организовывать своё время на занятии;

× анализировать ответы друг друга;

× проверять работу и организовывать свой труд на занятии;

× выражать мысли грамматически правильно оформленным предложением;

× формулировать задания для коллективной работы в определённое время;

× своевременно обращаться за помощью;

× работать по индивидуальным карточкам;

× работать самостоятельно, если задание доступно для выполнения;

× анализировать работу друг друга;

× делать вывод в конце задания;

× соблюдать речевой этикет.

Работа по коррекции двигательной сферы может проводиться как во время уроков, так и после уроков, например, на занятиях группы продленного дня. Следует включать специальные упражнения на:

· развитие и совершенствование статической основы движений

· развитие динамической координации движений;

· развитие ритмической организации движений, переключаемость;

· упражнения с предметами;

· развитие графических навыков.

Примеры упражнений представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: