Тема 2. Русский театр ХVIII века. Театр эпохи классицизма




1. Особенности русской классицистической трагедии.

2. А. Сумароков – теоретик и основоположник русской классицистической трагедии.

3. Классицистические драматурги: Княжнин, Фонвизин, Капнист.

 

Новый подъем русского театра связан с утверждением и развитием художественного направления – классицизма.

Русский классицизм представлен различными литературными жанрами. Но преимущественное выражение он получает в области драматургии.

Русская классицистическая трагедия сплошь и рядом пользуется в качестве одного из средств политической борьбы передовой дворянской интеллигенции с деспотической монархией. В ней широко затрагиваются государственные темы, часто она насыщена высокими патриотическими чувствами.

Сочинение классицистических трагедий становится непременной обязанностью почти каждого русского литератора середины ХVIII века, если только он имеет то или иное касательство к высшему дворянскому обществу. Более того, это дело в «служебном порядке» поручается первым русским академикам, в литературные занятия которых должно было входить также сочинение для двора поэтических произведений. Так в ряды драматургов-классицистов принуждены были вступить лучшие деятели русской культурыХVIII века, не имевшие к этому настоящего творческого призвания.

Так, Василием Кирилловичем Тредьяковским была написана «Дейдамия», не увидевшая сцены, потому что «сия трагедия есть наипродолжительнейшая из всех русских драматических сочинений, и в ней находится 2313 стихов двоестрочных».

Успешнее был первый драматургический опыт гениального русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Стремясь создать патриотическое произведение, он избрал сюжетом своей трагедии события, связанные с «позорной гибелью Мамая, царя татарского», где утверждает, что «насильна власть стоять не может долговечно». Вскоре при дворе была представлена кадетами новая трагедия Ломоносова «Тамира и Селим».

Вслед за этим Ломоносовым была написана трагедия «Демофонт», на сюжет античного мифа о любви Филлиды к Демофонту, царю Афинскому. Художественные достоинства ее, однако, оказались значительно ниже предыдущих, и поставлена на сцене она не была.

Однако, не Тредьяковский и Ломоносов выступили зачинателями новой русской драматургии. Подлинным основоположником русской классицистической трагедии, сделавшим в этой области первые опыты, является выдающийся поэт ХVIII века Александр Петрович Сумароков.

Сумароков получил хорошее образование, сначала домашнее, а потом и школьное — в созданном для подготовки национальных культурных кадров Сухопутном шляхетском (т. е. дворянском) корпусе. Многие кадеты корпуса — как позднее лицеисты времен Пушкина — увлекались литературой. Среди них и Александр Петрович. В 1740 году, перед окончанием учения, он пишет поздравительные оды к праздникам. А четыре года спустя, впервые обратившись к театру, переводит либретто к опере Арайя «Селевкт».

Первая из его стихотворных трагедий, «Хорев», написана в конце 1747 года. Пьеса названа по имени главного героя. Хорев — брат князя Кия, основателя города Киева. Как и в большинстве других произведений этого жанра, сюжет трагедии связан с русской историей. Но автор не держится точно ее фактов. По пьесе, русский князь Кий будто бы отвоевывает город Киев у некоего князя Завлоха и берет в плен его дочь Оснельду. Хорев влюбляется в пленницу брата. Оснельда отвечает ему взаимностью. Они готовы признаться в своем чувстве Кию. Но в это время Завлох с войсками окружает город. Кий посылает брата отразить наступление врага. Не просто это для Хорева: воевать надо против отца любимой девушки. Оснельда через свою служанку шлет отцу письмо, где признается в любви к Хореву и просит Завлоха согласиться на их брак и отвести войска. Отец отказывается.

Хорев отправляется на битву. Между тем на него и Оснельду возводится клевета: боярин Стальверх говорит Кию, будто они установили тайные связи с неприятелем и задумали измену. Поверив в это, Кий приказывает отравить Оснельду. Стальверх удаляется, чтобы выполнить его распоряжение. Но тут приходит посланец Хорева с известием о победе. Кий хочет остановить убийство Оснельды, но уже поздно. Узнав о смерти любимой девушки, Хорев закалывает себя...

Общество любителей российской словесности, созданное старшими кадетами при Шляхетском корпусе, помогает первой трагедии Александра Сумарокова увидеть свет рампы. Спектакль ставится в 1749 году. Кадеты и раньше ставили иногда трагедии, например «Заиру» Вольтера на французском языке. Но тут — русская трагедия, и автор русский! Это стало сенсацией в столице.

Исполнителей пригласили во дворец, и в начале 1750 года они дважды, в феврале и марте, повторили «Хорева». А в конце мая пьеса, вместе с первой комедией Александра Петровича — «Тресотиниус», была представлена в новом Петербургском Оперном доме, построенном взамен сгоревшего. (Деревянные театральные здания тех лет горели часто.)

С восхищением слушали зрители стихи сумароковской трагедии:

Учни в трубы гласить и на врагов восстань,

Кинь в ветры знамена и исходи на брань.

Ступай и победи, и возвратися славно,

Как в скифские войны под лаврами недавно. 

Немного позднее одна за другой в Шляхетском корпусе и во дворце идут сочиненные Александром Сумароковым трагедии «Гамлет» (по мотивам шекспировской пьесы), «Синав и Трувор», «Артистона», комедии «Чудовищи», «Пустая ссора». Позже драматург выступает с «Димитрием Самозванцем», «Мстиславом» и другими трагедиями и множеством комедийных произведений.

То был целый клад. Клад бесценный, сразу поднявший русскую драматургию своей нравственной направленностью и высокой художественностью (особенно в трагедиях) до уровня европейской театральной культуры.

Быть человечным, верным долгу, преданным в любви призывали пьесы Сумарокова. Служить обществу, подчиняя личное, частное интересам страны, интересам разума. Они учили отстаивать чувство собственного достоинства. Они наставляли: если кто-то не умеет управлять своими страстями, он не имеет права управлять людьми. Они убеждали: «Без пользы обществу на троне славы нет» («Димитрий Самозванец»).

Сам драматург в поэтическом послании «Эпистола о стихотворстве» ставит перед театром как первое требование цель воспитательную. «Творцы», считает он, должны особым образом «представлять пороки нам», на сцене «должна цвести святая добродетель». От автора пьесы Сумароков требует: «Смотрителей своих чрез действо ум тронуть». И строить свои произведения предлагает так,

Чтоб я, забывшися, возмог тебе поверить,

Что будто не игра то действие твое,

Но самое тогда случившесь бытие.

Действующих лиц своих трагедий, согласно законам классицизма, Сумароков разделяет на положительных и отрицательных: добродетельных и злодеев, руководствующихся законами чести и обуреваемых страстями. Типична в этом смысле трагедия «Синав и Трувор».

Давший покой ранее раздираемому ссорами Новгороду князь Синав любит Ильмену. Соперником князя является его младший брат Трувор. Юноша люб Ильмене, и Синав безумствует в яростной ревности. Забывая о своем долге управлять подданными ради их блага, он становится тираном по отношению кИльмене и брату. Ильмена, напротив, — образец чести, как и ее отец. Тот считает своим государственным долгом отдать Ильмену за Синава. И она готова принести свое счастье в жертву необходимости.

Синав, зная это, изгоняет брата из Новгорода и женится на Ильмене. Трувор и Ильмена кончают жизнь самоубийством. Синав в отчаянии...

Когда честь и разум уступают место слепой страсти, выводит из этого автор, — несчастье неизбежно.

Молва о сценических произведениях Сумарокова быстро разнеслась, и их успех был огромен. Настолько, что еще при жизни драматурга пьесы его дважды издавались.

Став школой общественной морали, пьесы эти были для своего времени и школой нового художественного вкуса. Стих произведений — плавный, благородный, сдержанный — учил подчинять душевные движения нормам высшей культуры. А язык влиял и на литературную, и на бытовую речь.

Еще при жизни Сумарокова подлинным продолжателем его просветительской литературно-театральной традиции выступает Яков Борисович Княжнин. В творчестве Княжнина отчетливо прослеживается нарастание общественных интересов в среде дворянской интеллигенции по мере развития революционного движения на Западе и углубления противоречий феодально-крепостнического уклада в России. Социально-политические мотивы, которые характерны для драматургии Сумарокова, становятся у Княжнина в центре пьесы.

Пушкин крылато определил: «переимчивый Княжнин». Действительно, в основе пьес Княжнина лежат иностранные образцы, в частности, трагедии Вольтера. Но под пером русского драматурга они приобретают самобытную политическую актуальность, при этом значительно большую, чем сумароковские трагедии. Дальше Сумарокова идет Княжнин и в смысле художественной обработки своих художественных произведений. Оперируя столь же условными персонажами, он награждает своих героев гораздо большей эмоциональностью, более богатым словесным материалом с блестящими, хотя порой несколько трескучими, стихотворными тирадами и афоризмами.

Перу Княжнина принадлежит 9 трагедий: «Ольга», «Дидона», «Владимир и Ярополк», «Росслав», «Титово милосердие», «Софонисба», «Владисан», «Вадим Новгородский» и обнаруженный в его бумагах после смерти – «Пожарский». Для трагических героев Княжнина характерно преобладание общественных мотивов. «Любовь» трагедий Сумарокова полностью подчиняется идее государственности, общественного блага, обязательств человека перед народом и т.д. В трагедиях Княжнина прямо звучит философия просветителей XVIII века. При этом от пьесы к пьесе общественное содержание их становится все радикальнее.

Наряду с трагедиями Княжнин пишет ряд комедий и комических опер, причем творчески в этих жанрах преуспевает еще больше. Его «Несчастье от кареты» и «Сбитенщик» принадлежит к числу лучших комических опер XVIII века. Его комедии держатся в репертуаре до конца первой четверти ХІХ века, надолго переживая театральную славу его трагедий.

Из четырех комедий Княжнина – «Хвастун», «Чудаки», «Неудачный примиритель, или Без обеда домой еду» и «Траур» – особенный успех выпадает на долю двух первых.

«Хвастун», представляющий собой переделку комедии дю Брюйе, сатирически осмеивает современное дворянское общество с его погоней за чинами и должностями. Герой комедии, хвастун Верхолет, уже наделен чертами характерности, отдаленно напоминая в своем поведении Хлестакова и Кречинского. В «Чудаках» иностранные заимствования чувствуются отчетливее, прослеживаются отголоски комедий Детуша, Мольера («Скупой», «Жеманницы» и др.).

Подхватывая сатирическую традицию Сумарокова, Княжнин, однако, значительно совершенствует мастерство сценической интриги, драматургическую технику и диалог, который отличается у него легкостью и живостью, а также большим приближением к разговорной речи, широким пользованием поговорками и т.д.

Денис Иванович Фонвизин – русский драматург. Родился в дворянской семье. В 1755 г. поступил в гимназию при Московском университете, а оттуда в 1760 г. переведен на философский факультет университета. В начале 60-х гг. служил секретарем кабинета-министра И.П. Елагина. Тогда же началась публицистическая и литературная деятельность Фонвизина. Он становится одним из крупнейших русских просветителей ІІ половины XVIII века. Гневно, со злой саркастической иронией, изоблачал Фонвизин деспотизм и беззаконие, царившие в России.

Первый драматический опыт Фонвизина – перевод трагедии Вольтера «Альзира или американцы» (1762). В 1764 г. Фонвизин написал комедию в стихах «Корион». Вскоре обратился к созданию русской народной комедии, написав в конце 60-х гг. пьесу «Бригадир». Здесь изображался русский быт. Автор обличал жестокость, тупоумие, дикость нравов провинциальных помещиков. Конфликт – столкновение помещиков-крепостников с молодыми деятелями дворянского просвещения России. Соблюдение классицистических правил, живой, подлинно разговорный язык, жизненность образов стало новшеством на русской сцене. Впервые поставлена в 1780 г. в Петербурге в Вольном российском театре Книпера на Царицыном Лугу.

В 1781 г. – «Недоросль», которая заняла первое место в русской сатирической литературе екатерининского времени. Проблема воспитания молодого поколения русского дворянства, поставленная в центре пьесы, привлекла русских просветителей XVIII века. Затронул важнейшие социально-политические проблемы своего времени, выступил обличителем жестокостей и беззакония крепостного права, призвал к ограничению власти помещиков над крепостными (Простаков, Скотинин, Правдин, Мирон).

Творчество Фонвизина развивалось в рамках классицизма, но именно он сделал в русской литературе первый шаг на пути создания реалистической драмы.

Первая постановка «Недоросля» – 24 сентября 1782 г. в Петербурге на сцене Вольного российского театра Книпера на Царицыном Лугу.

Традиции Фонвизина были продолжены в последующее время Н.В. Гоголем и М. Е. Салтыковым-Щедриным.

Комедийная традиция Сумарокова – Княжнина достигает своего предельного политического и художественного завершения под пером Василия Васильевича Капниста. Богатый украинский помещик не становится профессиональным литератором в прямом смысле слова. Пребыванию в столице он предпочитает спокойную жизнь в родовом поместье в Полтавщине. Но литература и театр занимают его настолько сильно, что он пишет целый ряд поэтических произведений, сочиняет несколько пьес и некоторое время даже служит в дирекции петербургских театров в качестве помощника директора А.Нарышкина по управлению русской труппой.

Капнист своими «сатирами» поддерживал обличительное направление, господствующее в творчестве Фонвизина. Его «Ода на рабство» – одно из самых сильных антикрепостнических произведений XVIII века.

В 1796 г. Капнист написал сатирическую комедию «Ябеда», в которой с большой остротой показал бюрократический произвол, взяточничество, беззаконие, господствовавшие в России. Он живо рисует в комедии быт, нравы дворянского общества. Яркий, бытовой язык комедии делает ее связующим звеном между творчеством Фонвизина и Грибоедова. Эта пьеса была поставлена в 1798 г. на сцене Петербургского Большого театра и после 4 спектаклей была запрещена. Вновь появилась на сцене в 1805 г.

В 1814 г. в Петербургском Малом театре была поставлена трагедия Капниста «Антигона», написанная под значительным влиянием Озерова. Капнист сохраняет многое от классицизма, в духе которого он разрабатывает героическую, тираноборческую тему своей трагедией. Трагедия Капниста «Геневра» до нас не дошла.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: