Раздел 3. Использование традиций народного воспитания в системе образования Республики Саха (Якутия)




В Российской Федерации проживают представители более 160 народов, поэтому наша страна по праву считается многонациональной. Республика Саха (Якутия) – субъект Российской Федерации, где по переписи 2010 года проживают более 120 представителей различных этносов. По этническому составу жителей Республика Саха (Якутия) является небольшой моделью нашей страны.

В условиях глобализации современного мира в Республике Саха (Якутия) активно возрождается интерес к истории и культуре народов Саха, их обычаям и обрядам, в которых закреплены традиционные ценности предков и народные традиции воспитания. Этнокультурно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. Благодаря возвращению к своим истокам, народы Саха все чаще вспоминают традиции народного воспитания и все чаще используют народный опыт формирования полноценной личности в современной школе.

Многими учителями Якутии разработаны современные программы обучения на основе традиций народного воспитания. Функционируют различные кружки (танцевальные, музыкальные, театральные), которые популяризируют культуру народов Саха, обучают детей древним ремеслам, как, например, кружки «Маленькая хозяюшка», где девочек обучают приготовлению якутских национальных блюд, и «Мастер на все руки», где мальчики работают с деревом.

Во всех школах Якутии ведется обучение якутскому языку и литературе. В Якутске есть такие концептуальные школы, как Якутская городская национальная гимназия и школа «Айыы Кыhата», в которых учебный процесс построен с соблюдением якутских традиций и праздников. В этих школах празднуются Ысыах, День Олонхо, День якутского языка, а каждый месяц имеет свою специфику, с учетом которой построен учебный план школы.

Благодаря использованию традиций народного воспитания, в современных образовательных учреждениях Якутии обучающиеся познают истоки своего народа, культуру, традиции, обычаи и обряды, духовно-нравственные ценности народа, развивают свое этническое самосознание, что помогает формировать полноценную личность в развивающемся мире.

В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится о единстве федерального культурного и образовательного пространства, о защите и развитии системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; о том, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру.

К числу обязательных предметов в Якутии относится предмет «Культура народов Республики Саха (Якутия)», который изучается в образовательных учреждениях с русским и якутским языком обучения в объеме 1 час в неделю, 34 часа в учебном году.

Целью учебного предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)» является развитие и воспитание личности, которая хорошо знает культуру своего народа и уважает культуру других народов. Изучение этого предмета должно обеспечить реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая была принята в качестве методологической основы разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Задачи учебного предмета:

· Знакомство обучающихся с основными особенностями культуры своего народа и культур народов, проживающих на территории республики;

· Расширение кругозора школьников путем приобщения к материальной и духовной культуре коренных народов, проживающих на территории Якутии;

· Пробуждение интереса и стремления изучать историю и культуру предков;

· Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и уважения не только к своей культуре, но и культуре других народов.

· Результатами освоения учебного предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)» должны стать:

· Формирование ценностного отношения обучающихся к культурам всех народов, проживающих в Республике Саха (Якутия);

· Развитие умения представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения и сотрудничества с людьми другой культуры, верования и этнической принадлежности;

· Осмысление учениками общего положения народов Якутии в современном мире.

В процессе изучения предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)» и ознакомления с устным народным творчеством, народным пением, музыкой, традициями повседневной жизни и календарными обрядами обучающиеся формируют представление о культурном и языковом многообразии Якутии и приобретают:

· умение учитывать особенности культур народов Якутии и России;

· умение взаимодействовать с представителями различных культур.

· умение работать с источниками информации о культуре народов Якутии;

· умение сравнивать и анализировать быт и культуру народов Якутии.

В качестве примера использования традиций народного воспитания в современном образовании Республики Саха (Якутия) мы представляем методическую разработку урока по теме «Якутский праздник лета – Ысыах!» по предмету «Культура народов Республики Саха (Якутия)» для 6 класса.

Тема: «Якутский праздник лета – Ысыах!»

Класс: 6 класс

Цели урока:

Образовательная: формирование представления о празднике Ысыах, о традициях, обрядах и обычаях народа саха.

Воспитательная: воспитание уважительного отношения к своей родной культуре и толерантного отношения к культуре других народов.

Развивающая: развитие умения извлекать информацию и наблюдать, выполнять действия по образцу.

Задачи урока:

· Познакомить учеников с такими понятиями, как: Ысыах, Олонхо, осуохай, алгыс, сэргэ, тюсюлгэ, кумыс, чорон, ураса, Игры Дыгына.

· Познакомить учеников с культурой народа саха путем интерактивного проведения праздника Ысыах.

Основные понятия урока: Ысыах, Олонхо, осуохай, алгыс, коновязь, тюсюлгэ, кумыс, чорон, ураса, Игры Дыгына.

Тип урока: комбинированный

Средства обучения:

· условно-графическая наглядность – карта Республики Саха (Якутия);

· изобразительная наглядность – фотографии с праздника Ысыах, картины художника-реставратора Тимофея Степанова с выставки «Миры Олонхо»;

· презентация к уроку (см. приложение №1);

· аудио и видеозапись с праздника Ысыах;

· Олонхо «НюргунБоотур Стремительный», автор Ойунский П. А.

План-конспект урока:

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Прошу всех сесть на свои места, и начнем наш урок.

Введение в тему урока:

– Кто мне скажет, что же сегодня будет за урок? Для чего все это подготовлено?

Правильный ответ: для праздника Ысыах.

На интерактивной доске появляется тема урока: Якутский праздник лета – Ысыах!

– Многие из вас слышали и принимали участие в якутском национальном празднике встречи лета Ысыах, но не многие знают, с чем связан этот праздник, какие обряды и ритуалы используются на празднике Ысыах.

Подготовка к усвоению нового материала:

– Итак, кто мне скажет, что же это за праздник Ысыах? Кто из вас был на этом празднике? Какие впечатления остались у вас после праздника? Понравилось ли вам?

– Сегодня мы узнаем много нового и интересного о празднике Ысыах, узнаем какие обряды и ритуалы проводятся на этом празднике встречи лета.

Новый материал:

Якутский национальный праздник Ысыах – самый главный праздник в Республике Саха (Якутия), он связан с началом лета и нового года, а также с культом солнечных божеств. Это праздник плодородия. Традиционно праздник праздновался 21 июня, в день солнцестояния, но сейчас с 10 по 25 июня в каждом населенном пункте Якутии отмечают приход тепла и возрождения природы – светлый праздник Ысыах. С 1991 года Ысыах объявлен государственным праздником Якутии. Сейчас этот праздник является символом единения и дружбы всех жителей республики.

– Вопрос к классу: Как вы думаете, когда началось празднование Ысыаха?

По преданию первый Ысыах был устроен Эллэй Боотуром примерно в 1128-1130 гг., когда он прибыл в долину Туймааду. В 1921 году исследователь якутской культуры Г. В. Ксенофонтов записал со слов жителя Кангаласского улуса текст. Прочтем его: «Эллэй налил кумыс чорон, положил туда куски масла, стал ногой на подстилку из конской кожи и, обратившись лицом на восток, поднял чашу вверх. Затем подошел к огню и вылил трижды на него из чаши немного кумыса в качестве угощения Юрюн Айыы Тойону. Слегка повернулся по солнцу правее и поднял свою чашу в честь Хомпоруун Хотой Айыы и также троекратно полил кумыс в огонь. Дальше, повернувшись еще правее, держал чашу, именуя Джесегей Айыы Тойона. Всего поднимал чашу семь раз. Когда Эллэй совершал обряд, люди видели белую птицу, которая кругами парила под облаками над урасой. Так вот до теперешней поры якуты, впервые научившись от Эллэя, имеют обыкновение поднимать чашу и поминать Айыы Тойона» [20, с. 101]. Так началось празднование Ысыаха.

Ысыах является уникальным богатством народа Саха, символизирует собою торжество жизни и природы на земле Олонхо. В этом празднике отображена традиционная картин мира и мировоззрение якутов; в нем представлены фольклор народа, обряды и обычаи, национальная одежда, кухня, праздничная утварь, ремесла и архитектура.

Обращение к ученикам: Ребята, то, что вы видите вокруг себя, – это имитация места проведения Ысыаха. Какие предметы вы видите вокруг себя?

Правильный ответ: тюсюлгэ, сэргэ, салама, чорон, кумыс, ураса.

Как и в древности, Ысыах устраивается внутри ритуального круга из молодых берез (чэчир). В центре ритуального круга устанавливается сэргэ – коновязь с арочным украшением также из молодых берез. В традиционных представлениях якутов сэргэ является символом Мирового древа и оси Вселенной. В настоящее время сэргэ символизирует единство и дружбу всех народов, которые живут на территории нашей республики.

Обычно рядом с сэргэ устанавливают тюсюлгэ, которая ограждена саламой, состоящей из кусочков цветной ткани и конского волоса, в центре же тюсюлгэ находится алтарь в виде миниатюрной урасы и аар багах с ритуальной утварью и посудой с кумысом.

Вопрос к ученикам: Знаете ли вы, какие обряды проводятся на Ысыахе?

Первый обряд, который проводится в самом начале праздника, – это Алгыс- благословление. Молитва начинается, когда Солнце находится в самом зените. Сейчас я включу видео, и мы проведем обряд Алгыс.

Вы видите, что шамана Айыы или Алгысчыта сопровождают девять невинных юношей и восемь чистых девушек. Алгысчыт сначала обращается к народу, а затем поворачивается к востоку и начинает свой Алгыс к Высшим Небесным Светлым силам – Аар Айыы. В левой руке он держит большой чорон с кумысом, а в правой – ритуальную ложку- хамыйах. Обрядовая утварь должна быть обязательно выполнена из дерева.

Вопрос к классу: Что же такое чорон и кумыс?

Правильный ответ: Чорон – это священный сосуд для распития молочного напитка – кумыса. Налитый в чорон кумыс используют при чтении Алгыса, а так- же для церемонии распития кумыса.

Алгысчыт обращается к высшему богу – Үрүҥ Аар Тойон и Светлым Аар Айыы, перечисляя и восхваляя их достоинства. Каждое обращение Алгысчыта сопровождается трехкратным обрызгиванием вверх кумысом. Затем юноши и девушки преподносят налитый в чорон кумыс главным гостям торжества. Вот так проводится обряд Алгыс на якутском празднике Ысыах. Главная цель Алгыса – предотвращение всевозможных глобальных бед, болезней и прошение благословения.

По традиции Ысыах – это семейный праздник. Все члены семьи тщательно готовятся к празднованию Ысыаха. Каждая якутская семья, которая принимает участие в Ысыахе, заранее готовит якутские блюда, шьет национальную одежду, изготавливает кумыс, быппах и саламат. Сейчас мы с вами сядем в тюсюлгэ и отведаем традиционные оладьи и сметану.

Во время праздника все близкие и родственники обязательно проводят совместную трапезу. Уважаемые и почтенные члены семьи дают благословение молодым людям. После совместной трапезы все принимают участие в осуохай – обрядовом танце, состоящем из девяти кругов, символизирующих Солнце. Осуохай считается танцем, объединяющим людей земли Олонхо. Взявшись за руки, участники осуохая передают друг другу заряд положительной энергии и сливаются в одном ритме. Во время праздничного хоровода распеваются песни, воспевающие силы Природы, ее красоту и величие, а также наступление благодатного лета и изобилия.

Обращение к ученикам: Итак, сейчас мы, взявшись за руки, будем танцевать танец осуохай. Ребята, заметьте, что левая рука должна быть сверху, а правая снизу, левая нога впереди, и будем двигаться по Солнцу. Для полного погружения в танец мы включим аудиозапись песни. У каждого запевалы может быть своя песня, но все песни осуохай начинаются медленно, затем ритм ускоряется. (Включается аудиозапись, дети танцуют танец).

Как правило, Ысыах празднуется два дня. В ночь с первого на второй день все встречают первые лучи Солнца. Момент восхода Солнца в первый день солнцестояния якуты считали великим чудом, и именно поэтому в старину праздник Ысыах начинали со встречи Солнца, встречали утреннюю зарю с благословением Уран Айыы Аар Тойона и совершали в его честь окропления кумысом. Алгысчыт обращался к божествам в полной тишине, поднимая свои руки к Солнцу, за ним это повторяли все присутствующие.

Обращение к ученикам: Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик, где читается Алгыс и исполняется тойук алгысчытом, и поднимем руки, чтобы зарядиться силой и энергией на весь год. (Включается видеоролик).

Таким своеобразным обрядом, якуты демонстрировали свою радость наступающему после длинной и суровой зимы долгожданному лету. Считается, что с первыми лучами Солнца происходит сближение людей и богов. Через лучи Солнца люди заряжаются энергией и силой на целый год, а также очищаются от грехов, которые накопились за год.

С давних времен, когда предводитель народа саха – Дыгын проводил Ысыах с целью объединения своего народа, он проводил спортивные состязания, на которые созывал из улусов самых сильных и достойных богатырей-боотуров.

Традиция проводить спортивные состязания сохранилась до сих пор, их назвали в честь предводителя народа саха Дыгына – Игры Дыгына. Ежегодно на Ысыахе Туймаады, проводятся состязания боотуров, где самые сильные и достойные из разных улусов Якутии показывают свою силу, ловкость и сноровку в нескольких якутских национальных играх: кылыы (прыжки на одной ноге); куобах (прыжки на обеих ногах); ыстанга (прыжки с чередованием ног); борьба хапсагай – якутская борьба, где проигрывает коснувшийся земли хотя бы пальцем; стрельба из лука. На Играх Дыгына побеждает самый ловкий, сильный и удачливый боотур, которого затем одаривают ценными подарками, а имена победителей, которые становятся народными героями, с уважением передаются из уст в уста,

Вопрос к классу: кто еще не был на празднике Ысыах?

Всем кто не был, рекомендую побывать хотя бы один раз на самом масштабном празднике нашей Республики, чтобы почувствовать культуру народа саха. На празднование приезжают большими компаниями и семьями, разводят костры и живут в палатках, большинство ходят в якутских костюмах и участвуют в обрядах и обычаях. Праздник встречи лета показывает, что у якутов поистине сильные народные традиции, обряды и обычаи, которые бережно сохраняются. Сегодня праздник Ысыах объединяет не только народ саха, но и всех жителей нашей большой страны, ведь с каждым годом на праздник приезжает все больше и больше гостей из других регионов России.

Спасибо за внимание, ребята!

 

Заключение

Формирование полноценной личности в современном поликультурном мире основано на воспитании уважительного отношения к культурной самобытности всех народов, проживающих на территории Якутии и России; на развитии осознанного отношения к своей этнокультурной и гражданской идентичности; на признании общечеловеческих ценностей и соблюдении обычаев своего народа; на уважении к себе и к окружающим, к социальному и природному миру.

Проделанное исследование позволяет сделать вывод о том, что традиции народного воспитания как никогда необходимы в современной педагогике, потому что аккумулируют в себе народную мудрость и коллективное творчество многих поколений.

Народное воспитание является составной и неотъемлемой частью культуры каждого народа. Народная педагогика – это не только неиссякаемый запас мудрости, педагогической мысли и нравственного здоровья, но и уникальная система воспитания, которая складывалась многими столетиями.

Народное воспитание стало фундаментом для возникновения научной педагогики и оказало огромное влияние на ранние стадии ее развития.

Народное воспитание и научная педагогика должны, и сегодня гармонично дополнять и обогащать друг друга.

Использование традиций народного воспитания якутов в современной педагогике формирует у подрастающего поколения уважительное и бережное отношение к природе, почитание своих предков, уважение к старшим, к труду, традициям, быту, обрядам и обычаям своего народа.

Благодаря использованию традиций народного воспитания в современных образовательных учреждениях Якутии, молодое поколение познает историю своего народа, его культуру, традиции, обычаи и обряды, усваивает духовно-нравственные ценности народа, развивает свое этническое самосознание.

Актуальность и практическая значимость учебного предмета «Культура народов Саха (Якутия)» и предложенной в данной работе методической разработки урока по теме ««Якутский праздник лета – Ысыах!» для учащихся 6 класса состоят в том, что они знакомят обучающихся с традиционным мировоззрением, обрядами и обычаями якутов и позволяют применить традиции народного воспитания якутов в современной педагогике с целью воспитания духовно-нравственной личности, которая будет обладать исторической памятью, уважать свои истоки, Родину, народ, родное слово и культуру.

 

Список литературы

Книги:

1. Алексеев Н.А. Предания, легенды и мифы саха (якутов) [Текст] / Н.А. Алексеев, Н.В. Емельянов, В.Т. Петров. - Новосибирск: Наука; Сибирская издательская фирма РАН, 1995. – 400 с.

2. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского [Текст] / Н.К. Гончаров. – М.: Педагогика, 1974. – 270 с.

3. Искусство якутских олонхосутов: монография [Текст] / ред.: С. Н. Азбелев, Н. В. Емельянов; Ин-т яз. лит. и истории Якут. фил. СО АН СССР. - Якутск: Кн. изд-во, 1982. - 128 с.

4. Ксенофонтов Г. В. Ураанхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов. Том 1, 1-я книга. [Текст] / Г. В. Ксенофонтов. – Якутск: Бичик, 1992. – Т. 1, кн. 1. – 416 с.

5. Кулганов, В. А. История педагогики и образования: для бакалавров: учебник для вузов [Текст] / В. А. Кулганов, Е. Л. Николаева, П. И. Юнацкевич. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 255 с.

6. Неустроев, Н.Д. Этнопедагогика народов Севера / Н.Д. Неустроев. - Якутск: изд-во ЯГУ, 1999. - 136с.

7. Романова. Е.Н. Якутский праздник Ысыах: Истоки и представления [Текст] / Е.Н. Романов. - Новосибирск: ВО “Наука”. Сибирская издательская фирма, 1994. - 160 с.

8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. – Концептуал, 2016. – 320 с.

9. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании [Текст] / К.Д. Ушинский. Собрание сочинений в 11 т. Том 2. Изд. АПН РСФСР. М-Л. 1948. С.425- 488.

10. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании [Текст] / К.Д. Ушинский Собрание сочинений в 11 т. Том 2. Изд. АПН РСФСР. М-Л. 1948. С.69-166.

11. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении [Текст] / К.Д. Ушинский Собрание сочинений в 11 т. Том 2. Изд. АПН РСФСР. М-Л. 1948. С.333- 361.

12. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка [Текст] / Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. Том 5. Изд. АПН РСФСР. М-Л. 1949. С.333-356.

13. Шадрина А. А. Якутские народные игры [Текст] / А.А. Шадрина. – Якутск: изд-во ЯГУ, 1990. – 116 с.

14. Шамаев Н.К. Нравственное развитие школьников в процессе традиционного физического воспитания / Н.К. Шамаев; под ред. Д.А. Данилова. - М.: Academia, 2000. - 208 с.

15. Илларионов В.В. Куорат оһуохайдьыттара [Текст] / В.В. Илларионов, К. Д. Уткин; Дьокуускай куорат мэриятын культураҕа салалтата, «Опускай» о-вота. - Дьокуускай: Ситим, 1995. - 80 с. Запевалы осуохайа. (якут.)

Электронные ресурсы:

16. Афанасьева Л. И., Маркова О. П. Влияние национальных традиций на воспитание детей в якутских семьях [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 30. – С. 250–253. – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2016/56628.htm (дата обращения 25.03.2017).

17. Габышев А.И. Традиции народа саха как средство формирования основ физической культуры у младших школьников [Электронный ресурс] / А.И. Габышев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. - №43-2. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsii-naroda-saha-kak-sredstvo-formirovaniya-osnov-fizicheskoy-kultury-u-mladshih-shkolnikov (Дата обращения: 7.04.2017)

Нормативные документы:

18. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: фед. Закон от 29 дек. 2012 №273 ФЗ. – Сайт министерства образования и науки РФ https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2974 (Дата обращения 5.04.2017).

Статьи:

19. Лукина А.Г. Круговой танец осуохай: идеи, образы, символы [Текст] / А.Г. Лукина // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. – 2006. - №4. – С. 69-72.

20. Николаев Т.Н. Кумыс в традиционной культуре якутов (на материале якутского героического эпоса Олонхо) [Текст] / Т.Н. Николаев // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова: Серия Эпосоведение. – 2016. - №1. – С. 99-104.

21. Тайбарей Н. В. Роль художественной литературы в нравственно-трудовом воспитании детей [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 38-39.

 

Приложение № 1

Презентация к уроку

Продолжение приложения 1

Продолжение приложения 1

Продолжение приложения 1

Продолжение приложения 1

Продолжение приложения 1

Продолжение приложения 1

Продолжение приложения 1

Окончание приложения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: