Раздел 1. Народное воспитание как предмет педагогического исследования




Выпускная квалификационная работа

на тему

 

ТРАДИЦИИ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

 

Обучающегося 4 курса

Очной формы обучения

Дьяконовой Саргыланы Анатольевны

 

Научный руководитель:

доктор философских наук,

профессор кафедры этнокультурологии

Чернякова Наталия Степановна

 

Рецензент:

Кандидат психологических наук,

доцент кафедры этнокультуролгии

Щеглов Виталий Иванович

 

Санкт-Петербург

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3

Раздел 1. Народное воспитание как предмет педагогического исследования………………………………………………………................................5

Раздел 2. Традиции народного воспитания в культуре якутов……….....................................................................................................…….…13

Раздел 3. Использование традиций народного воспитания в системе образования Республики Саха (Якутия)……………………………………………..22

Заключение……………………………………………………………………...32

Список литературы……………………………………………………………..34

Приложение №1……………………………………………………………...…37

 

Введение

На протяжении всей истории человечества родной язык, фольклор, традиции, обычаи и обряды, народные игры и духовно-нравственные ценности народа были основой воспитания подрастающего поколения и формирования лучших человеческих качеств личности. Родная культура – неотъемлемая часть духовного развития ребенка, начало становления его как личности.

Традиции народного воспитания, которые складывались на протяжении многих веков, остаются одним из главных факторов сохранения самобытности народов и самого существования этносов в условиях развивающейся глобализации и унификации системы образования. Знание подрастающим поколением культуры и истории своего народа – это залог стабильности жизни в настоящем и ее развития в будущем. Поэтому одной из главных задач современной системы образования является приобщение обучающихся к истории и культуре своего народа и воспитание духовно-нравственной личности, которая будет носителем исторической памяти.

Изучение и использование традиций народного воспитания в современной педагогике может помочь формированию личности с высоким уровнем этнокультурной и гражданской идентичности, развитым чувством социальной ответственности и патриотизма.

Объектом исследования в данной работе выступают традиции народного воспитания якутов.

Предметом исследования – использование традиций народного воспитания якутов в современной педагогике.

Целью работы является демонстрация необходимости использовать традиции народного воспитания якутов в современном образовании.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) анализ подхода к традициям народного воспитания в трудах великих педагогов России;

2) изучение традиций народного воспитания в культуре якутов;

3) исследование особенностей использования традиций народного воспитания в современном образовании Республики Саха (Якутия).

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и приложения. Первый раздел «Народное воспитание как предмет педагогического исследования» посвящен анализу подходов к традициям народного воспитания в трудах выдающихся русских педагогов. Во Втором разделе «Традиции народного воспитания в культуре якутов» рассматриваются особенности народной педагогики якутов. В Третьем разделе «Использование традиций народного воспитания в системе образования Республики Саха (Якутия)» рассмотрено содержание учебного предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия) и представлена методическая разработка урока по теме «Якутский праздник лета – Ысыах!» для 6 класса.

 

 

 

Раздел 1. Народное воспитание как предмет педагогического исследования

Впервые идея воспитания подрастающего поколения на традициях родного народа была высказана еще в XVΙΙ в. великим мыслителем-гуманистом, выдающимся педагогом Яном Амосом Коменским, который был глубоко влюблен в свой родной чешский язык, родную культуру и родной народ. Идея использования народных традиций воспитания в системе образования нашла дальнейшее развитие в работах великих русских педагогов: Константина Дмитриевича Ушинского, Антона Семеновича Макаренко, Василия Александровича Сухомлинского. Сам термин «народное воспитание» был введен основоположником русской педагогики К.Д. Ушинским, идеи которого о народном воспитании в образовании детей оказали огромное влияние на многие поколения педагогов.

К.Д. Ушинский полагал, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы. Он считал, что: «напрасно мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ, с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю, все его лучшие и худшие качества» [9, с. 482].

Идею народности воспитания К.Д. Ушинский развивал в таких научных трудах, как «О народности в общественном воспитании», «О нравственном элементе в русском воспитании», «Труд в его психическом и воспитательном значении» и др. Ушинский считал, что: «Чувство народности так сильно в каждом, что при общей гибели всего святого и благородного оно гибнет последнее. Взяточник, истачивающий, как червь, силы своей родины, сочувствует ее славе и ее горю. В злодее, в котором потухли все благородные человеческие чувства, можно еще доискаться искры любви к отечеству: поля родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека. Есть примеры ненависти к родине, но, сколько любви бывает иногда в этой ненависти!» [10, с. 160]. На примере людей, поселившихся на чужбине, он показывал, как живуча народность в теле человека. Поколения сменяют друг друга, забывая имя своей родины, но пока приливы новой крови не станут больше чем родной, чувство народности будет оставаться в человеке мертвой вставкой.

К.Д. Ушинский считал, что общей системы народного воспитания для всех народов не существует ни в практике, ни в теории. Пропагандируя идею народности в воспитании, он полагал, что в образовании нужно учитывать своеобразие народа, которое было обусловлено его историей, географическими и природными условиями. Исходя из этого, великий педагог пришел к тому, что у каждого народа существует своя особенная система воспитания, заимствование которой другим народом невозможно. Опыт других народов в воспитании, как и в истории, есть драгоценное наследие, которое принадлежит всем народам. Но как бы заманчиво не было взять образец системы воспитания у другого народа, каждый народ должен стремиться создать свою собственную систему воспитания.

Именно воспитание, созданное самим народом, выработанное веками, основанное на народных началах, имеет такую силу, которой нет в системах воспитания других народов.

Важным вопросом своей деятельности К.Д. Ушинский считал подготовку человека к жизни. Школа, по его мнению, должна развивать умственные способности учащихся, давать им такие знания, которые могут пригодиться в реальной жизни и использоваться в общественных интересах. Руководствуясь принципом народности, он утверждал, что системой воспитания детей должен управлять сам народ, то есть воспитание должно быть народным и охватывать школой все подрастающие поколения. "Народность, – утверждал он, – является до сих пор единственным источником жизни народа в истории. В силу особенностей своей идеи, вносимой в историю, народ является в ней исторической личностью" [10, с. 161].

По мнению К.Д. Ушинского, учителем в школе может быть только человек, который максимально приближен к народу, владеет родным языком и живет народными интересами. Помимо того, что учитель должен быть близок к народу, он должен быть высокообразованным человеком с широким кругозором, с набором энциклопедических знаний, должен любить свою профессию, постоянно стремиться к совершенствованию своего педагогического мастерства. Учитель должен ясно представлять цель своей педагогической деятельности, владеть методикой обучения, уметь четко излагать свои мысли и передавать свои знания юному поколению, должен быть не только хорошим преподавателем, но и хорошим воспитателем. Ушинский считал что человек, который учит детей, должен быть и хорошим психологом, знать психологические особенности ребенка, чтобы иметь моральное воздействие на своего ученика.

В своих педагогических трудах Ушинский писал, что особое значение в воспитании личности должен занимать родной язык, поскольку глубокое овладение родным языком прививает ребенку любовь к родине. Язык не только средство передачи информации, но и способ сохранения этноса. «Родное слово есть именно та духовная одежда, в которую должно облечься всякое знание, чтобы сделаться истинной собственностью человеческого сознания» [12, с. 356]. Ушинский утверждал, что через родной язык передаются идеи, понятия, отношение человека к окружающему миру. Родной язык имеет огромное влияние в самопознании человека, занимает значительное место в воспитании и развитии ребенка. Сознательное овладение родным языком, усвоение его форм, выработанных народом, несомненно, вводит ребенка в мир народной мысли, чувства и жизни, другими словами, ребенок входит в духовный мир своего народа. Развивая речь ребенка различными грамматическими формами, педагог расширяет знание родного языка, а также развивает способность абстрактно мыслить.

Фольклор, по мнению Ушинского, является источником богатств родного языка, а также источником народной мудрости. С помощью загадок дети развивают свои умственные способности, смекалку и находчивость. Пословицы и поговорки влияют на нравственное воспитание детей; благодаря их форме, дети легко запоминают пословицы и поговорки и лучше понимают их смысл.

Сказки, как говорил Ушинский: «первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться с педагогическим гением народа» [21, с. 38]. Именно с помощью сказки дети понимают, что такое «хорошо», а что такое «плохо», что такое, добро и зло. Анализируя поступки героев сказок, дети учатся анализировать свои собственные поступки. Сказки расширяют кругозор и развивают воображение ребенка.

Сердцевиной народной педагогики является трудовое воспитание. К. Д. Ушинский считал, что труд – это способ формирования личности. Труд играет важную роль в формировании мировоззрения, создает основу для развития задатков и способностей личности. Труд неотделим от нравственности, он лежит в основе морали, а мораль определяет честь, достоинство и счастье человека. Ушинский осуждал дворянскую систему воспитания, так как эта система относилась с пренебрежением к труду и людям, которые занимаются умственным и физическим трудом, всячески поощряя пустую болтовню и праздность, когда человек остается без умственного и физического труда. Такое воспитание он называл «потешающей педагогикой».

Необходимость физического труда Ушинский обосновывал тем что, физический труд поддерживает физические силы человека, здоровье и физические способности. А умственный труд, приводя в работу нервную систему, хорошо влияет на обращение крови и пищеварение. Физический труд не только приятен, но и полезен после умственной деятельности, поэтому необходимо эти виды деятельности чередовать. Человек, который в силу жизненных обстоятельств лишен труда, или человек, который не приучен к труду, по мнению педагога, обречен на разрушение своей личности. Нельзя жить одними только наслаждениями, они ведут только к разврату и разрушению личности. Человек, который находится в постоянной напряженной деятельности, по мнению Ушинского, обладает высшим счастьем.

Но не всякий труд идет на пользу личности, а лишь тот труд, который является свободным и общественно полезным, хорошо организованным с учетом особенностей и возможностей человека. В своих работах Ушинский утверждал, что только свободный общественный труд развивает в человеке его нравственные качества и чувство достоинства.

Ушинский считал, что ребенка нужно приучать к труду постепенно, учитывая его возрастные особенности и уровень развития. Воспитатель должен подготовить ребенка к труду, а для этого необходимо так подобрать учебный материал, чтобы привить ребенку вкус к приобретению знаний, сделать учение интересным. Но это не означает, что учение нужно превращать в игру. Ушинский считал, что труда без трудностей не бывает, ведь именно трудности в трудовой деятельности воспитывают и закаляют личность.

Дальнейшее развитие идеи народной педагогики получили в трудах А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.

Выдающийся советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко (1888-1939) объединил в своем творчестве педагогические идеи о формировании личности и традиции народной педагогики. Он успешно применял теорию на практике. В созданной им трудовой коммуне им. Ф.Э. Дзержинского А.С. Макаренко занимался воспитанием несовершеннолетних нарушителей и беспризорных детей (500-600 человек), которые не могли жить в обществе или с которыми не могли самостоятельно справиться родители. Гениальный педагог достиг такой вершины мастерства, что в его колонии не было ни одного воспитателя. Однако официальной научной педагогикой учение Макаренко не признавалось, и даже было под запретом.

В педагогической системе А.С. Макаренко труд является необходимым фактором воспитания, потому что труд закаляет характер человека и укрепляет жизненную сноровку. Именно с помощью труда человек начинает ценить себя и развивать свое человеческое достоинство. В его коммуне им. Ф.Э. Дзержинского воспитанники сами зарабатывали себе деньги, работая на заводе, который построили сами же за один год. На этом заводе они производили фотоаппараты. Вырученные деньги шли на зарплаты работающим, а также на содержание младших воспитанников и на стипендии воспитанникам, обучающимся в ВУЗе. Воспитанники имели возможность откладывать заработанные деньги на сберегательные книжки, чтобы обеспечить себя деньгами после выпуска из коммуны. В возрасте 16-19 лет воспитанники становились квалифицированными работниками и начальниками отделов.

По мнению Макаренко, в процессе трудовой деятельности нужно развивать у детей умение ориентироваться и планировать работу, бережно относиться к средствам производства и материалам, а также ко времени и качеству своей работы. Во избежание узкой специализации, нужно переключать детей с одной работы на другую.

Педагогический опыт и новаторские идеи А. С. Макаренко стали мощным толчком для развития отечественной педагогики. Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) – один из выдающихся педагогов своего времени – называл А. С. Макаренко своим учителем. Вместе с тем, В.А. Сухомлинский был приверженцем идеи народности воспитания К.Д. Ушинского. Изучая идеи К. Д. Ушинского и А. С. Макаренко о народности воспитания, В. А. Сухомлинский обращал внимание на те, стороны народной педагогики, которые способствуют становлению личности: трудовое, нравственное, физическое, эстетическое, умственное воспитание; писал о роли игры, эмоций, природы и семьи в формировании личности. В. А. Сухомлинский считал, что традиции народного воспитания, особенно трудового и эстетического, играют огромную роль в формировании личности.

Как и А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинский уделял значительное внимание воспитанию у детей любви к труду, трудолюбия, бережного отношения к результатам трудовой деятельности как важнейшему средству формирования личности. Он считал, что сын должен продолжить дело отца и передать это дело своим детям; так будет устанавливаться тесная связь поколений, без которой невозможно трудовое воспитание.

В.А. Сухомлинский выступал против пустой траты времени, пустой болтовни, праздности, ничегонеделания. Он отмечал, что все это постепенно проникает в жизнь детей, потому что родители считают, что дети должны только играть, развлекаться и забавляться, что счастье детства заключается в безмятежности и радости жизни. В результате, дети даже не понимают, откуда это счастье пришло и какой ценой она завоевано.

По мнению Сухомлинского, некоторые родители думают, что любовь к труду и трудолюбию приходит к человеку с возрастом, а потому в таких семьях дети вплоть до подросткового, а иногда и до юношеского возраста не знают, что такое серьезный труд, как не знают и особых хлопот, а свободное время тратят на различные развлечения и игры. В функции семьи, как считал Сухомлинский, входит воспитание ребенка и обеспечение его всеми благами, но так, чтобы всего было в меру, без всяких излишеств, иначе ребенок вырастет неблагодарным и безответственным. Выдающийся педагог связывал труд со здоровьем и физической силой, а ощущение полноты физической силы и здоровья считал источником хорошего настроения, оптимизма, а самое главное – основой преодоления трудностей в жизни.

В формировании личности, по мнению В. А. Сухомлинского, семья и родители играют определяющую роль, ведь семья – это первичная ячейка человеческих отношений. В своих трудах педагог писал, что ребенок является воплощением своих родителей. Если муж не уважает жену, то и ребенок не будет уважать свою мать. Ребенок счастлив лишь тогда, когда счастливы его родители, ведь он видит, как они любят друг друга, видит их улыбки и их взаимоотношения. В книге «Сердце отдаю детям» Василий Александрович описывал свою работу с семьями своих учеников, писал о том, как изучал каждую отдельную семью, поскольку для успешного обучения ребенка в школе необходим единый сплоченный коллектив родителей и детей.

Эстетическое воспитание, приобщение подрастающего поколения к прекрасному и народной эстетике является, по мнению Сухомлинского, важным компонентом народной педагогики, рассматривающей красоту как источник нравственного богатства личности. Важно, чтобы каждому ребенку было присуще чувство прекрасного. Поэтому важнейшей задачей эстетического воспитания личности было: «научить ребенка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе» [8, с. 156].

Таким образом, идея народности в воспитании, берущая начало в трудах К. Д. Ушинского, получила дальнейшее развитие и практическое применение в педагогической деятельности А.С. Макаренко и В. А. Сухомлинского, воплотившего идеи народной педагогики в своей педагогической системе, которую он применял в «Школе радости».

К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский были согласны в том, что народная педагогика – это кладезь коллективного творчества многих поколений, народная мудрость, которая накапливается веками. Именно благодаря этому традиции народного воспитания формируют только положительные качества личности и характера ребенка.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: